Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Среда, 13.12.2017, 14:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [16]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление педагогического опыта работы учителя-дефектолога Сафаровой Р.Ф.

Представление педагогического опыта работы учителя-дефектолога Сафаровой Р.Ф.

«Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения диалоговой речи  с использованием ИКТ на занятиях по РСВ и ФП у детей с нарушениями слуха»

Актуальность и перспективность опыта. Основная цель современного школьного образования – целостное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации личности является повышение коммуникативной культуры – способности человека решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения.

Для учащихся с проблемами слуха формирование коммуникативной компетентности является основной жизненной компетенцией, так как от уровня её сформированности зависят возможности такого человека получить образование, работу, вести самостоятельный независимый образ жизни, т.е. их социализация.

Проблема, над которой я работаю,  соответствует современным тенденциям развития образования: «Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения диалоговой речи с использованием ИКТ на занятиях по РСВ и ФП у детей с нарушениями слуха».

Основными задачами по формированию навыков коммуникативной компетенции являются: отработка техники и приёмов общения; сообщение, обсуждение, систематизация теоретических знаний; формирование навыков взаимопонимания; обучение преодолению стереотипности поведения; овладение культурными языковыми нормами; создание речевой среды и условий для самовыражения обучающихся с нарушениями слуха в рамках коммуникативной деятельности.

Коммуникативная функция языка наиболее ярко проявляется в диалогической речи, так как именно в ней сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение.

Диалогическая речь широко используется в процессе обучения восприятию и воспроизведению речи, активизируя устную коммуникацию учащихся. Это способствует закреплению сформированных навыков, развитию желания и умения общаться на основе устной речи.

Одним из направлений моей работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе обучения диалоговой речи на занятиях по РСВ и ФП у детей с нарушениями слуха является использование  информационно-компьютерных технологий.

ИКТ создают эффективные условия для развития слухового восприятия,  расширения словарного запаса, формирования связной речи, накопления опыта в построении простейших грамматических конструкций в зависимости от ситуации, а так же коррекции психофизических процессов согласно возрасту.

Практика проведения занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации образовательного процесса, созданию положительной мотивации обучающихся, способствует выполнению умственных и практических действий, развитию сенсорного восприятия, стимулирует познавательную и речевую активность. Использование компьютера в качестве средства обучения и развития детей, индивидуализирует  процесс обучения, делает его более интересным, более доступным и привлекательным для ребенка.

В наше время информационно-компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с учащимися с нарушенной слуховой функцией. Они помогают вывести ученика с репродуктивного (низкого) на   продуктивный (средний) и творческий (высокий) уровень освоения диалогической речи. Диалог выступает не просто педагогическим методом и формой обучения, но становится приоритетным принципом коррекционного образования.

Изучение специальной литературы, методических рекомендаций показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения диалоговой речи с использованием ИКТ на занятиях по РСВ и ФП у детей с нарушениями слуха, поэтому работу над данной темой считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании и совершенствовании  диалоговой речи у детей с нарушениями слуха, достижения такого уровня произношения, который позволит учащимся удовлетворить коммуникативные потребности; сформировать достаточно внятную диалоговую речь, понятную собеседнику.

Наличие теоретической базы. Изучив методическую литературу ряда авторов Боскис Б.И, Комарова Л.В., Зикеева А.Г. и др., а так же методические рекомендации Стаценко В.Я., Королевской Т.К. и др., где важное значение уделяется работе над восприятием и воспроизведением диалогов, посетив занятия коллег (на данную тему)  из школы – интерната, я стала реализовать эту форму работы на своих занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.   

Обучение ведению диалогов в школе-интернате для детей с нарушениями слуха в полной мере реализуется с использованием информационно-компьютерных технологий. Проблема внедрения компьютерных технологий в систему специального образования была поставлена Институтом коррекционной педагогики как методологическая проблема. В настоящее время ряд специалистов-дефектологов (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Никольская И.А., Годин Л.С., Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З. и др.) исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии внедрения ИКТ в коррекционный процесс.

