Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Среда, 13.12.2017, 13:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [16]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Табаевой М. Н.

Публичное представление  педагогического опыта учителя русского языка и литературы  Табаевой Марии Николаевны

«Совершенствование навыков связной речи на уроках русского языка  и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опыта

    Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Совершенствование навыков связной речи на уроках русского языка и во внеурочное время». Всестороннее развитие ребенка с нарушениями слуха и подготовка его к жизни – одна из основных задач специализированной школы. Решение этой задачи не может быть осуществлено полноценно, если воспитанники не владеют в должной степени словесной речью. Контакт со слышащими предполагает умение  ребенка понимать обращенную к нему речь собеседника путем слухо-зрительного восприятия и умение говорить разборчиво, понятно для окружающих. От того, насколько успешно  ребенок с нарушениями слуха понимает обращенную к нему речь, и как собеседники понимают его собственную, то есть от того, как он владеет навыками устного общения с окружающими, в значительной мере зависит его адаптация в мире слышащих.

Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию и обогащению связной  речи, познавательных интересов учащихся. 

Ведущая идея опыта

         Ведущая педагогическая идея опыта - развитие ученика как личности (его социализация) не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение словаря, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

         Развитие  связной речи у учащихся с нарушением слуха как средства общения и развития мышления - важнейшая задача учителя русского языка и литературы.  Овладеть навыками связной речи нелегко не только учащимся с нарушением слуха, но и слышащим детям. Умения, которые должны быть при этом сформированы, довольно сложны и разнообразны:

  • раскрывать тему и выделять основную мысль высказывания;
  • собирать и систематизировать материал по теме;
  • строить   высказывания    в   определенной    композиционной   форме    и совершенствовать его;
  • выражать свои мысли правильно, точно, ясно.

        Конечно, сформировать у учащихся все эти умения в полном объеме - задача трудновыполнимая. Так как речь детей с нарушениями слуха отличают не только ограниченность словарного запаса, искажение звукового состава слов, грубые нарушения грамматических связей между словами, но и чрезвычайная элементарность синтаксического оформления.   

      Практическая значимость данной проблемы в том, что использование разных новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Процесс работы над развитием связной  речи у детей с нарушениями слуха должен быть целенаправлен. Необходимо развивать устную и письменную речь учащихся в различных видах его деятельности. Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. На уроках русского языка учу ребят пользоваться родным русским словом, понимать и чувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество..

Теоретическая база опыта

      Теоретической базой опыта явились работы таких ученых как Выгодский Л.С., Колтуненко И.В., Носкова Л.П., Л.М.Быкова, Е.А.Горбунова, Т.С.Зыкова. Работы данных учёных представлены в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них: Л.,П,Носкова      , Л.С., Колтуненко. Обучения русскому языку в 5-7 классах школ глухих. – М.: Просвещение, 1998 г. Методика обучения русскому языку вшколе для глухих детей /под редакцией Л.М.Быковой. - М.: Просвещение, 1991 г.  Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети.- М.: Просвещение, 1990.  

Л. С. Выготский писал о том, что приходящий в школу ребенок в целом владеет многими элементами языковой системы, но владеет ими неосознанно. Помочь  школьнику с нарушением слуха п о н я т ь, к а к он пользуется языком, что при этом делает со словами, к а к это можно делать лучше, – вот важнейшая задача уроков русского языка и предметов гуманитарного цикла.

Технология опыта

        Важнейшую роль в развитии устной и письменной коммуникации на уроке русского языка и литературы   играет живое, выразительное слово учителя. Поэтому при первом знакомстве с текстом стараюсь быть эмоциональной, использовать все доступные для этого средства (движение, мимику, взгляд). А взглядом и мимикой можно выразить такие чувства, как гнев и нежность, ненависть и доброту. Взмахом руки, поворотом головы можно сказать об удивлении, страхе, восторге.

      Так, читая стихотворение «Мороз и солнце, день чудесный», использую всю эмоциональную гамму, заложенную в стихотворении. Учащиеся, конечно, почувствуют позитив, восторг, радость, которые вызывает ясный морозный день.    Ведь    выразительное,    яркое   чтение    дает    учащимся    нередко

значительно больше в смысле понимания, чем самый тщательный и умелый разбор - оно говорит само за себя.

