Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Среда, 13.12.2017, 14:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [16]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление педагогического опыта учителя-дефектолога Надежкиной М.О.

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-дефектолога Надежкиной М.О.

Я работаю над проблемой «РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА». Взяла эту тему потому, что речь ребенка с нарушениями слуха бедна и монотонна. Формирование у глухих словесной речи – специальная задача, от решения которой в значительной степени зависит интеграция глухого человека в общество слышащих.                   

Язык впервые возник из-за потребности в общении. Устная речь наиболее доступна, без дополнительных средств мы можем сообщать и воспринимать её. Ребенок рождается уже с программой к устной речи. С помощью устной речи человек усваивает язык. Человечество фиксирует свои знания речью.

Устная речь детей, имеющих нарушения слуха, часто оказывается малопонятной из-за недостаточности произносительных навыков, интонационной окрашенности, эмоционально-экспрессивной, что отмечается многими сурдопедагогами: И.Г.Багровой, В.И. Бельтюковым, К.А. Волковой, Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезиной, Е.З. Яхниной и др.  

Актуальность. Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, отрицательно сказывается на формирование речи ребенка, а при глухоте без специального обучения словесная речь вообще не появляется. Устная речь детей с нарушением слуха характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи, но и нарушением ее ритмико-интонационной стороны. А для общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной, чтобы его произношение было максимально членораздельным и естественным, т.е. чтобы в его устной речи присутствовали и были отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка: звуки, словесное ударение интонация. Как правило, глухих детей имеются определенные нарушения моторики. Это в свою очередь отражается на произносительной стороне речи: темп речи замедлен, речь часто напряжена, монотонна и не выразительна.    Дети, подобно речевой машине, произносят звук за звуком, не связывая элементы в единое целое. Причиной тому в значительной мере являются степени снижения слуха и неправильные формы обучения. Правда, никакое искусство обучения не заменит им недостающего слуха, их речь не будет такой, какая свойственна слышащим. Однако это не значит, что речь детей с нарушениями слуха нельзя все же сделать более естественной, свободной, более благозвучной, выразительной и внятной. Успех обучения устной речи зависит в значительной мере от качества работы учителя, его методического мастерства и общей теоретической подготовки.          

Традиционный метод обучения детей с нарушениями слуха устной речи предполагает единство аналитического и синтетического подходов, т.е. сочетание работы над элементами (звуки, слоги) с работой над целым словом, фразой.

Таким образом, осуществляется один из важнейших дидактических принципов – переход от более лёгких видов речевой деятельности к трудным, максимально приближающим слабослышащего ребёнка к условиям свободного общения. Нужно широко использовать фонетическую ритмику, которая способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция с движениями рук рассматривается в речи как «моторный стержень эмоций».          Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определённого речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь проводятся по подражанию и направлены на: нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами.

При существующей методической системе обучения глухих устной речи работа над ритмико-слоговой структурой слова, а также овладение нормами орфоэпии осуществляются как особые задачи и нередко отодвигаются на более поздний период. Речь сурдопедагога должна удовлетворять всем нормам орфоэпии. В процессе обучения детей ему следует пользоваться как деловым, так и разговорным стилями.

Рассмотрим отдельно несколько компонентов, входящих в состав выразительности речи.

Словесное ударение является одним из трех элементов фонетической системы русского языка. Оно вместе с числом слогов, является носителем его ритма. Благодаря ударению осуществляется выделение слов в речи, а также различение слов и их форм. Поэтому правильное словесное ударение – существенное условие выразительности, разборчивости, естественности звучания. При словесном ударении один из слогов произносится более громко и с большей протяжностью гласного звука. В русском языке словесное ударение выступает также в качестве одного из смыслоразличительных средств. Часто мы встречаемся со словами, которые имеют одинаковый звуковой состав. Разное значение таких слов определяется местом ударения.

При овладении ударением учащиеся будут испытывать известные трудности. Работая над этой темой, сурдопедагогу необходимо, прежде всего, научить детей технике выделения ударного слога и правильной постановке ударения в словах. Ученик должен не только уметь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно – первый, второй или третий. Следует добиться, чтобы он владел подвижностью ударения.  Отработка технике выделения ударного слога на определенном ритме соединяется с обучением правильному произношению слов, соответствующему данному ритму: тА-та – пАрта, шкОла. Берется словарь, которым дети уже владеют. Начинать надо со слогов, а потом переходить к словам.

Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у школьника навыков дирижирования. Различают два вида дирижирования. Первый состоит в том, что движение руки сопровождает каждый слог произносимого слова. Ударный слог выделяется более интенсивным и длительным движением. Второй вид дирижирования состоит в том, что движением руки сопровождается только ударный слог. Обучать дирижированию рекомендуется на материале слогов, слов, фраз и связных текстов. (« Скажи громко и тихо», «Повтори вместе с учителем высоким, низким и средним голосом» и др.) Успешность усвоения словесного ударения в значительной мере зависит от повторяемости словесного материала. Работа над словесным ударением ведется на индивидуальных занятиях, на уроках по технике речи, на речевых зарядках. Интересно заметить, что в условиях фронтальной и индивидуальной работы с учителем учащиеся соблюдают словесное ударение значительно лучше, чем в условиях проверки.

Овладение логическим ударением предполагает умение выделять его с помощью усиления громкости произнесения соответствующего слова. Обучение логическому ударению имеет цель придать речи детей с нарушениями слуха элементарную выразительность и отчасти облегчить им владение сознательным чтением, поскольку, приучившись отыскивать в предложении ударное слово, они легче улавливают смысл читаемого.                               

Работа над логическим ударением осуществляется двумя путями. С одной стороны, дети, часто практически, следуя указаниям учителя, приучаются произносить те или иные фразы, заучиваемые на память стихи и прозаические тексты с правильным логическим ударением. При этом они руководствуются готовым образцом. Овладение умением выделять ударное слово во фразе достигается тем же способом, которым используется над словесным ударением. В обоих случаях огромная роль принадлежит остаточному слуху школьников, с помощью которого они легко усваивают усиление громкости произношения слов, несущих на себе логическое ударение. («Послушай, какие слова учитель выделяет голосом», « Повтори вместе с учителем», « Скажи также, как я» и др.)

Работа над речевой интонацией предполагает формирование у детей с нарушениями слуха все более дифференцированного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур (темпа, слитности и пауз, мелодического контура фраз), а также развитие у учащихся умений передавать смысл и эмоциональное содержание высказывания сочетанием речевых и неречевых средств, способствующих коммуникации соответствующим выражением лица, позой, естественными жестами, принятыми в речевом этикете. Формирование у учащихся интонационной структуры осуществляется как в свободном общении, так и на специальных занятиях – индивидуальных, музыкально-ритмических, в слуховом кабинете, а также во время фонетических зарядок на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях. («Послушай, как говорит учитель», « Покажи …», « Повтори вместе с учителем», « Скажи также: « Мама. Мама ? Мама!» и др.)   Также учащиеся учатся на материале одной фразы по-разному комбинировать элементы интонации: изменять логическое ударение (“пойдем гулять”, “пойдем гулять”), темпа речи, менять интонационную конструкцию. При проведении таких упражнений особенно важно осознание учеником речевой ситуации.

Работа по формированию интонации проводится с использованием различных методических приемов и технических средств. На занятиях широко применяется подражание образцу речи учителя, воспринимаемой учениками слухо-зрительно и на слух (с помощью слуховых аппаратов), обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух основных элементов интонации, фонетическая ритмика. Также используются вибро-тактильные ощущения, графические средства, инсценирование типичных ситуаций речевого общения и др. («В библиотеке», «В столовой», «В магазине», « В парикмахерской» и т.д.). Эффективной работе над интонацией способствует использование визуальных приборов, помогающих ученикам самостоятельно осуществлять контроль за воспроизведением в речи основных интонационных структур. Организация обучения детей с нарушениями слуха восприятию и воспроизведению интонации предполагает преемственность в разных формах работ. («Послушай и повтори», «Скажи наоборот», «Дополни» и т. д). Планирование осуществляется совместно учителем класса, учителями - предметниками, учителями, ведущими индивидуальные и музыкально-ритмические занятия, и воспитателем.

Большое место на всех уроках, особенно чтения, развития речи, литературы должно быть отведено такому виду работы, как самостоятельное рассказывание о прочитанной книге, о просмотренной кинокартине, по заданной теме или по картине, пересказ. Это, как правило, способствует полной автоматизации ряда орфоэпических навыков, обогащает и учит пользоваться синонимическим словарем.

 Концептуальность.  Для работы используются упражнения, направленные  на формирование выразительной устной речи, которые органично входят в систему упражнений фонетической ритмики, словесным ударением, логическим ударением, интонацией в  практическом применении и выявлении результатов воздействия на развитие речи, что дает возможность включатся в широкое речевое общение. Помогает, используя свои слуховые способности для общения со слышащими, адаптироваться в социуме.        Факторами успешности описываемого опыта, на мой взгляд являются знание и использование учителем закономерностей  психо-физического и речевого развития нормально слышащих детей : раннюю диагностику, и раннюю реабилитацию детей с нарушением слуха; комплексный медико-психолого-педагогический подход к реабилитации детей. Преемственность и совместная работа учителя, дефектолога, воспитателя и родителя.

