Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Среда, 13.12.2017, 13:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [16]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Педагогический опыт музыкального руководителя Автайкиной И.А.

Эстетическое  воспитание детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе подготовки и проведения праздников

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность эстетического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду неоспорима в современном обществе. Невозможно воспитать полноценную личность без развития эстетических чувств и переживаний, формирования представлений и знаний об искусстве, его основных направлениях, умения видеть прекрасное в жизни, любить произведения живописи, музыки, литературы и наслаждаться ими, а также без собственного посильного участия каждого ребенка  в художественно-творческой деятельности.

Работа по эстетическому воспитанию детей с нарушенным  слухом требует особого внимания, т.к. таким детям  свойственно своеобразие сенсорной, речевой, познавательной и эмоциональной сферы.  Восприятие и осмысление будет более полным при использовании ярких красочных образов, впечатлений.  Праздник в детском саду для решения данной проблемы можно рассматривать как средство комплексного воздействия на развитие слабослышащих детей, в том числе как  мощное средство эмоционально-психологического воздействия и эстетического воспитания. Активное участие детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздников и развлечений способствует накоплению эстетического опыта, развитию положительной эмоциональности, развитию речи детей, дает возможность получить новые и  закрепить ранее полученные навыки, способствует развитию творческих способностей, формированию дружеских отношений в детском коллективе.

Ведущая педагогическая идея

Праздник, сочетая различные виды искусства, оказывает большое влияние на чувства и сознание детей. Дополняя друг друга в раскрытии одной темы, номера, исполняемые детьми, объединяются в одно действо и увеличивают силу эмоционального воздействия, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка.

Праздник несет радость всем детям, учит видеть прекрасное. Каждый ребенок обладает исполнительскими способностями,  может почувствовать себя в роли артиста, актера, музыканта и ощутить свою причастность к миру искусства.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Для дошкольных учреждений, воспитывающих детей с нарушениями слуха, очень мало литературы, такой как методические разработки, сценарии утренников, которые были бы адаптированы для работы с детьми  данной категории. Работая по реализации программы по музыкальному воспитанию, при подготовке праздников и утренников я подбираю материал с учетом общих закономерностей развития ребенка дошкольного возраста, особенностей слабослышащего ребенка, индивидуальных особенностей каждого, а также с учетом принципов и подходов, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования:

  • Формирование общей культуры детей через развитие музыкальности в музыкальной деятельности и способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству.
  • Комплексно-тематический принцип, реализуемый в совместной деятельности взрослого и детей.
  • Использование игровой мотивации.
  • Компетентностный подход в построении процесса обучения и воспитания.
  • Формирование у детей деятельностного подхода к обучению.
  • Применение здоровьесберегающих технологий.

При подготовке праздника очень важно изначально составить хороший сценарий. Я разрабатываю сценарии, содержащие материалы, соответствующие особенностям и потребностям детей с ОВЗ. Это: яркая сюжетная линия, построенная на основе известных сказочных персонажей, разумная последовательность номеров и сценических действий, не допускающая усталости детей, доступность,  стихотворный авторский текст и отрывки из произведений известных детских  поэтов, правильный репертуар: необходимое количество включенных в каждую разработку танцев, стихотворений, песен, хороводов, инструментальных зарисовок.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея проходит через все содержание праздника. Усилению эстетического эффекта способствует праздничное оформление зала, яркие костюмы детей, доброжелательные улыбки зрителей. Все это - важные факторы эстетического воспитания.

Наличие теоретической базы.

Личность ребенка формируется постепенно в процессе коммуникативных действий со взрослыми и сверстниками, в процессе получения социального опыта. Личность ребенка с нарушенным слухом формируется в условиях дефицита информации, поступающей через слуховой анализатор. Это затрудняет процесс общения с нормально слышащими людьми, обедняет социальный опыт ребенка, что требует больших усилий для воспитания полноценной личности.

В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым, И. М. Догелем, И. М. Сеченовым, И. Р. Торхановым, Г. П. Шипулиным и др. Во второй половине XX в. музыкотерапия используется в лечебной и коррекционной практике как в разных направлениях в медицине, так и в психологии, в частности специальной психологии. Эффективность применения терапии музыкой в профилактико-адаптационных и лечебных целях подтверждают научные исследования А. С. Брусиловского, В. И. Петрушина, И. М. Гриневой, С. В. Шушарджана, А. Л. Готендинера, Н. Д. Масловой, С. Мамуловой, И. М. Гриневой, Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасова и др.  

