Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Среда, 13.12.2017, 14:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [16]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление педагогического опыта воспитателя Мотякиной С. А.

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»

Представление педагогического опыта воспитателя  Мотякиной С. А.

Я,  Мотякина  Светлана Анатольевна работаю по проблеме: «Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».

Актуальность и перспективность опыта.                                                                                                                  

В условиях современной социально - экономической ситуации в стране всё большую актуальность приобретает вопрос о роли социального обучения и воспитания, в решении проблем социализации детей с проблемами слуха.

Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения.  Дефект глухоты и тугоухости в обществе - проблема социальная. Л.С. Выгодский назвал дефект - "социальным вывихом". Это основная причина детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху,  педагогически воспитать такого ребёнка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. 

На ранних этапах развития личности основные механизмы адаптации базируются на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определенной социальной ситуации развития. В системе дошкольного воспитания и образования необходимо начинать реабилитацию с 3-х лет. До 3-хлет у ребёнка не закончен процесс внутренней сепарации. До 3-х лет он испытывает индивидуальный, сенсорный страх. Могут появиться патологические реакции: нарушение сна, аппетита, эмоциональные расстройства. При доброжелательном и внимательном отношении педагогов эти нарушения проходят. C детьми провожу специальную коррекционную работу по развитию у них слуховой функции и устной речи. В результате этой работы глухие дети постепенно овладевают речью. Формирование речи неслышащего ребёнка осуществляется в ходе повседневного общения и на специальных занятиях. Для ребёнка занятие всегда игра.  Значение игры в социализации личности  ребенка  определяется  тем,  что детская  игра  рассматривается   как   форма   включения   ребенка   в   мир человеческих действий  и  отношений. Развитие речи глухого ребёнка не должно решаться в отрыве от общих задач развития личности. Важнейшую роль в социализации глухого ребёнка играет его ознакомление с окружающим миром в процессе деятельности. Социальный опыт приобретается в деятельности. Многообразная деятельность детей, которая осуществляется во время подъёма, медицинского осмотра, гигиенических процедур, обеда, игры, подготовки ко сну, прогулки целенаправленно использована для ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира, а также и для развития речи. Большое внимание заслуживает также нравственное воспитание глухих дошкольников. Дружественная атмосфера, совместная радостная деятельность и взаимопомощь являются основой социальной адаптации глухих детей.   

Степень новизны. Социальная адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависит от его социокультурной идентификации, т.е. от сознания себя членом того или иного сообщества, субкультуры.                                                                                               

Влияние национально-регионального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно. Приобщая детей к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, совместно с родителями мы вводим их в мир общечеловеческих ценностей, знакомим  с национальными мордовскими традициями, обрядами, обычаями.

В соавторстве с коллегами был разработан региональный компонент программы дошкольного воспитания детей с недостатками слуха. Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов. Программа реализуется через разные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников и направлена на приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой они проживают, знакомство с бытом и традициями коренного населения. В своей группе я создала мордовский уголок, где выставлены  подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети увидели национальный костюм, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у моих воспитанников неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.

Наличие теоретической базы. В своей работе опираюсь на программу для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (Л.А.Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д.Шматко), «Дошкольное воспитание глухонемого ребёнка» Н.Р. Рау, «Формирование устной речи у глухих детей» Ф.Ф.Рау. При работе с детьми после операции КИ пользуюсь учебным пособием И.В.Королёвой «Кохлеарная имплантация и слуховая реабилитация глухих детей и взрослых».

Принципиальный подход к изучению социальной адаптации аномальногоребенка, предложен Л.С.Выготским, который рассматривал общение детей с окружающими как фактор развития и коррекции их недостатков. Представлена обширная психолого-педагогическая литература, посвященная проблемам нарушения механизмов социализации в детском и подростковом возрасте (Е.В. Кудряшова, Л.С. Чурилова, А.Ю. Юричка). В исследованиях многих авторов (О.М. Кодатенко, Е.Н. Лекомцева, Л.С. Яковлев и др.)

разрабатываются технологии воспитания, коррекции нарушений социализации.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании   условий, способствующих  приобретению детей с нарушением слуха социального опыта ,организации целенаправленной деятельности, в процессе которой у детей формируются  нравственные ценности и нормы  поведения, присущие обществу.

Результаты работы.  Дети приобретают социальный опыт, усваивают культуру поведения, нормы нравственно – духовного воспитания, у детей формируется устная речь, положительное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

Дети принимают  участие в школьных, муниципальных, российских  олимпиадах, творческих конкурсах. Таким образом,  наши дети становятся полноценными членами общества.

Распространение опыта.  Своим педагогическим опытом делилась на V Всероссийском  форуме «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития», выступила на Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения» с докладом на тему «Роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе детей с нарушением слуха.», выступила  на методических объединениях воспитателей дошкольного отделения школы-интерната с докладами на тему «Приобщение детей к народным традициям на основе знакомства с художественной литературой», «Поликультурное образование на основе слияния культур народов родного края»; проведение открытых занятий по лепке  «Кошкин дом» и занятия по аппликации «Бусы для мамы».

Публикации по теме:

1.«Развитие  Речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха во время проведения режимных моментов». 52-е Евсевьевские чтения. Серия: «Актуальные проблемы специального  и инклюзивного образования. Страницы 245-251

2. Конспект развлечения «Рождественские забавы и развлечения». Журнал «Народное образование»№1-2, 2013 стр.157- 159.

3. «Проблема социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением слуха» http://www.prodlenka.org/

Приложение:

  1. Презентация (просмотр)
  2. Видео №1(просмотр)
  3. Видео №2(просмотр)
Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (16.02.2017)
Просмотров: 69
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Удовлетворены ли Вы качеством преподавания учебных дисциплин?
    Всего ответов: 6

    Все права защищены © 2017