Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Среда, 13.12.2017, 13:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [16]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление педагогического опыта воспитателя Курковой Т. А.

Я работаю над проблемой «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников с нарушениями слуха»

Актуальность и перспективность. Обращение к нравственному воспитанию в настоящее время, когда происходит духовное возрождение России особенно актуально. Возрождение в обществе духовности и культуры непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы, потому, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Культура народов Мордовии  является богатейшим материалом для знакомства с традициями разных народов, проживающих на территории республики. В дошкольной группе для детей с нарушениями слуха, где я работаю, так же есть дети разных национальностей. Поэтому одними из важных направлений  моей работы  являются: приобщение детей к культуре народов населяющих Мордовию, формирование нравственных представлений, воспитание любви к родному краю. Актуальность определяется важностью дошкольного возраста для духовно-нравственного развития, становления личности ребенка. Поэтому выбор проблемы «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников с нарушениями слуха» продиктован необходимостью поиска новых методов и форм коррекционного воздействия, поиска эффективных путей в работе с детьми, имеющими патологии слуха.

Ведущая педагогическая идея - использовать игру как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. Активное познание истории и культуры родного края способствует  формированию первоначальных представлений о малой Родине, воспитанию духовно-нравственных чувств.

Новизна педагогического опыта по данной проблеме определяется изучением духовно-нравственного  воспитания дошкольников с нарушениями слуха, научным обоснованием системы коррекционно-педагогического воздействия на нравственное развитие детей с использованием игр (дидактических и театрализованных), выявлением возможностей игры и использованием игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников с нарушениями слуха.

Концептуальность. Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. В настоящее время получили широкое распространение новые концепции и образовательные программы, которые нашли применение в ДО. Дети дошкольного возраста с нарушениями слуха так же нуждаются в целенаправленной  педагогической поддержке духовно-нравственного развития. У дошкольников с нарушениями слуха выявлена специфика всех компонентов нравственного развития. Исследование когнитивного компонента обнаружило ограниченность представлений об эмоциях; трудности в понимании причин поступков окружающих, неумение передать в речи эмоции, настроение. Эмоциональный компонент нравственного развития проявляется у части детей в неадекватном отношении к поступкам персонажей и их оценке; отсутствие интереса и содействие сверстнику. Поведенческий компонент отразился в трудностях налаживания контактов со сверстниками, развертывания социального содержания в игре; зависимости оценки поведения сверстников от мнения взрослого. Важнейшим источником нравственного развития ребенка является взаимодействие и общение с взрослым в процессе различных видов деятельности, и, прежде всего, в игре как ведущей деятельности дошкольного возраста. В основу работы был положен комплексный подход, при котором целенаправленная организация игры сочеталась с речевой, двигательной и изобразительной деятельностью. Свою практическую деятельность я осуществляю с учетом как общедидактических принципов - воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, историко-культурной  и гуманистической направленности, так и специальных принципов коррекционной педагогики.

Наличие теоретической базы опыта. Дошкольный возраст является периодом начального становления личности, интенсивного формирования змоционально-нравственных основ ее культуры. Снижение слуха создает серьезные препятствия в процессе культурного развития ребенка, так как вторичные и последующие отклонения в структуре нарушения обуславливают тяжелые последствия, которые Л. С Выготский определял как «социальный вывих». Вопросы эмоционально-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха обсуждаются в работах Г. Л. Выгодской, . Д. Корсунской, О. И. Кукушкиной, Н. Г. Морозовой, М. и. Никитиной. В них показано, что у дошкольников с нарушениями слуха затруднено понимание эмоций, овладение нормами поведения, формирование нравственных представлений. Однако при правильно организованном процессе обучения, ребенок с нарушенным слухом по уровню может приблизиться к слышащим сверстникам (Б. Д. Корсунская, Н. Г. Морозова, Н. А Рау). В психологической и педагогической литературе, посвященной развитию дошкольников с нарушениями слуха большое значение придается обучению их дидактической игре как средству нравственного, умственного и речевого развития.  Среди различных средств эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста первостепенное значение придается игре. Особенно важным является утверждение Д. Б. Эльконина о сензитивности дошкольной игры к человеческой деятельности и межличностным отношениям, об исключительном влиянии игры на воспитание чувств. Проблема использования театральной игры как средства эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха рассматривается в работах В. В. Заболтаны. В работе по привлечению детей к мордовской народной культуре можно руководствоваться такими программами и пособиями как - «Мы в Мордовии живём» О.В. Бурляевой, Л.П. Карпушиной, книгой В.С.Брыжинского «Серебряные цепочки», где содержится богатейший материал (подвижные игры, театрализованные игры) мордовского народа.

