Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Вторник, 23.01.2018, 18:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [16]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление инновационного педагогического опыта учителя-дефектолога Симаковой Г.Н.

Представление инновационного педагогического опыта учителя-дефектолога Симаковой Г.Н. 

«Использование жестовой речи в обучении детей с нарушением слуха»

Актуальность и перспективность опыта.

Технический прогресс шагает вперед семимильными шагами, но проблема страны глухих в мире слышащих остается. Приборы и операция дают лишь возможность глухим людям научиться слышать. А процесс этого обучения – длительный и сложный. То есть, даже получив возможность слышать, людям с потерей слуха сложно научиться дифференцировать различные звуки. Речь, формируемая у слышащих людей с момента рождения, у людей с потерей слуха ставится годами упорной работы с учителями-дефектологами. Поэтому эти люди вынуждены применять в своей жизни жестовый язык.

В связи с этим актуальным становится обучение нормированной, грамотной жестовой речи, что приведет к расширению их словарного запаса, повышению уровня жестовой и словесной речи, лучшему взаимопониманию, восприятию и пониманию в общении.

Теоретическая база опыта.

«Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей» (Л.С. Выготский).

Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие.

Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие — это и главный источник представлений об окружающем мире, и канал, обеспечивающий возможности общения с другими людьми, восприятия обращенной к нему речи. В процессе обучения и воспитания у этих детей совершенствуется тонкость и дифференцированность зрительного восприятия, в том числе мимики, движений губ, лица и жестов партнеров по общению.

Жестовая речь служит своеобразной компенсацией отсутствующей словесной речи, является средством, позволяющим глухому общаться с окружающими людьми. Особенности формирования и использования жестовой речи в процессе общения, ее роль в обучении глухих детей глубоко исследованы Г.Л. Зайцевой.

Специальная методика жестового языка в школе-интернате имеет три аспекта и опирается на:

  1. Учение Л.С. Выготского, исследования Г.Л. Зайцевой, И.А. Соколянского, Р.М. Боскис, С.А. Зыкова, Ж.И. Шиф и др.
  2. Данные смежных наук.
  3. Передовой практический опыт школ-интернатов.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

На начальных этапах психического развития жестовая речь возникает на основе экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств общения: глухие дети прибегают к естественным жестам в сочетании с выразительной мимикой, так как испытывают потребность в общении, стремятся установить контакты с близкими людьми и выразить свои желания. При этом сначала используются указательные жесты, затем — жесты, имитирующие некоторые действия, отражающие соотношения между предметами, драматизацию событий. Жестовая речь развивается во взаимосвязи с успехами глухих людей в познавательной и практической деятельности. Наглядные представления выражаются жестами, которые совершенствуются, все более точно и обобщенно отражают окружающую ребенка действительность. Для обозначения действия применяется его имитация, например, жестом «резать» изображается процесс резания. Этим способом часто обозначаются не только действия, но и предметы, с помощью которых эти действия совершаются («нож» изображается жестом, соответствующим действию «резать»). Для обозначения качества предмета используется имитация переживания, связанного с этим качеством (например, для обозначения качества «кислый» лицу придается выражение, соответствующее ощущению кислого). Еще один способ жестового обозначения заключается в наглядном описании предмета с помощью рисующего или пластического жеста.

Таким образом, в речевом развитии детей с нарушенным слухом наиболее наглядно и ярко выступает их своеобразие по сравнению с нормально слышащими детьми — более поздние сроки начала овладения словесной речью, одновременное и параллельное усвоение разных видов речи (словесной и жестовой; устной, письменной, дактильной), а также характерное для многих глухих словесно-жестовое двуязычие, трудности овладения словарным составом и грамматическим строем словесной речи. Все эти особенности влияют на развитие других познавательных процессов, прежде всего мышления, сказываются на формировании личности детей, их познавательных интересов.

И, конечно же, важнейшим условием развития речевого слуха является создание слухоречевой среды.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, методы, приемы. Опыт использования жестового языка школьников начинает складываться еще в дошкольном возрасте под влиянием семьи, если он воспитывается в среде глухих. Но в большинстве случаев глухие дети живут со слышащими родителями, которые не владеют жестами. Если ребенка не учить правильному словарному жесту, то он будет сам создавать свой словарь, малограмотный, примитивный, что вызывает тревогу среди педагогов и родителей. Так как у нас, у педагогов школы-интерната больше времени на воспитание и обучение глухих детей, мы должны использовать тот потенциал, которым обладает жест в развитии глухих детей.

«Учитель должен знать язык жестов, чтобы умело переводить имеющиеся у учащихся первоначальные наглядные образы в систему языковых значений и целенаправленно их развивать» (из «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида» под редакцией Т.С. Зыковой).

Перевод словесной речи на язык жестов является очень сложным процессом, так как многозначность и обобщенность слова с одной стороны и конкретность жеста с другой осложняют перевод. Чтобы обеспечить правильный и выразительный перевод необходимо руководствоваться определенными правилами и пользоваться рядом приемов:

  • показ речевого жеста должен быть правильным и четким;
  • жест должен быть выразительным, подчинен смысловым паузам, смысловому ударению и логике речи, нельзя забывать о мимике лица, как средстве выразительности, которое в языке жестов является интонацией;
  • жестовый перевод должен сопровождаться правильной артикуляцией;
  • необходимо включать в перевод дактилологию;
  • перевод должен быть осознанным, а не механическим, максимально точным;
  • при переводе должен сохраняться порядок слов в предложении.
  • необходимо знать мимический параллелизм, что делает жестовую речь образной.