      Большие возможности для развития речи учащихся    имеет экскурсия. Именно экскурсия, а не прогулка. Экскурсия  несет познавательную ценность и формирует умение высказывать собственные мысли. Например, посещение учащимися «Вечного огня», музея явились серьезной подготовительной работой при изучении рассказа о Великой Отечественной войне М.Шолохова «Судьба человека». Ребята прочувствовали горе людей, переживших ужасы войны, сопереживали. Это помогло более глубоко и эмоционально воспринять содержание произведения. Кроме того, во время экскурсии шло уточнение знакомой и введение новой лексики.  А о ценности экскурсий на природу и говорить не приходится. Учащиеся получают возможность познавать окружающий мир: ощутить тепло на лице от солнца, дуновение ветра, почувствовать, что осень пахнет грибами и дымом, а зима - морозом и елкой.

Например, при изучении стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» не занимаюсь только словотолкованием, а веду работу над пониманием образа-пейзажа, так как часть работы над уточнением знакомой и введением новой лексики была проведена во время экскурсии.

       Наглядность и яркость впечатлений, которые получают дети на экскурсии, содействуют развитию эмоций, воображения, повышают потребность в словесной речи. А моя задача, как учителя русского языка и литературы, помочь оформить мысль ребенка в правильную грамматическую форму.

      Неотъемлемая часть каждого урока - словарная работа, способствующая расширению лексического запаса учащихся. Дело в том, что у детей с нарушением слуха затруднено спонтанное обогащение словарного запаса - выделение незнакомого слова, выявление его лексического значения из контекста, характерна для них и неустойчивость вербальной памяти, что приводит к быстрому забыванию изучаемого словаря, особенно терминологического. Поэтому на каждом уроке, независимо от его типа, отвожу определенное время на словарную работу. Задачи словарной работы сводятся к следующему:

  • раскрыть   значение   слов,   необходимых   для   понимания    изучаемого материала;
  • расширить словарь слабослышащих учащихся и путем организации речевой практики ввести новые понятия в активный словарь;
  • развить связную устную и письменную речь школьников.

       Для реализации задач не ограничиваюсь только словотолкованием, а провожу и грамматическую работу: данные слова включаю в различные грамматические конструкции, что требует изменения форм числа и падежа. А для улучшения запоминания терминов применяю зрительную опору в виде таблиц и схем. Основной базовый словарь постоянно присутствует на уроке. При толковании новых слов использую чувственный опыт учащихся и их понятийный багаж, опираясь на зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Так же, ребята часто работают со словарем, подбирают синонимы, антонимы.

      Конечная цель словарной работы заключается в том, чтобы учащиеся умели и устно, и письменно построить связное высказывание, четко выразить свои мысли. Значимое место в речевом развитии детей с нарушением слуха и формировании их познавательных интересов играют кинофильмы. Так, просмотр учащимися фильма «Тарас  Бульба» помог им ярче, живее представить героев повести Н.В.Гоголя: мужественного Тараса, героического Остапа, сложный образ Андрия. Лучше понять, те жизненные ситуации, в которых оказались герои. Кроме того, фильм дает возможность представить эпоху, в которой происходили события, понять, как и чем жили люди, их быт, интересы, облегчая тем самым восприятие художественного произведения, узнать значение многих незнакомых слов, которые встречаются при чтении (свитки, ляхи, пан и т.д.). А моя задача заключается в том, чтобы после осмысления содержания произведения дать тот речевой материал, который поможет ребятам выразить свои мысли и обогатить их активный запас.

      К эффективным средствам развития речи детей с нарушением слуха относится  драматизация. Она помогает раскрыть содержание текста, уточнить и обогатить словарь учащихся, своей динамичностью и конкретностью производит глубокое впечатление, вызывает у школьников определенные чувства. Благодаря  драматизации ребята вживаются в образ героев, переживают с ними трудности, радости, пытаются через выражение своих эмоций передать характер того или иного героя.

       Например, в инсценировке по произведению Пушкина «Капитанская дочка» было видно, что учащаяся прочувствовала и смогла передать душевную боль Маши Мироновой, а ученик в образе Петра Гринева, состояние безысходности героя.

     В инсценировке по произведению Б.Лавренева «Разведчик Вихров» ребята стараются показать, и я учу их этому, чувство благодарности, которое испытывают жители деревни к простому русскому солдату, спасшему их от немцев.

     Конечно, увидев эти сцены и пережив вместе с героями те или иные жизненные ситуации, ребята более осмысленно воспринимают текст.

    Самое значительное место на уроке русского языка и литературы занимает работа с иллюстрациями, так как зрительное восприятие у наших учащихся является ведущим. Данная работа может проходить по-разному:

  • рассматривание иллюстраций и ответ на вопрос, какой эпизод лег в основу;
  • чтение   или   пересказ   отрывков  текста,   соответствующих   содержанию  иллюстраций;
  • сопоставление иллюстраций разных художников и осмысление в связи с этим текста;
  • выражение собственного отношения к той или иной иллюстрации (этому, конечно, должен научить педагог);
  • составление вопроса к иллюстрации.

