Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 19.10.2017, 08:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [59]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление педагогического опыта воспитателя Родионовой Е. А.

Представление педагогического опыта воспитателя Родионовой Е. А.

На протяжении 15 лет я работаю воспитателем в школе-интернате, которую посещают дети с нарушениями слуха. Одной из важнейших задач, нашего коррекционного учреждения, является задача духовно-нравственного воспитания. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Духовно- нравственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха посредством народных сказок».

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования духовно-нравственно личности дошкольника.

Степень новизны заключается в том, что мною и моими коллегами в целях реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Президентом России в качестве приоритетной государственной программы был разработан региональный компонент программы дошкольного воспитания детей с недостатками слуха. Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов. Программа реализуется через разные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников и направлена на приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой они проживают, знакомство с бытом и традициями коренного населения.

А также мною было разработано авторское методическое пособие «По страницам любимых сказок». Работа с методическим пособием «По страницам любимых сказок» подтвердила высокую эффективность использования данного направления в работе с детьми, имеющими патологии слуха. Методическое пособие включают в себя 11 народных сказок, а также методические разработки, призванные оказать помощь при организации совместной игровой и познавательной деятельности взрослого и ребенка на основе того или иного сказочного сюжета.

Пособие способствует развитию художественного восприятия дошкольников как через первичное знакомство со сказкой, так и через выявление новых смысловых и художественных оттенков в уже известных произведениях при повторном обращении к ним. Игровые обучающие задании разных уровней сложности позволяют работать с данной сказочной подборкой и в младшем дошкольном возрасте, и в дальнейшие периоды дошкольного детства. Работа с пособием стимулирует активное развитие любознательности, наблюдательности, способствует выявлению склонностей и интересов детской личности, а также формированию желания выразить себя в какой-либо художественной деятельности. В пособии реализована технология коммуникативного изучения сказки, предполагающая осуществление межкультурного взаимодействия: каждая национальная сказка изучается по единому алгоритму и может быть рассмотрена в диаде со сказкой другого народа.

Свою практическую деятельность в работе по проблеме «Духовно нравственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха посредством народных сказок» я осуществляю с учетом как обще-дидактических принципов, так и специальных принципов коррекционной педагогики.

Теоретическая база. Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников с нарушениями слуха находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Исследованиями Р. М. Боскис, А. П. Гозовой,     А. И. Дьячкова, Т. А. Григорьевой, С. А. Зыкова, Т. В. Розановой,                  И. М. Соловьева, Е. Г. Речицкой и других показали, что потеря слуха, задержка и своеобразие формирования речи создают трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов. Необходимость раннего духовно-нравственного воспитания детей с нарушением слуха подчёркивается в работах Н. А. Рау, Б. Д. Корсунской,            Н. Г. Морозовой. Исследования дефектологов, практика коррекционных садов для детей с нарушением слуха показывают, что в результате правильно поставленной работы глухой или слабослышащий ребёнок может приобрести те же качества морального поведения, что и слышащий сверстник. Но нельзя забывать о своеобразии его характера, зависящего от недостаточного понимания окружающих событий и неумения выразить свои переживания. Отсутствие слуха значительно затрудняет воспитание глухого дошкольника, так как до формирования речи он не может овладеть в полной мере морально-этическими нормами поведения наравне со слышащими ровесниками.

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Ведущая педагогическая идея состоит в использовании народных сказок в формировании духовно-нравственных качеств личности, чтобы посеять и взрастить в душе глухого ребенка семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у него, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника с нарушениями слуха. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности глухого ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Результативностью своей работы с детьми считаю то, что:

- дети знают определенные сказочные сюжеты;

- умеют понимать сюжетную линию сказки;

- стараются выражать свои мысли и чувства в речи;

- умеют передавать художественный образ в рисунке;

- понимают эмоциональные состояния окружающих;

- дети усвоили нормы нравственно – духовного воспитания, такие как: открытость к добру, позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

- дети понимают свое место в семье и оказывают посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

- осознают те базовые нравственные качества, которые я пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

- понимают необходимость послушания, почитания родителей и взрослых.

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Своим результатом работы я делюсь с коллегами, выступила на Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения» с докладом на тему «Духовно- нравственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха через игровую деятельность»; на VII Всероссийской научно-практической педагогической конференции с докладом на тему «Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников с ОВЗ.»; на Всероссийской педагогическая конференция «Развитие детей дошкольного возраста» с докладом на тему «Нравственное воспитание ребенка посредством народных сказок»; на Методических объединениях воспитателей дошкольного отделения школы-интерната с докладами на тему «Кукольный спектакль как одна из эффективных форм воздействия на формирование нравственности», «Роль народной сказки в социализации детей с нарушениями слуха»; проведение открытых занятий по сюжетно-ролевой игре «Теремок» и комплексного занятия по сказке «Колобок».

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (14.12.2016)
Просмотров: 62
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Удовлетворены ли Вы организацией быта?
    Всего ответов: 5

    Все права защищены © 2017