Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Воскресенье, 20.01.2019, 00:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [22]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление педагогического опыта работы учителя-дефектолога Еркиной И.А.

« Диалог как средство формирования коммуникативной компетенции детей с нарушениями слуха»

Актуальность и перспективность опыта.

Формированию коммуникативной компетенции детей с нарушениями слуха придается особое значение, поскольку успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает учащихся необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

В этой связи в работе сурдопедагога на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения отводится особое место обучению диалогу детей с нарушениями слуха как наиболее важному средству общения, формирования коммуникативной компетенции.

Неслышащие дети овладевают диалогической речью только в условиях специального обучения, которое строится на основе использования остаточного слуха с привлечением зрительного, тактильного, двигательного анализаторов, широкого применения технических средств и современных информационных технологий.

В процессе работы над развитием диалогической речи неслышащих школьников, совершенствуются все стороны устной речи: содержание и правильное её оформление, точность и скорость слухо- зрительного восприятия, правильность произносительной стороны (дыхание, голос, ударение, произнесение звуков и их сочетаний). Использование усовершенствованных упражнений, ролевых игр в работе над диалогом создает благоприятную атмосферу для наилучшего овладения им, повышает активность и интерес учащихся.

Овладение диалогической речью является предпосылкой успешного развития личности в дальнейшем, социализации и наиболее полной интеграции в общество слышащих.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании таких педагогических условий формирования коммуникативной компетенции, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения: желание вступать в контакт с окружающими, умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Новизна представленного опыта заключается в расширении представления об использовании диалога на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях по развитию слуха и формированию произношения.

Теоретическая база опыта.

Методологической основой опыта являются: научно - теоретические положения о роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, A.A. Леонтьев и др.), о диалоге как форме существования языка и проявления речевой деятельности человека (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский и др.); данные о роли социальной среды и учебно-воспитательного процесса в жизни лиц с нарушениями в развитии (Л.И. Аксенова, Л.C. Выготский, O.A. Денисова, С.А. Зыков и др.); о закономерности психического развития детей с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова, Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф и др.); научные труды о формировании речи у лиц с нарушенным слухом (P.M. Боскис, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков и др.); исследования в области совершенствования и модернизации системы специального образования (O.A. Денисова, Л.М. Кобрина, H.H. Малофеев, Н.М. Назарова и др.); работы Н.Ф. Слезиной, Ж.И. Шиф, Р.М. Боскис о значении устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условиях развития мышления неслышащих детей; научные разработки Н.А. Рау, Е.Ф. Рау, Н.И. Беловой, Э.И Леонгард, Н.Д. Шматко о методах формирования устной речи у детей с нарушениями слуха.

Отечественные и зарубежные ученые отмечают, что проблема речевого развития детей с нарушениями слуха чрезвычайно актуальна в связи с интеграционными процессами, происходящими в обществе, в целом, и в системе специального образования, в частности.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы обучения.

Навыки ведения диалога у детей с нарушениями слуха недостаточны для их успешного речевого взаимодействия с окружающими. Неслышащие дети в целом занимают пассивную позицию в диалоге, предпочитают больше отвечать, нежели спрашивать, не инициируют диалог. У них не наблюдается желания продолжить разговор на определенную тему. В речи, в основном, преобладают короткие односложные предложения. В ответах на вопросы собеседника школьники часто ограничиваются одним словом. В репликах-ответах детей с нарушениями слуха в основном присутствуют типовые фразы, отработанные на занятиях по той или иной теме. Тематика диалогов практически не выдерживается. Большинство учащихся имеют низкий уровень речевой коммуникации (малоактивны в общении, участвуют в нем, как правило, по инициативе других, не умеют слушать и с трудом понимают обращенную речь, не умеют последовательно и точно излагать свои мысли, редко пользуются формами речевого этикета, сопровождают или заменяют реплики диалога жестовой речью).

Работа по формированию коммуникативных компетенций неслышащих школьников с помощью диалога опирается на следующие принципы: коммуникации – усвоение речи в коллективе; принцип использования потребности в общении; принцип связи речевого развития с практической деятельностью; принцип организации речевой среды; принцип мотивации.

Система коррекционной работы по формированию диалогической речи основана на дифференцированном подходе к работе с неслышащими детьми, имеющими различные уровни речевой коммуникации. В рамках этой системы уточняется содержание работы над диалогической речью, вносятся темы, отражающие интересы и реальные ситуации общения детей, используются приемы, мотивирующие общение учащихся, расширяется практика общения.

Выбор приемов работы над диалогом на занятиях по РСВ и ФП ориентирован на уровень речевого развития обучающихся и этап работы над данным материалом (вводится ли он впервые, закрепляется или повторяется). Для развития и совершенствования навыков диалога используются такие приемы работы, как инсценировка, разыгрывание диалога по ролям, составление диалога из рассыпного текста, составление диалога по картинкам и иллюстрациям, ведение диалога по заданию педагога на различные темы в связи с событиями личной и общественной жизни и с изучаемым программным материалом ,составление диалога по ситуации (естественной, наглядной, воображаемой), смена позиций беседующих, дополнение диалога репликами, вставка в диалог пропущенных реплик (из числа предложенных), самостоятельное составление диалога на заданную тему, продолжение диалога по его началу.

