Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Суббота, 19.01.2019, 23:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [22]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-дефектолога Равочкиной С.И.

Представление собственного инновационного педагогического  опыта учителя-дефектолога Равочкиной С.И.

«Формирование диалоговой речи как средства коммуникации и социализации детей с нарушениями слуха».

 Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Одними из причин трудностей в самостоятельном жизнеустройстве выпускников с ОВЗ является недостаточный уровень их социальных умений и навыков вследствие вынужденной социальной изоляции в период пребывания в интернатных условиях. Ребёнок не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, обществе, творчестве.

Цель работы нашего образовательного учреждения и каждого педагога в частности – содействие в улучшении качества жизни ребёнка, имеющего недостатки слуха, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что помогает их интеграции в общество и создаёт предпосылки для независимой жизни.

Ведущая педагогическая идея.

 Неполноценное восприятие речи окружающих лишает детей с нарушениями слуха возможности расслышать звуковой состав слов. Речь звучит для этих детей как неясные, нечленораздельные, искаженные и притом не константные (непостоянные) звуковые комплексы. В этих условиях оказывается невозможным или в очень малой мере возможным подражание речи окружающих и усвоение значений слов, фраз, выражений.

В зависимости от степени нарушения слуха, от педагогических условий развития ребенка, от времени возникновения слухового дефекта дети с нарушениями слуха поступают в школу с нарушенной в различной степени речью. Перед специальной школой стоит задача обучать речи так, чтобы у обучающихся развивалась способность отражать действительность при помощи словесной речи. Это значит, что в корригирующем процессе эти дети должны усваивать те обобщения, которые заключены в нашей речи и которые отличаются от обобщений, свойственных наглядно-образному мышлению. Этим особенно усложняется отбор языкового материала, предлагаемого школьникам для усвоения. Требуется также особая методика и последовательность его преподнесения с таким расчетом, чтобы помочь обучающимся постепенно переходить к более отвлеченному и обобщенному отражению окружающих предметов и явлений. Перед педагогом стоит задача обеспечить не только усвоение значений слов, обозначающих конкретные предметы, действия, признаки предметов, но и постоянные накопления слов с абстрактными значениями. Именно поэтому, работа над речью органично входит в каждый урок не только языку, но и по всем другим учебным предметам.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Речь прежде всего длится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь – мысленная речь человека, обращенная к самому себе. Она не произносится и не пишется. Внешняя речь – это речь, обращенная к другим. Она обличена в звуки или графические знаки. Внешняя речь может быть диалогической и монологической, устной и письменной. Важнейшим условием, обеспечивающим речевое общение, является овладение ребенком разными моделями предложений, по образцу которых он строит конкретные фразы нужные ему в той или иной ситуации. Устно-разговорная речь является преимущественно диалогической формой общения. Это ее свойство отвечает особым условиям формирования речи у детей с нарушениями слуха. В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты педагога с учеником и с классом, обучающихся между собой. Эти речевые формы обеспечивают активность детей, подачу им необходимого материала, помощь в его усвоении, повторяемость реплик, проверку умений и навыков со стороны педагога, взаимоконтроль над правильностью построений фраз и словоупотреблением. Особо следует подчеркнуть непосредственную возможность ориентировки школьников на образцовую речь педагога, помощь им в преодолении трудностей и немедленную коррекцию ошибок. Участие всего класса (пассивное и активное) в беседе создает наиболее благоприятные условия для реализации на постоянно меняющиеся условия общения. Обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом). С одной стороны, овладение лексикой и умениями выражать смысловые отношения является необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой – развитие умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических. Поэтому работа над диалогической речью выступает и как цель и как средство практического овладения языком. Поскольку реплики диалога могут быть разной «длины», состоять из более или менее развернутых сообщений в виде двух-трех предложений, в ходе обучения диалогической форме общения создаются предпосылки для овладения рассказыванием, описанием, т е монологической речью. Этому способствует и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой.

Наличие теоретической базы.