В процессе работы над своей проблемой я ознакомилась с описанием специальных компьютерных программ, разработанных специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО, которые позволяют максимально удовлетворять особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, более эффективно решать образовательные, развивающие и коррекционные задачи на занятиях РСВ и ФП.

Технология опыта. У детей с нарушениями слуха имеется минимальный уровень коммуникативных навыков. На занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения, я обучаю учащихся базовым коммуникативным функциям:

  • добиваюсь социальной ответной реакции, например, вырабатываю реакцию на имя, ответ на приветствие, умение выразить отказ;
  • формирую умения выражать просьбы, требования, с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации;
  • вырабатываю  умения называть окружающие предметы, близких людей, описывать действия, а так же  описывать прошедшие и будущие события;
  • учу задавать вопросы с целью получения интересующей информации;
  • обучаю навыкам социального поведения, через умения проявлять вежливость, оказывать помощь другим людям, утешать их, когда они расстроены и т.д.;
  • формирую вербальные диалоговые навыки: делить информацию с собеседником, общаться на разные темы, а так же поддерживать разговор.

В процессе работы над своей проблемой, я выделила основные трудности у учащихся при овладении диалогом: ограниченный словарный запас; неправильное фонетическое оформление высказывания; отсутствие умения правильно строить предложения; нарушение грамматического строя речи; неадекватное употребление слов по их значению; нарушение связи слов в предложении; затруднения в понимании смысла реплик, высказанных в форме краткого сообщения или встречного вопроса; преобладание заученных вопросов и ответов; отсутствие мотивов общения; узкий круг участников общения.   

Таким образом, одной из основных задач обучения диалоговой речи детей с нарушениями слуха является достижение обучающимися достаточно внятной речи, как условие общения в обществе слышащих.

Для осуществления коррекционной работы по совершенствованию диалоговой речи у обучающихся я наметила комплекс взаимосвязанных задач, направленных на:    

  • создание ситуаций, способствующих широкой речевой практике;
  • постоянное обогащение диалогической речи учащихся обиходно-разговорной лексикой и ее варьирование;
  • показ использования разнообразных синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений) в диалоге в разных условиях общения;
  • отход от употребления полносоставного предложения и заучивания образцов;
  • формирование достаточно внятной диалоговой речи, доступной пониманию окружающих;
  • совершенствование коммуникативных умений в таких видах деятельности как восприятие и воспроизведение (слуховое,  слухо-зрительное) устной речи;
  • развитие речевого общения и речевого слуха; 
  • формирование умения вести диалог в различных жизненных ситуациях: в определенном месте, по определенному поводу и с определенным собеседником или собеседниками.

В ходе своей многолетней практики я уделяю большое внимание именно диалогам, разработан большой дидактический материал по различным ситуативным темам. Навыки диалогической речи должны обеспечить обучающимся с недостатками слуха мобильность, толерантность, коммуникабельность,   возможность быстрой реакции в изменяющемся информационном мире для жизненного и профессионального успеха.

На занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения я активно использую информационно-компьютерные технологии. Из комплекса обучающих компьютерных программ мною были отобраны следующие: MS Word, MS Power Point, Paint.

В своей работе беру за основу тексты с диалоговой речью. С помощью этих компьютерных программ такая работа с текстом позволяет адаптировать речевой материал, исходя из физиологических,  психологических и возрастных особенностей детей с нарушениями слуха. С помощью ИКТ использую сочетание разнообразных и взаимодополняющих коррекционных приёмов работы над развитием диалогической речи: ответы на вопросы с помощью наглядного выбора; дополнение услышанных неполных фраз; различение фраз с подбором предложенных изображений; наращивание простых предложений по вопросам с использованием голоса и словаря; задания на исключение лишней фразы в диалоге.

Применяю обучающие компьютерные программы-тренажёры, в основе которых лежат игровые упражнения, с помощью их оцениваются результаты работы каждого ученика на данном занятии. Мною накоплена уже достаточно большая коллекция презентаций по учебным темам к занятиям по РСВ и ФП, собрана медиатека.   

Использую материалы и других цифровых образовательных ресурсов, имею собственную коллекцию DVD-дисков, содержащую дополнительную информацию к занятиям.