     Использование иллюстративного материала позволяет мне стимулировать процесс овладения конкретными речевыми умениями.

     Одним из путей, облегчающих понимание и последующий анализ текста, является составление совместно с педагогом причинно-логических схем. Данные схемы помогают преодолеть трудности, возникающие у школьников при определении темы и главной мысли произведения, дают возможность свободно ориентироваться в тексте, являются опорой при составлении высказываний о прочитанном.

      На первоначальном этапе изучения произведения ребята заполняют план-схему, определяя литературный жанр, выделяя главных действующих лиц, выясняя тему. Приступая к работе над текстом, учащиеся пытаются разрешить поставленную перед ними проблему, отвечая на вопросы выдержками из произведения. Из наиболее подходящих цитат составляем причинно-логическую схему по данной проблематике. Завершает работу цитата или самостоятельно   сформулированная   мысль,   служащая   главным   выводом урока.  Схемы  могут быть локальными,  являясь  элементом  урока,  либо глобальными, составлению которых посвящаю весь урок. Такая система  работы помогает школьникам с нарушением слуха лучше ориентироваться в художественном произведении.

     Активно использую на уроках русского языка, литературы и развития речи информационные технологии, что способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность. Кроме того, умелое использование информационных технологий повышает потребность в словесной речи школьников с нарушением слуха. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся специальной школы, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе  применяю его на уроке.

       Так, например, урок литературы « Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин»  с использованием интерактивной доски позволил моим ребятам более осмысленно воспринять произведение   А.С.Пушкина « Евгений Онегин». Этому способствовали яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии. То, что ученик с нарушением слуха увидел на большом экране с визуальными эффектами, надолго останется у него в памяти.

    Широко использую учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, отраженные в программе по русскому языку и литературе. Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся применяется обучение и тестирование с помощью компьютера.

     Для развития связной речи в школе используются различные упражнения. Среди них изложения, сочинения на материале разных источников, виды работ с деловыми бумагами (заявления, письма, рефераты).

      В связи с этим хочу затронуть вопрос о работе над ошибками. Их анализ позволяет мне видеть, в каком направлении нужно вести подготовку предстоящей работы. Например, надо научить детей избегать повторения одних и тех же слов, упражнять в правильном определении границ предложений, тщательно работать над лексическим значением слов. А самая эффективная форма      работы     над     стилистическими     ошибками коллективное редактирование сочинения и изложения. Такой разбор позволяет учащимся критически оценить свой труд, осознать достоинства и недостатки, сравнив с работами товарищей. При этом разбираются удачные, красивые, образные предложения и предложения, требующие работы над ошибками.

      Работа над развитием словесной речи учащихся с нарушением слуха должна носить систематический, последовательный и целенаправленный характер; она должна помочь им расширить словарный запас, усвоить синтаксические конструкции, сформировать способность к самостоятельному варьированию и комбинированию языкового материала в зависимости от содержания, создать возможность логически связно и последовательно излагать свои мысли.

     Так как  сформированная  словесная речь - это основа для развития личности, для социализации и включения в культуру, предпосылка для социальной интеграции и существенная персональная помощь в индивидуальной ориентировке в жизни общества.  Без речевой способности невозможно сформировать у ребенка с нарушением слуха представления о явлениях культуры, ее ценностях и общественных нормах. Школьное и профессиональное образования детей с нарушением слуха особенно зависят от владения словесной речью.

Анализ результативности

Уже не один год я работаю над проблемой «Совершенствование навыков связной речи на уроках русского языка  и во внеурочное время»  Последовательная и целенаправленная работа по проблеме способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению качества знаний. Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в школьных, муниципальных, российских  олимпиадах, творческих конкурсах, где занимают призовые места.

Трудности и проблемы при использовании опыта

     Трудностей, нерешенных проблем в обучении детей связной речи имеется еще много. Прежде всего, необходимо научить детей составлять рассказ так, чтобы он действительно был связным, целым, а не представлять собой отдельные, разрозненные, ничем не связанные между собой предложения. Сказывается нехватка литературы как учебной, так и методической для специальных коррекционных школ. У учителя занимает много времени подборка и разработка инновационных дидактических материалов.

Возможность тиражирования

Опытом своей работы делюсь с коллегами. Провожу открытые уроки,  выступаю на педсоветах и методических объединениях. Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях.