Оптимальность и эффективность средств. В условиях введения ФГОС в нашем дошкольном отделении содержание регионального компонента образования способствует формированию у дошкольников, духовно-нравственных ориентаций, развитию творчества, толерантности. Учитывая многонациональность народов, населяющих Мордовию, в вариативную часть адаптированной образовательной программы частично включена авторская программа «Наш край» как средство духовно-нравственного воспитания детей. Программа составлена в соавторстве с коллегами, с учетом изучения регионального компонента адресована для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Целью программы является формирование духовно-нравственных отношений и чувства сопричастности к семье, родному краю к природе и культуре через познание национальных особенностей родного края. В настоящее время нет недостаточного количества данных о духовно-нравственном развитии дошкольников с нарушениями слуха, отсутствуют методические рекомендации по духовно-нравственному развитию и, в частности, использованию игр в этом процессе. Поэтому работая по своей проблеме, я изучила возможности использования игры (театрализованной и дидактической) как средства духовно-нравственного развития дошкольников  с нарушениями слуха. В качестве литературной основы театрализованных игр использовались адаптированные народные сказки. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни, превращаются в нравственные эталоны, которыми регулируются поступки ребенка. На  всех этапах коррекционной работы особое внимание уделялось обучению дошкольников пониманию текста и развитию речи. В ходе работы над текстом в первую очередь обеспечивалось понимание содержания, что являлось основой для появления первоначальных нравственных представлений, введение соответствующего словаря. Для этого использовались такие методические приемы как инсценированный рассказ, анализ иллюстраций к текстам, ответы на вопросы, рассказывание. Основными условиями эффективности использования театрализованных игр являлись: организация предметно-игровой среды, моделирование проблемных ситуаций с учетом социального опыта и особенностей речевого развития воспитанников, подбор и разработка доступных, связанных с жизненным опытом детей текстов, отражающих нравственные отношения людей; их передача в игровой, изобразительной, двигательной, музыкальной деятельности; тесное взаимодействие сурдопедагога, воспитателя, музыкального руководителя в процессе решения поставленных задач. Одним из главных средств приобщения к народному творчеству, являются развивающие дидактические игры. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка. На основе разработки и апробации дидактических игр по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством было разработано методическое пособие. Дети в доступной форме знакомятся с многообразием народной игрушки, с основами декоративно-прикладного искусства русского, мордовского и татарского народов.  В группе  создана современная предметно-развивающая среда, в соответствие с ФГОС:

  • для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий.
  • собрана картотека традиционных подвижных игр, сказок;
  • изготовлены настольный, кукольный театры, которые используются для ознакомления с народными сказками;
  • организован  национальный уголок в группе, где дети могут наглядно ознакомиться с символикой Российского государства и республики Мордовия, рассмотреть кукол в национальных костюмах и познакомиться с народной одеждой русских, мордвы и татар, их орнаментами.
  • разработано пособие по дидактическим играм «Матрешки» для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством разных народов.

Результаты работы по использованию игр в духовно-нравственном воспитании показали ее эффективность. Дети познакомились с декоративно прикладным искусством  народов, населяющих Мордовию посредством дидактических игр. Использование театрализованных игр было направлено на закрепление представлений об эмоциональных состояниях и правилах поведения, на поиски способа выхода из конфликтных ситуаций и их переносу в новые игровые ситуации, осознание детьми связи между поступком, его последствиями и эмоциями сказочных персонажей. Это, в конечном итоге, создавало условия для достижения основного результата духовно-нравственного воспитания - формирование нравственного поведения. Проведенная работа создала благоприятные условия для расширения возможностей слухового восприятия, развития выразительных движений, взаимодействия детей и взрослых, соблюдения правил поведения.         Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что приобщение детей к  национальным  культурным ценностям может  способствовать формированию духовно-нравственных качеств дошкольников.

Распространение опыта.  Своим педагогическим опытом делилась на Всероссийской педагогическая конференции «Развитие детей дошкольного возраста», где принимала участие с докладом «Дидактическая игра как средство приобщения дошкольников к народной культуре»; участвовала в работе научно-методического семинара для практических работников образовательных организаций «Теория и практика специального инклюзивного образования в Республике Мордовия» и выступила с докладом «Роль дидактической игры в ознакомлении с народным творчеством дошкольников с нарушениями слуха»; также выступала на 8-й Всероссийской научно-практической конференция «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» по теме: «Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ». Опыт работы по данному направлению перенимается педагогами школы-интерната - выступила с докладом на педагогическом совете  на тему: «Организация духовно-нравственного воспитания в дошкольном отделении»; было сделано выступление на методическом объединении воспитателей «Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников», провела мастер-класс для воспитателей «Народная кукла».

 

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (14.12.2016)
Просмотров: 93
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Удовлетворены ли Вы качеством преподавания учебных дисциплин?
    Всего ответов: 6

    Все права защищены © 2017