Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Воскресенье, 19.11.2017, 05:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [58]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление педагогического опыта работы учителя-дефектолога Таракановой Л. Б.

Представление педагогического опыта работы учителя-дефектолога Таракановой Ларисы Борисовны

«Формирование диалогической речи у детей с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях, на музыкально-ритмических занятиях и во внеурочной деятельности»

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Современный этап развития общества выдвигает особые требования к качеству школьного образования, к организации учебно-воспитательного процесса, которые определяют успешность социализации учащихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Одним из важнейших условий адаптации детей с нарушенным слухом в обществе, успешного взаимодействия с окружающими является устная коммуникация, которая осуществляется преимущественно через диалог

Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития. Также у таких детей недостаточный объем словарного запаса, нечеткое звукопроизношение, аграмматизмы, что существенно ограничивает их коммуникативные возможности.

Как помочь таким детям услышать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной, конечной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью.

Важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности.

Развитие устной речи  детей с нарушениями слуха считаю «жизненной необходимостью». Развивается речь - развивается мышление, открываются неограниченные возможности совершенствования, и тем самым разрывается кольцо социальной изоляции детей с нарушенной слуховой функцией.

 Ведущая педагогическая идея.

Общение играет огромную роль в становлении и развитии личности ребёнка, являясь одним из главных факторов его психологического развития. С помощью общения происходит обмен навыками, умениями, расширяется индивидуальный опыт человека. Стремление личности к общению занимает ведущее место среди мотивов поведения человека, побуждающих его к совместной деятельности.

Личность ребенка с недостатками слуха формируется в условиях дефицита информации, поступающей через слуховой анализатор. Это затрудняет процесс общения с нормально слышащими людьми, обедняет социальный опыт ребенка. Понимая значимость устной речи, сурдопедагоги стремились сформулировать у детей с нарушениями слуха «словесную речь не только в письменном, пальцевом виде, но обязательно в виде устного словаря».

Диалогическая речь широко используется в процессе обучения восприятию и воспроизведению речи, активизируя устную коммуникацию учащихся. Это содействует закреплению сформированных навыков, развитию желания и умения общаться на основе устной речи.

По определению С.А.Зыкова «непосредственное общение особенно на самых первых порах его становления, характеризуется использованием диалогической речи». Значит, диалогическая речь должна формироваться в условиях непосредственного словесного общения.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Связная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности. Связная речь формируется на основе диалогической речи.

Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием. 

В диалоге глухие испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса. В диалогах отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений, характерным является преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление полных предложений.

В работе над диалогической речью рекомендуется: постоянное обогащение речи глухих детей разговорно-обиходной лексикой и её варьирование, показ разнообразных синтаксических конструкций, словосочетаний и предложений в разных ситуациях, пересказ.

Обучение глухих детей связной речи основывается на компенсаторном использовании тактильно-вибрационной чувствительности, кинестетических ощущений и зрительного восприятия (по подражанию).

Обучение слабослышащих детей связной речи идёт путём сообщения ему новых слов, грамматических закономерностей со специальным объяснением значений различных элементов речи, с уточнением звукового состава слова с помощью письма, с исправлением произношения искажённых слов, со специальной работой над слуховым восприятием. А также растёт возможность самостоятельного развития слухового восприятия и самостоятельного накопления с помощью слуха речевых навыков и знаний.

На индивидуальных занятиях, на музыкально-ритмических занятиях для развития и совершенствования навыков диалога мною используются следующие приемы работы:

1.инсценировка;

2.разыгрывание диалога по ролям;

3.составление диалога из рассыпного текста;

4.составление диалога по картинкам и иллюстрациям;

5.ведение диалога на различные темы в связи с событиями личной и общественной жизни и с изучаемым программным материалом;

6.смена позиций беседующих (например, диалог ведут «врач» и «больной», затем смена ролей);

7.дополнение диалога репликами;

8. самостоятельное составление диалога на заданную тему;

9. продолжение диалога по его началу;

10. построение диалога по аналогии с образцом.

11. подбор парных реплик из числа предложенных.