Цели и задачи педагогического процесса

Цель педагогического опыта – способствовать  формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе применения   фонетической ритмики., различных упражнений;

В процессе практического применения методических приемов и технических средств был определен ряд задач:

- сформировать умение изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы, воспроизводить речевой материал в заданном темпе;

- развивать навык восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов, нормализовать речевое дыхание и слитность речи, интонацию, словесное и логическое ударение;

- способствовать формированию с помощью речевой ритмики навыка воспроизведения слов, наиболее часто употребляемых в речи детей.

В своей работе использую следующие приемы: подготовительные упражнения, в процессе которых у учащихся формируется слуховое и слухозрительное восприятие; упражнения по развитию восприятия на слух и воспроизведения модуляций голоса по высоте, силе, по формированию слитности речи и пауз, изменений темпа, ударения; воспроизведение основных элементов интонации и специальная работа по восприятию и воспроизведению интонационных структуры фраз. На занятиях широко используется прием подражания речи учителя, воспринимаемой учениками слухо-зрительно и на слух.

Теоретическая база. К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система формирования ритмико-интонационной стороны устной речи как одного из факторов полноценного развития личности глухих детей, наиболее полной их адаптацией в обществе.(Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, И.Г. Багрова, В.И. Бельтюков, К.А. Волкова, С.А. Зыков, Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард, Л.П. Носкова, Т.В. Пелымская, Н.И. Шелгунова, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина)

Ведущей идеей своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через речевую коммуникацию.

Обобщенное описание системы работы:

На первоначальном этапе были изучены, обобщены и систематизированы имеющиеся методические разработки по проблеме. Одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей эффективности  обучения детей с нарушением слуха стало взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей обучения. Для коллег и учителей-дефектологов образовательных учреждений республики проведены открытые индивидуальные занятия, где были показаны упражнения по фонетической ритмике, работа над интонационной стороной речи, ударением. Чтобы предотвратить ошибки в работе воспитателей с детьми при обучении их произношению, были даны практические рекомендации. Я широко использую методы и приемы  при работе с детьми после кохлеарной имплантации. Консультирую родителей, как заниматься с ребенком дома.        На занятиях ведется целенаправленная работа по автоматизации звуков. Вызванные звуки закрепляются на материале слогов, слов и фраз. Кроме того, проводится работа по отработке слов и фраз, звуковой состав которых детям еще не доступен. Слоговой материал, как правило, подбирается одинаковый и для глухих и для слабослышащих. Слова, словосочетания, фразы и тексты подбираются мной с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков. Важно, чтобы речевой материал не только отвечал задачам работы над произношением, но и был доступен, понятен детям, нужен им в общении. Недостаточно научить детей правильно произносить изолированные слова, необходимо формировать у них умение воспроизводить фразу слитно, на одном выдохе, при необходимости членя ее на синтагмы, сохраняя правильное воспроизведение  входящих в нее слов. На материале фразы дети овладевают элементами интонации. 

Результатами моего творческого сотрудничества с учениками стали следующие  формы обучения: индивидуальные занятия с игровыми элементами; речевые конференции, чтение стихов на школьных праздниках, конкурсы чтецов. Такие занятия позволяют активировать речевую деятельность учеников. В результате работы у детей улучшилась внятность речи.

Делаю вывод, что развитие выразительной устной речи для детей с нарушениями слуха имеет большое значение. Овладение и обучение словесному и логическому ударению, работа по формированию интонации имеет цель придать речи детей с нарушениями слуха элементарную выразительность и отчасти облегчить им владение сознательным чтением, поскольку, приучившись отыскивать в предложении ударное слово, они легче улавливают смысл читаемого. Роль правильного орфоэпического оформления речи огромна, и только орфоэпически правильная речь может служить надёжным средством общения среди людей.

Возможность тиражирования.       

1.Сборник «Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования»

Материалы  Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых учёных – 52-х  Евсевьевских чтений, наличие публикации «Фонетическая ритмика как средство коррекции интонационной стороны речи детей с нарушением слуха». 

2.Сборник материалов Межрегиональной  научно-практической конференции «Инклюзивная миссия образования: образовательные стандарты     и нестандартные решения», статья  «Развитие выразительной устной речи у детей  с нарушениями слуха»

 

 

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (05.12.2017)
Просмотров: 13
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Удовлетворены ли Вы качеством преподавания учебных дисциплин?
    Всего ответов: 6

    Все права защищены © 2017