Речевой диалогический материал занятий связан с жизненными потребностями и опытом учащихся, отвечает образовательно-воспитательным задачам школы. Поскольку от класса к классу жизненный и речевой опыт детей расширяется, предлагаемый им в упражнениях материал постепенно усложняется. Конкретное выражение это требование находит в отборе тем для диалогов. Тексты - диалоги составляются на темы, знакомые обучающимся по отработанным текстам. В старших классах особое место в развитии диалогической речи отводится деловой игре. Речевые ситуации создаются так, чтобы приблизить их к реальным с помощью наглядности, воображения, словесных средств. Ситуа­ции берутся из жизни. Например, такие темы, как бу­дущая учеба в колледже, устройство на работу. Диалог становится личностно значимым, нужным, важным для учащихся. Возникает мотив и потребность в речевом общении. Ученикам предлагаются опорные слова и фразы, как для реального общения, так и для обсуждения ситуаций.

Работа по формированию коммуникативной компетенции на занятиях по РСВ и ФП направлена на овладение неслышащими учащимися следующими коммуникативными навыками:

-умение пользоваться разговорной речью в общении со взрослыми и товарищами (умение вести диалог по заданной теме, по ситуации, расспрашивать об интересующем), употребляя типы фраз, в соответствии с программой;

-инсценирование диалога без помощи табличек самостоятельно или в паре с педагогом, товарищем, активно используя неречевые средства коммуникации;

-произнесение отработанного речевого материала достаточно внятно, естественно, голосом нормальной высоты, силы, тембра (под контролем и самостоятельно), в нормальном темпе;

- передача в речи различных эмоциональных оттенков высказывания, реализация умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи ;

-знание и соблюдение орфоэпических правил;

-реализация в самостоятельной речи сформированных произносительных умений, внятное и естественное произнесение (на основе самоконтроля, под контролем учителя);

-правильное произнесение новых слов, руководствуясь надстрочными знаками; самостоятельное использование адекватных речевых средств коммуникации (в рамках речевого этикета);

-осуществление самоконтроля за различными сторонами произношения;

-различение, опознавание, распознавание речевого материала, знакомого и незнакомого по звучанию с учетом индивидуальных слуховых возможностей.
Эффективно использование на занятиях по РСВ и ФП различных современных образовательных технологий: информационно-коммуникационных (ИКТ) технологий, технологий проблемного обучения, личностно-ориентированных технологий, технологий дифференцированного обучения, здоровьесберегающих технологий.

Результативность опыта.

Практика показывает, что в результате использования диалога как средства формирования коммуникативной компетенции на индивидуальных и групповых занятиях по РСВ и ФП намечается сдвиг в сторону усвоения детьми с нарушенным слухом языка в его непосредственном назначении – общении, в умении пользоваться самостоятельной речью, умении задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы.

Систематическое, регулярное изучение диалогов, их обыгрывание на занятиях, служат эффективным средством обогащения речевой практики неслышащих учащихся.

Как результат такой работы, следует отметить проведение и активное участие школьников в ежегодных речевых конференциях. Конференции проводятся в конце каждого учебного года, с целью оценки самостоятельной речи учащихся, умения их участвовать в диалоге между собой, взрослыми. На протяжении многих лет учащиеся являются активными участниками этих речевых праздников. Важно отметить положительный результат вовлечения родителей в работу по активному пользованию речью в ходе диалогов вне школы.

Данный опыт позволяет обозначить перспективы дальнейшей разработки проблемы: дополнение количественных и качественных данных о состоянии диалогической речи детей с нарушениями слуха; разработка методов и приемов активного формирования навыков диалога (деловые игры, тренинги); определение содержания и форм личностно-ориентированного подхода к неслышащим учащимся в процессе формирования диалогической речи; разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию речевой коммуникации детей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Характеризуя состояние изученности проблемы формирования коммуникативных умений и навыков применительно к неслышащим детям среднего и старшего школьного возраста, следует отметить, что, несмотря на ясное представление о значении умений людей взаимодействовать друг с другом, многие аспекты формирования компонентов коммуникативной компетенции у данной категории учащихся остаются недостаточно разработанными. Не раскрыто и само содержание понятия коммуникативной компетенции лиц с нарушенным слухом, критерии и показатели ее сформированности в системе специального образования.

Распространение опыта.

Опыт работы представлен на Международной научно–практической конференции « 54-е Евсевьевские чтения» в докладе « Обучение диалогу на индивидуальных коррекционных занятиях по РСВ и ФП с неслышащими школьниками», на Региональной интернет – конференции «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях муниципальной образовательной среды: опыт и перспективы развития» в статье «Профориентационная работа на коррекционных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения».

По данной проблеме имеются публикации в сборнике статей по материалам Международной научно–практической конференции «54-е Евсевьевские чтения», в сборнике статей по материалам Региональной интернет – конференции «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях муниципальной образовательной среды: опыт и перспективы развития», на Дистанционном Образовательном Портале «Продленка» https://www.prodlenka.org .Учебно-методические материалы по теме размещены на личной странице педагогического интернет - сообщества ProШколу.ru (https://proshkolu.ru//user/erkina71). В рамках работы над проблемой проведены открытые занятия, речевые конференции, сделаны доклады на заседаниях методического объединения учителей-дефектологов школы.

Рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт может быть предложен учителям-дефектологам, учителям – логопедам.

Приложение:

1. Индивидуальное занятие по РСВ и ФП в 5 классе. (просмотр)

2. Портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (06.12.2018)
Просмотров: 28
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Осторожно, ГРИПП!

    Электронный журнал

    Время сайта
    >

    Погода

    Поиск

    Все права защищены © 2019