12. вставка в диалог пропущенной реплики из числа предложенных.

13. придумывание пропущенной реплики.

14. использование диалогов по воображаемой ситуации.

15. попевки, логоритмические упражнения с текстом диалогической структуры.

16. стихи в диалогической  форме.

Наличие теоретической базы

Значимость формирования и развития коммуникативных умений у детей с нарушениями слуха подчеркнута рядом специалистов (P.M. Боскис, И.М. Гиле-вич, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, М.И. Никитина, JI.B. Никулина, К.И. Туджанова и др.). Диалог был предметом изучения мыслителей Древней Греции (Аристотель, Платон, Протагор, Сократ), современных философов (М.М. Бахтин, B.C. Библер, A.A. Бодалев и др.). Роль диалога в жизни человека широко представлена в работах современных лингвистов, психологов, педагогов. В ряде исследований диалог рассматривается как живая разговорная речь; разработаны различные его классификации (диалог-спор; диалог-сообщение, диалог-обсуждение, диалог-беседа и др.); подчеркивается важность речевого этикета, мимики, жестов, интонации как дополнительных средств передачи информации при диалогическом общении. Социализирующая роль диалога раскрывается в трудах Г.М. Андреевой, A.B. Мудрик, A.A. Бадалева, Н. Смелзер и др. Диалог - одно из важнейших средств социализации. В специальной педагогике определены основные задачи, которые необходимо решать для успешной социализации детей, имеющих особые образовательные потребности (Л.И. Аксенова, H.H. Малофеев, Н.М. Назарова, М.Н. Реут и др.).

Оптимальность и эффективность средств.

Работая по данной теме, я выделяю основные проблемы у детей с нарушениями слуха при овладении диалогом:

- ограниченный словарный запас учащихся;

- нарушение грамматического строя речи;

- неправильное употребление слов его значению;

- нарушение связи слов в предложении.

- неумение правильно строить предложение;

Нарушение или затруднение в процессе воспроизведения и восприятия речевых высказываний с одним или несколькими участниками диалога ведет к невозможности деятельности общения. Значит, основной задачей обучения диалогической речи является овладение детьми достаточно внятной речи, то есть отработка произношения слов, словосочетаний и фраз.

Также не маловажно при обучении диалогу является развитие умений и навыков восприятия значимых единиц речи, каковыми являются слово, словосочетание и фраза.

Поэтому при работе на индивидуальных занятиях, на музыкально–ритмических занятиях, и вне занятий я стараюсь развивать и закреплять умения учащихся получить нужную информацию, реагировать на высказывания, давать утвердительный или отрицательный ответ, задавать вопросы и отвечать на них, быть инициатором разговора, поддерживать и доводить его до конца.

С детьми проводится работа на различение и опознавание на слух речевого материала, включающего слова, словосочетания и фразы, а также небольшие тексты диалогического и монологического характера. Таким образом, развиваются умения правильно выполнять воспринятые слухо-зрительно и на слух задания, грамотно оформлять свои высказывания, соотносить воспринятый речевой материал с действием, предметом или картинкой, понимать основное содержание небольшого текста диалогического и монологического характера, воспринятого слухо-зрительно и на слух.

 В процессе такой слуховой тренировки учеников побуждают произносить отрабатываемый речевой материал внятно, эмоционально, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в темпе, приближающемся к нормальному темпу речи.

Основой формирования устной речи является работа над словом и фразой. Ведется специальная работа по обучению воспроизведению коротких фраз, состоящих из этих слов, и небольших диалогов, включающих данные слова.

Принципиальное значение придается работе по формированию у школьников ритмико-интонационной структуры как важнейшей характеристики звучащей речи. У учащихся развивается восприятие (слуховое и слухозрительное) и воспроизведение основных интонационных структур (паузы, громкость, ритмическая и мелодическая структуры речи), умение говорить в нормальном темпе и изменять его, произносить слова и фразы слитно и делить фразы паузами на смысловые синтагмы, выделять словесное ударение, интонационный центр во фразах, представляющих различные интонационные конструкции. Развитие ритмико-интонационной структуры устной речи осуществляется с использованием специальных упражнений под музыкальное сопровождение. Использую попевки в диалогической форме, логоритмические стишки, построенные в форме диалога.