Систематическое, регулярное изучение диалогов, их обыгрывание на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения, использование компьютера служат эффективным средством обогащения речевой практики учащихся.

Результативность опыта. В результате работы над проблемой мною были выделены следующие особенности и преимущества формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения диалоговой речи с использованием ИКТ на занятиях по РСВ и ФП у детей с нарушениями слуха, которые:

  • позволяют выйти на новый уровень помощи ребенку с особыми нуждами;
  • выстраивают для каждого учащегося индивидуальную программу обучения;
  • формируют внятную, членораздельную, достаточно естественную устную речь и речевое общение, что необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими;
  • реализуют дифференцированное обучение восприятию и воспроизведению устной речи, включая специальную работу, направленную на активизацию устной коммуникации детей.
  • формируют и развивают коммуникативную компетенцию как основную жизненную компетенцию для ребенка с нарушениями слуха;
  • совершенствуют методы обучения восприятию и воспроизведению диалоговой речи с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей учащегося;
  • создают речевую среду и условия для самовыражения детей с нарушениями слуха в рамках речевой деятельности;
  • улучшают слуховое восприятие, произносительные навыки учащихся;
  • способствуют увеличению показателей внятности речи;
  • реализуют на занятиях принцип доступности предлагаемого учебного материала и личностный индивидуальный подход к каждому ученику;        
  • позволяют использовать адаптированный  материал и современные научно обоснованные методы и средства обучения;
  • реализуют на занятиях инновационные методы, нестандартные методы интеграционного характера;
  • делают возможным использование информационно-компьютерных технологий на занятиях по РСВ и ФП с учетом структуры нарушения слуха обучающихся.

Таким образом, предлагаемый мной опыт работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе обучения диалоговой речи с использованием ИКТ способствует развитию слуховой функции и улучшению произносительной стороны устной речи у детей с нарушениями слуха. Обучающиеся научились более широко пользоваться различными диалогическими конструкциями, общаться устной речью в свободное время со своими сверстниками и взрослыми, свободнее чувствовать себя в общественных местах, самостоятельно посещать магазины, парикмахерские, кафе и т.д., участвовать вместе со слышащими детьми в различных мероприятиях.

Особо хочется отметить, что достаточно свободное владение выпускниками школ устной коммуникацией способствует более свободному выбору профессии, учебного заведения, а также трудоустройству, достижению определённого социального статуса.

 

Распространение опыта. В рамках работы над своей проблемой я провела открытые уроки, внеклассные мероприятия; выступала на заседаниях методического совета учителей-дефектологов, педагогических советах школы-интерната; на международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения»; на научно-методическом семинаре для практических работников образовательных организаций «Теория и практика специального и инклюзивного образования в Республике Мордовия» в рамках международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения».

По данной теме имею публикации в сборниках статей по материалам международных практических конференций с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения», «52-е Евсевьевские чтения»; разместила авторские учебно-методические материалы  на страницах сайта образовательного учреждения http://schoolintern1-2.my1.ru, на Дистанционном Образовательном Портале «Продленка» https://www.prodlenka.org.; ученик 5В класса Макаревский Александр был награжден дипломом за III место в IV международном открытом конкурсе произносительных навыков «Самарская весна – 2016».

С родителями воспитанников систематически провожу беседы, консультации.

Трудности и проблемы опыта. В  настоящее время в современной сурдопедагогике недостаточно изучена и раскрыта проблема формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения диалоговой речи с использованием ИКТ на занятиях по РСВ и ФП у детей с нарушениями слуха. Практически отсутствуют по данной теме специальная литература, методические рекомендации, программы, особенно это касается средних и старших классов коррекционных школ.

Рекомендации по использованию опыта. Представленный опыт может быть использован учителями-дефектологами, учителями-логопедами, учителями-предметниками, воспитателями коррекционных школ.

Приложение:

Презентация Речевой конференции (просмотр)

Презентация портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (21.11.2017)
Просмотров: 43
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Оцените качество услуг нашей организации
    Всего ответов: 6

    Все права защищены © 2017