Наглядное приложение: конспект открытого урока.

Тема урока «Буква о и е после шипящих в суффиксах существительных».

Цели урока:

  1. Учить обучающихся образовывать существительные с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок, -енок и др.
  2. Применять правило при выборе о и е в суффиксе существительного после шипящих.
  3. Развивать связную речь и умение строить высказывания.
  4. Работать над словесным ударением.
  5. Расширять и закреплять словарный запас.
  6. Прививать умение быть наблюдательным, любить родную землю, заботливо, по-дружески относиться  друг к другу.

Оборудование: карта путешествия, учебники, тетради, словари, таблички, доска, экран, индивидуальные аппараты.

Ход урока

1. Оргмомент

    - Добрый день! 

      (Здравствуйте)

    - Какой сейчас урок?

      (Сейчас урок грамматики)

    - Который урок?

      (Второй)

     - Влад, спроси у Дениса, какое сегодня число?

     - Рома, какое время года?

     - Кто сегодня дежурный по классу?

     - Все готовы к уроку?

2. Фонетическая зарядка

     - Назовите дежурные звуки.

       (Дежурные звуки  ш – ч)

     Работа над дежурными звуками:

       1) проговаривание слогов со звуками

       2) составление слов с данными звуками

3. Вступительное слово учителя.

      - У нас сегодня необычный урок: мы совершим путешествие в сказочный лес.

      - Прежде чем отправиться в сказочный лес, подумайте и скажите:

      - Как нужно вести себя в лесу?

       (Не ломать деревья).

       (Не трогать норки животных).

       (Не разводить костёр).

       (Не оставлять за собой мусор).

       (Не разорять птичьи гнёзда).

       - Теперь мы с вами начнём путешествие. Но в сказочном лесу нас ждут множество трудностей. Помогать нам будет взаимовыручка и дружба.

4. Словарная работа    (по карте путешествия)

Барсук    (описание животного)

Барсучонок

 - Ребята, запишите новые слова в словари.

 - А кто живёт в сказочном лесу?

  (Медведь, волк, белка, лиса, ёж, барсук)

  - Все ли эти животные обитают в лесах Мордовии?

    (Все живут в наших лесах)

  - О лесных обитателях вы можете прочитать в книге «Ребятам о зверятах» К.Г.Паустовского, «В лесу и на речке» Г.А.Скребицкого и в других книгах.

5. Объяснение нового материала

  (запись на доске).

   Медведь – медвеж..нок                          орех – ореш..к

   Белка  - бельч..нок                                  дочь – доч..нька

   Барсук – барсуч..нок                               друг – друж..к

   Волк -                                                       замок -

   Ёж -                                                           круг –

6. Работа с учебником.

  - Откройте книгу на странице 88, прочитайте правило.

  - Найдите упражнение 186.

  - Что будете делать?

7. Физкультминутка

8. Работа на компьютере.

    Учитель обращает внимание детей на карту путешествия.

   - Вот мы с вами подошли к речке. Чтобы пройти по мостику, мы должны выполнить задание: вставить пропущенные буквы.

    (обучающиеся выполняют задание на компьютере)

9. – И в конце нашего путешествия за рекой ждёт нас литературный герой.

    - Отгадайте, кто он?

10. Работа по карточкам.

     Задание: расставить пропущенные буквы.

11. Обобщение (дети делают вывод по теме урока).

12. Итог урока.

Литература

Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 кл. – М.: «Просвещение», 2008 
Л. М. Быкова, Е. А. Горбунова, Т. С. Зыкова, Л. П. Носкова
Методика преподавания русского языка в школе глухих.-  М., 1994
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушенным слухом. – М., 1988.
Зикеев А.Г Развитие речи  учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М., 2000.
Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. – М., 1985.
Никитина М.И. Сурдопедагогика. – М., 1989.
Никитина М.И. Уроки чтения в школе слабослышащих. – М., 1991.
Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих школьников. – М., 1981.
Развитие детей с нарушением слуха во внеурочной деятельности, под ред. Речицской Е.Г. – М., Владос, 2005
Дефектология. Журнал. 1999 – 2006 гг.
Большая энциклопедия школьника, ЗАО «Росмэн-Пресс»,2006
Интернет-ресурсы: http://schools.perm.ru - Пермский городской школьный портал

http://mat.1september.ru – Газета «Русский язык» «Первое сентября»

Презентация (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (29.12.2016)
Просмотров: 64
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Удовлетворены ли Вы организацией воспитательного процесса и дополнительного образования?
    Всего ответов: 9

    Все права защищены © 2017