В процессе обучения я стараюсь  побуждать детей передавать эмоциональное содержание высказывания (радость, удивление, огорчение, разочарование, и др.) в достаточно естественной эмоциональной речи при использовании невербальных средств коммуникации: жестов, мимики, позы, телодвижений, и др.

При подборе речевого материала учитываю его необходимость детям в общении, использую знакомый по содержанию и грамматическому оформлению речевой материал, соответствующий фонетическим задачам занятия. В процессе обучения ведется работа с текстами в основном диалогического характера, а также со специальным рифмованным речевым материалом (облегчающим детям усвоение слов и фраз), стихами, чистоговорками.

В своей работе использую моделирование реальных ситуаций общения, отраженных в диалогах, применяя, прежде всего игровые приемы (с картонажными  фигурками и др.), драматизацию. В обучении, использую ситуации с предварительной подготовкой учащихся: я и моя семья, мои одноклассники; помогаем маме; занимаемся спортом; животные рядом с нами; прием гостей; общаемся на улице, в транспорте, в театре; я заболел и др.  При выборе коммуникативных ситуаций учитывается их необходимость для общения, соответствие жизненному и эмоциональному опыту детей.

Работа с диалогами способствует развитию речевой памяти учащихся: определенная смысловая последовательность реплик, а также предложений в одной реплике облегчает их запоминание. Диалоги, представляют собой целостные тексты, в которых в большинстве случаев отсутствует незнакомый для ученика речевой материал.

При составлении диалогов для специальной работы над произношением учитывается также фонетический принцип. Используют речевой материал, состоящий из звуков, которые ученик произносит правильно (включая допустимые замены), а также тех звуков, которые закрепляются в его речи в данный период обучения (ученик умеет произносить их точно, но иногда сбивается на неправильное воспроизведение). Большое значение придается насыщенности речевого материала основными интонационными конструкциями речи, которая содействует более осознанному овладению учениками элементами речевой интонации, развитию более выразительной и эмоциональной речи.

Сначала я знакомлю ученика с диалогом; проговариваю сама диалог выразительно, подробно обыгрываю с картонажными фигурками текст, используя наглядный материал. Сначала текст воспринимается слухо-зрительно, и с помощью фигурок обыгрывается то, что ребёнок понял.

Затем диалог предъявляется по репликам. Независимо от того, воспринята реплика или нет, ученик читает ее по табличке и подкладывает в соответствующей последовательности к определенной фигурке, которая «произносит» данную реплику. Я  с помощью предъявления образца собственной речи, побуждаю ученика к реализации произносительных возможностей. Затем диалог прочитывается целиком.

На следующем занятии я  предлагаю ученику самостоятельно составить диалог из «рассыпного» текста, подкладывая отдельные реплики на табличках к определенной фигурке. Знаки препинания также даю ребенку отдельно, для того чтобы он глубже осознал их лингвистическое значение. Затем ученик прочитывает диалог.

Затем диалог предъявляют ученику на слух. В дальнейшем фразы, слова, словосочетания из диалога предъявляются ученику на слух в случайной последовательности (таблички находятся перед учеником) и отрабатываются в произношении.

В заключении, я с  учеником разыгрываю диалог при помощи фигурок или ученик сам воспроизводит диалог за двух участников. В процессе этой работы таблички сначала находятся перед учеником, а затем их убирают. Ученик разыгрывает диалог с фигурками без помощи табличек, что способствует развитию у него более естественной речи, речевой памяти. Часто использую для развития диалога инсценировку. При этом я использую определенные атрибуты декорации, приближая ситуацию к реальной, жизненной. Например, при инсценировании диалога «На обеде» ребенок надевает фартук, «режет» овощи, бросает их в кастрюлю, варит суп на «плите» и т.п.).

Работу с диалогом заканчиваю, когда ученик может без помощи табличек самостоятельно или в паре с товарищем или со мной инсценировать диалог, произнести текст эмоционально, достаточно естественного, реализуя свои произносительные возможности, активно используя неречевые средства коммуникации.