В систему отработки и закрепления изучаемых жестов включается пять этапов:

Первый этап – показ жеста, пояснение его особенности. Воспроизведение жеста учащимися, повторение, закрепление.

Второй этап – нахождение сходства и различий в жестах. Это приучает быть внимательным к жесту, к точности его показа.

Третий этап – выполнение упражнений, требующих подобрать жесты-антонимы. Например: утро – вечер; светлый – темный и т.д. Далее жесты включаются в короткие, на 2 – 3 слова, словосочетания: около дома, вдоль дороги и т.д.

Четвертый этап – работа над фразой, сначала простой, потом более сложной. Здесь очень важным является перевод фраз, где одно и то же слово использовано в разных контекстах и требуется подобрать жесты, соответствующие смыслу данной конкретной фразы (многозначность жеста).

Пятый этап – работа с текстами. В систему работы с текстами включены: составление рассказа на заданную тему, пересказ художественного текста, описание картины, иллюстрации, случая из жизни – в жестовой форме. В работу над текстами следует включать перевод стихотворений, так как это вырабатывает ритм, пластичность, эстетичность, эмоциональность жестовой речи.

Метод обучения жестовой речи может быть назван аналитико-синтетическим, полисенсорным, концентрическим. Темы занятия диктуются рабочей программой и включают в себя необходимый бытовой словарь, например: «Учебные вещи», «Мебель», «Посуда», «Транспорт» и т.д.

На занятии решаются образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи. Образовательные здачи: обогащать словарь тематическими понятиями, учить грамотным жестовым обозначениям, учить осмысливать слово в контексте, учить анализировать сложное жестовое обозначение, учить определять сходство и различие жестов, учить вести диалог, учить соотносить жест с артикуляцией. Воспитательные задачи осуществляются через перевод учебных текстов, художественных произведений, формируются основы мировоззрения, правильное отношение к окружающему миру, а также самостоятельность и активность ученика. В коррекционно-развивающие задачи на фоне развития внимания, памяти, мышления включаем развитие чувства ритма, пластичности, сдержанности жестов, навыка чтения с губ. В оборудование занятия включаем индивидуальные слуховые аппараты, компьютер, проектор, экран, доску, словари, рисунки, картинки и другие нужные предметы.

Результативность опыта.

Я работаю учителем-дефектологом в школе для детей с нарушениями слуха уже более 17 лет. Считаю, что главное в обучении - наличие мотивации, заинтересованности, полное взаимопонимание с педагогом и уважение друг к другу. Моим ребятам интересно учиться, и это подлинный интерес. Родной для детей жестовый язык позволяет без затруднений объяснять самые сложные словесные конструкции.

Из опыта работы по обучению глухих школьников грамотной жестовой речи на занятиях можно сказать, что:

- грамотная жестовая речь помогает обогатить словарь глухого школьника, овладеть устной речью:

- правильно излагать свои мысли, овладеть большим количеством знаний на уроках и во внеурочное время;

- способствуют повышению эффективности межличностного общения и развитию творческих способностей неслышащих школьников при исполнении жестовых песен и постановке театрализованных представлений.

Сотрудничество педагогов в использовании жеста даёт возможность общаться с глухим ребенком, направлять его деятельность несколько по-другому, чем раньше, решать проблемы общения, проблемы взаимопонимания.

Опытом своей работы поделилась на:

- международной научно-практической конференции «52-е Евсевьевские чтения» «Проблемы формирования устной речи у глухих школьников» 2016г.;

- на международной научно-практической конференции «52-е Евсевьевские чтения» «Использование жестовой речи в обучении детей с нарушениями слуха» 2016.;

- на коучинг-сессии по инклюзивному образованию «Кадровое и материально-техническое обеспечение ФГОС обучающихся с ОВЗ» 2016г.;

- на республиканском семинаре-практикуме «Современные технологии обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ» 2015г.,

- на республиканском образовательном форуме «Новое законодательство в области образования-гарант доступности и обеспечения его качества» в дискуссионной площадке «Развитие  инклюзивного образования в современной школе: формы и методы работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ» 2013г;

- ежегодные речевые конференции в школе-интернате.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Разрабатывая методические и дидактические подходы обучения жестовой речи учащихся с нарушением слуха, возникают следующие проблемы:

  1. Чему учить? (учебники, пособия, содержание обучения - отсутствуют)
  2. Как учить? (принципы обучения, методы и приемы, планирование занятий).
  3. Почему надо учить так, а не иначе? (эффективность, выбор технологий).

Именно эти проблемы связаны с методикой педагогической деятельности. Методика педагогической деятельности имеет свои особенности, главные из них – это то, что её нельзя отнести только к теоретическим знаниям. И она неразрывно связана с практическими действиями педагога, отвечая на вопросы: «Что делать? Каким образом и как?». Педагог может использовать в своей практике разработанные методические системы, но может и самостоятельно заниматься методической деятельностью, накапливая свои собственные рациональные приемы достижения качества обучения, воспитания с позиций выбранной им стратегией и смысла в образовании человека, а в нашем случае – глухого и слабослышащего человека.

Приложение:

Презентация портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (11.12.2017)
Просмотров: 21
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Удовлетворены ли Вы качеством преподавания учебных дисциплин?
    Всего ответов: 6

    Все права защищены © 2018