О пользе праздников и развлечений как механизмов комплексного влияния на развитие и воспитание личности ребенка дошкольного возраста писали В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина, другие специалисты. Интересна работа «Особенности подготовки и проведения праздников в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха» авторов: Жук Михаил Викторович. Научный руководитель, доцент, канд. пед. наук Кораблёва Любовь Витальевна. Санкт-Петербург, 1991г. И все же  по теме изучения вопроса комплексного положительного воздействия праздника на развитие детей с нарушениями слуха,  разработок недостаточно. Напрашивается вывод о целесообразности развивать данную тему в педагогике.

Оптимальность и эффективность средств.

В процессе подготовки праздника я использую разнообразные средства: формы, методы и приемы работы. Применяю метод показа, видео и мультпрезентации  для знакомства с темой праздника, материалом, который будет взят в качестве репертуара данного конкретного праздника в форме исполнения танца, песни или инструментального произведения. Весь процесс от начала подготовки до осмысления результатов (последействия) праздника предполагает обязательное включение речевой функции: рассказа, диалогов, бесед с детьми, объяснения, показа с разъяснением, работы над песней, стихами, инсценированными фрагментами и целыми пьесами ( старший уровень), речевых игр, восприятия театрализованной речевой игры взрослых действующих лиц. Использую наглядный материал. Во время беседы или элементов беседы (с более младшими детьми) стараюсь заинтересовать детей темой праздника, вызвав в  детях эмоциональные проявления и речевую активность, чтобы они делились своими впечатлениями, имеющимся у них детским опытом.

Так как музыкальное воспитание входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», то при раскрытии темы каждого праздника отражается комплексный подход: педагоги  разных уровней на своих занятиях помогают детям шире раскрыть определенную тему, получить и углубить представления, заинтересовать ребенка.

Подготовка к праздникам проходит планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, незаметно на каждом музыкальном занятии при освоении программы по музыкальному воспитанию при разучивании песен, танцев, инструментальных зарисовок, лучшие из которых включаются в праздничные концерты и выступления.

Главное -  вызвать в воспитанниках искреннюю живую заинтересованность происходящим процессом, чтобы все действия педагогов и детей, связанные с подготовкой и проведением праздника, были естественны, вызывали желание заниматься происходящим и, соответственно, получались бы  положительные результаты развития.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников).

Праздник выполняет не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.  Он оказывает большое влияние на развитие речи. В процессе подготовки и проведения праздников осуществляется эстетическое воспитание детей.   

Дети получают первоначальные знания об искусстве, областях, жанрах, знакомятся с народным, классическим танцем, учатся различать их, исполнять на простейшем детском уровне, становятся певцами, у них появляются любимые песни.

К моменту выпуска дети показывают определенные успехи в умении декламировать стихи, исполнять песни, передавая настроение, характер музыкального произведения, задорно танцевать, выступать в элементарных сценических образах. У них развивается эмоциональное восприятие,  появляется чувство прекрасного, проявляются задатки любви к музыке и другим видам искусства. С лучшими номерами дети выступают на городских и республиканских площадках, а также участвуют в заочных конкурсах, организуемых на российском и международном уровне компетентными органами посредством электронно-коммуникативных технологий.

Распространение опыта.  

Свой накопленный опыт я фиксирую в виде выступлений на школьном уровне на методических объединениях и педагогическом совете, на международной научно-практической конференции «Евсевьевские чтения», в форме публикаций на личной странице международного портала сетевого педагогического сообщества «Maam.ru.  Некоторые материалы опубликованы в журналах «Чем развлечь гостей» г.Курган (песня «Снова белая зима»), «Педагог» (статья «Работа над голосом слабослышащих дошкольников на музыкальных занятиях») , на интернет-портале для педагогов «Радуния» (сценарий «про Красную Шапочку и 8 марта»), в издании «Педлидер» (Сценарий новогоднего утренника). Авторские песни «Мы – воспитатели» и «Песня об огоньке», изначально выпущенные на дисках, на данный момент получили широкое распространение у педагогов- пользователей интернет-сети. Мною подготовлено методическое пособие «Сборник сценариев праздников и развлечений в помощь музыкальному руководителю детского сада», в которое вошли собранные по календарному принципу сценарии утренников.  

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (19.01.2017)
Просмотров: 89
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Удовлетворены ли Вы организацией быта?
    Всего ответов: 5

    Все права защищены © 2017