Я стремлюсь постоянно создавать ситуации для организации диалога между учениками, для высказываний каждого из них. В работе над диалогом следует обращать внимание на использование неполных предложений, слов-предложений: «да», «нет», относительно свободный порядок слов, частые повторы. Вовлекая детей в беседу, задаю им вопросы, поправляю ответы, предлагаю задуматься над тем, как можно сказать по-другому. Во время беседы важно следить за связностью и логичностью выражения мыслей, если нужно подсказываю детям нужные слова и речевые обороты. Я заранее планирую, речевые умения для обработки, продумываю систему вопросов, характер ответов, новую терминологию, типы фраз, варианты встречных вопросов.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников).

 Я считаю жизненной необходимостью овладения ребёнком с нарушениями слуха диалогической речью, так как в диалоге наиболее существенно реализуется познавательная активность людей и их потребность в знании; умение вести диалог является важным условием умственного, личностного развития и успешной социализации в мире слышащих людей.

Ежегодно в школе-интернате  проводятся речевые конференции. Основная форма речевых конференций в начальной школе - драматизация  сказок, театрализованные представления. Создание различных реальных и выдуманных сказочных ситуаций, сходных с жизненными, разыгрывание их с обязательными диалогами, вживанием в образ, вариантной интерпретацией одной и той же роли - все это способствует совершенствованию эмоциональной, интонационно-выразительной стороны речи, социальной адаптации детей в обществе.

 Говоря о результатах речевого и общего развития детей, начиная с первого класса можно сделать выводы, что благодаря  умению вести диалог, дети становятся более раскрепощёнными и на сцене и в среде социальной, общаются со своими сверстниками, используя диалогическую речь, их общение становится активным, эмоциональным.

Часто использую диалог в творческих номерах, это и стихи и песни в диалогической форме. Детям нравится участвовать в таких номерах,  они становятся победителями различных республиканских, всероссийских и  международных конкурсов: В 2016 году в республиканском многожанровом конкурсе «Созвездие», Ваняшина Кира и Урайкина Валерия заняли 2 место в номинации  «Художественное слово» за сценическую зарисовку «Разговор с соседкой» в диалогической форме. Урайкина Валерия во Всероссийском конкурсе «Варенье» в 2017 году заняла первое место в номинации «Театр одного актера»; трио девочек Батракова Маргарита, Осипян Диана, Молчанова Саша взяли Гран-при фестиваля, который проходил в городе Казань в номинации жестовое пение «Stop people» (номер построен в форме диалога). Также в 2017 году эти же девочки заняли 1 место в  номинации жестовое пение и с номером «Три подружки» (в диалогической форме)  представляли республику на  межрегиональном фестивале «Звезды детства» в городе Чебоксары.

Распространение опыта. Возможность тиражирования.

Опытом своей работы я поделилась на Межрегиональной научно- практической конференции в сборнике «Инклюзивная миссия  образования: образовательные  стандарты и нестандартные решения», статья «Формирование диалогической речи у детей с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях, на музыкально-ритмических занятиях и  во внеурочной деятельности».  Участвовала в международном творческом интернет конкурсе «Росмедаль» в номинации «Конкурс статей», где была представлена работа «Социализация  детей с нарушениями слуха».

Опыт работы перенимался педагогами нашей школы на заседании педагогического совета по теме: «Реализация системно-деятельного подхода на музыкально-ритмических занятиях в условиях внедрения ФГОС»; на заседаниях методического объединения учителей – дефектологов по теме:

«Совершенствование работы по развитию всей структуры речевой деятельности у учащихся школы-интерната»,  на открытых индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях, на речевых конференциях и  на внеклассных мероприятиях, где речь в диалогической форме представлена в полной мере. В 2016 году мною была продемонстрирована речевая конференция драматизация сказки «Репка» для  слушателей курсов повышения квалификации «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (08.11.2017)
Просмотров: 17
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Оцените качество услуг нашей организации
    Всего ответов: 6

    Все права защищены © 2017