Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 19.10.2017, 08:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [59]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление педагогического опыта воспитателя Волковой Л. А.

Я работаю по проблеме «Развитие творческой активности детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста»

Актуальность педагогического опыта.

Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Работая с детьми младшего школьного возраста с нарушениями слуха и наблюдая за их общеобразовательным развитием, невольно сталкиваешься с проблемой: кто-то сразу большими шагами идёт вперёд в своём развитии, а кто-то долго не может сдвинуться с места.

К сожалению, природа не наградила человека вообще никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности. Ребёнок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. Но ещё советская педагогика утверждала, что нет людей ни к чему не способных. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности. Поэтому каждый ребёнок способен достичь выдающихся результатов в тех видах деятельности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы.

Однако задатки и способности к определённой деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. Поэтому очень рискованно развивать ребёнка в одном направлении только потому, что у него вроде бы проявились способности к какому-то виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.

Полагаю, что детей надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться скрытым, может быть очень глубоко, способностям.

Целенаправленно способствовать развитию широкого спектра способностей детей может и должна начальная школа. Чтобы это осуществить, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона, начиная с самого раннего возраста. На мой взгляд, наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности.

 2. Концептуальность.

Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. В той или иной мере творчество доступно каждому.

Обучающая творческая деятельность рассматривается мной в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия; и т. д.

Чтобы педагог смог работать над развитием творческой активности каждого ребёнка в классе, ему необходимо чётко знать психологические особенности детей данного возраста, уметь наблюдать и выявлять круг интересов младших школьников, беседуя с каждым из них, давая индивидуальные задания. Объекты для  индивидуальной творческой работы подбираются таким образом, чтобы глухие и слабослышащие могли изготовить их самостоятельно, без помощи педагога. Новизной и особенностью инновационного опыта является то, что ребёнок сам ищет приёмы и методы для реализации своих творческих идей. Но прежде умениям и навыкам ребёнок должен научиться. А в этом ему помогает педагог.

 3. Наличие теоретической базы опыта.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность.

Приступая к работе над данной темой, я изучила работы выдающихся педагогов и психологов, познакомилась с результатами психолого-педагогических исследований П. Я. Гальперина «Поэтапное формирование как метод психологических исследований», Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», А. З. Зака «Методы развития способностей»,  Л. Н. Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность» Л. Ю. Субботиной «Развитие воображения у детей» и другие.

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно только в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий,  способствующих развитию творчества в ребенке.

Отечественные психологи и педагоги (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В.В. Давыдов, В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин, Л. Г.Петерсон и другие) подчеркивают значение учебной и внеурочной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопление субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

4. Ведущая педагогическая идея.

Разработка путей формирования эстетических представлений, понятий, вкуса, а также творческих способностей и интегративного мышления воспитанников в условиях школы-интерната; развитие интеллекта воспитанников с помощью разумно организованного досуга.

 5. Оптимальность и эффективность средств.

Высокий уровень профессионально-педагогических качеств позволяет добиваться устойчивых положительных результатов в творческой активности учащихся. Каждому воспитаннику предоставлены возможности проявить творчески свою индивидуальность, постоянно повышать свое мастерство, добиваться качественных  результатов.

 6. Результативность опыта.

Подводя итоги работы, направленной на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе занятий, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Мои воспитанники принимают активное участие в различных конкурсах, выставках различного уровня:

муниципальный:   

  • обладатель гран-при городского экологического конкурса «Птичий дом»,
  • 3 место - городской конкурс «Весенний скворечник».

республиканский:

  • 2 место – конкурс «Экология. Дети. Творчество»,
  • 1 место - выставка прикладного творчества воспитанников детских домов-школ «МастерОК».

 7. Возможность тиражирования.

Для того чтобы идти в ногу со временем, быть в курсе всех событий, происходящих в образовании, воспитании учащихся постоянно занимаюсь самообразованием и повышением своего профессионального уровня. Через печатные издания пополняю свою методическую копилку средствами, приемами, методами и формами работы. Прошла профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС». Выступала по данной проблеме:

- на международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «50-е Евсевьевские чтения» со стендовым докладом «Организация творческой деятельности детей с недостатками слуха во внеурочное время»;

- на Межрегиональном семинаре-практикуме «Современные технологии обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ» по теме «Развитие творческой активности младшего школьного возраста с нарушениями слуха»;

- на педагогическом совете  на тему: «Внеурочная деятельность как средство реализации ФГОС в условиях коррекционной школы I и II вида»;

- выступление на методическом объединении воспитателей «Ручной труд, как средство адаптации детей с ОВЗ (из опыта работы)».

Принимала участие в реализации учебной практики «Психолого-педагогическая практика в дошкольных учреждениях коррекционного и инклюзивного образования», внеклассные занятия и мастер классы неоднократно показывала слушателям курсов повышения квалификации.

Статья «Кружковая работа в школе интернате» напечатана в сборнике 50-е Евсевьевские чтения «Актуальные проблемы психологии и дефектологии».

Статья «Содержание творческой деятельности младших школьников с нарушениями слуха во внеурочное время» напечатаны в сборнике 52-е Евсевьевские чтения «Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования».

 8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми.

Мною составлено программно-методическое обеспечение «Развивающие упражнения во внеурочное время для детей с недостатками слуха» (Заключение республиканского экспертного совета МО РМ от 06.06.2012г.). Предлагаемый сборник материалов предусматривает  развитие индивидуальных возможностей младших школьников, учитывая их особенности и закономерности обучения. Материал составлен с учетом требований к детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющих патологии слуха.

Веду кружок «Умелые руки», составленная программа «Начальное техническое моделирование» утверждена в МОУ ДОД «Дворце Детского творчества» 2016г.

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (14.12.2016)
Просмотров: 56
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Оцените качество услуг нашей организации
    Всего ответов: 6

    Все права защищены © 2017