Существуют различные классификации диалогов. Наиболее целесообразной для обучения диалогу слабослышащих детей, по мнению А.К. Зикеева, является их группировка по признаку особенностей парных соединения парных реплик :

1)вопросоответные единства, 2) сообщение – вопрос (ответ),

3) сообщение - сообщение, 4) побуждение к действию – вопрос (ответ),         5) побуждение к действию альтернативная реакция (согласие или отказ).       Значимость формирования и  развития коммуникативных умений у детей с нарушениями слуха подчеркнута рядом специалистов (P.M. Боскис, И.М. Гилевич, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, М.И. Никитина, JI.B. Никулина, К.И.  Туджанова и др.). Диалог был  предметом изучения мыслителей Древней Греции (Аристотель, Платон, Протагор, Сократ), современных философов  (М.М. Бахтин, B.C. Библер, A.A. Бодалев и др.). Роль диалога в жизни человека широко представлена в работах современных лингвистов, психологов, педагогов. Оптимальность и эффективность средств. Оптимальность и эффективность средств.

Работая по данной теме, я выделяю основные проблемы у детей с нарушениями слуха при овладении диалогом:

- ограниченный словарный запас учащихся;

- нарушение грамматического строя речи;

- неправильное употребление слов его значению;

- нарушение связи слов в предложении;

- неправильное построение предложений;

Нарушение или затруднение в процессе воспроизведения и восприятия речевых высказываний с одним или несколькими участниками диалога ведет к невозможности деятельности общения. Значит, основной задачей обучения диалогической речи является овладение детьми достаточно внятной речи, то есть отработка произношения слов, словосочетаний и фраз, работа над накоплением словаря и умением грамматически правильно строить диалогические фразы.

Включение в речь и специальная отработка таких диалогических единств постепенно способствуют овладению основными структурными компонентами, из которых комбинируются диалог, беседа в зависимости от темы и ситуации, в которых они протекают. Предусматривается развитие диалогической речи на уроках, занятиях и во внеурочное время : структура и методика проведения которых определяется способом группировки языкового материала. Тренировочные упражнения разнообразны: построение диалога по аналогии с образцом, дополнение его репликой, подбор парных реплик из числа предложенных, вставка в диалог пропущенной реплики, продолжение диалога ( по его началу), составление диалога по заданной ситуации, трансформация его по различным заданиям (например, изменить время или место действия) и т д. Следует также использовать диалоги по воображаемой ситуации, инсценировке или построенные в форме игр. Работа с диалогами способствует развитию речевой памяти учащихся: определенная смысловая последовательность реплик, а также предложений в одной реплике облегчает их запоминание. Диалоги, представляют собой целостные тексты, в которых в большинстве случаев отсутствует незнакомый для ученика речевой материал.  Важной задачей является систематизация той информации, которую школьники уже имеют для разговора, побуждение их к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме, активизации речевого запаса. В этих беседах активная роль принадлежит педагогу, однако постепенно ориентируясь на образцы его речи, школьники сами начинают ставить вопросы, в том числе уточняющие предыдущие реплики педагога. Поэтому особую ценность представляют такие темы, содержание которых обусловлено индивидуальным опытом детей (самостоятельное чтение, выходной день, события в семье, каникулы, занятия в кружках и др. )

Краткие беседы в начале  занятий (о погоде, дежурстве, календарных датах, распорядке дня, предстоящих событиях) – важный участок речевой практики. В системе формирование навыков общения им отводится большая роль. Краткие беседы позволяют закрепить и совершенствовать приобретаемые на занятиях речевые навыки и умения в условиях естественной коммуникации, они дают возможность выявить самостоятельно приобретаемый школьниками словарь, они позволяют вводить  ряд конструкций, фразеологические обороты, характерные для разговорной речи. Широкое использование диалога в специальном обучении языку дает возможность соединить развитии речи обучающихся с познанием окружающего мира, с совершенствованием их восприятия, памяти, мышления. Однако в организации устного общения на уроке или занятии по РСВ  имеются значительные трудности, связанные с тем, что необходим постоянный визуальный контакт между общающимися, нарушение которого ведет к потере взаимопонимания. Поэтому нужен строгий контроль педагога за позами говорящих и воспринимающих речь. Вести  беседу так же свободно, как в среде слышащих, сурдопедагог не может не только в силу особенностей восприятия устной речи обучающимися,  но и в силу того, что он должен оказывать постоянную помощь школьникам: в построении реплик, корригировать их ошибки, специально обращать внимание класса на недочеты речи того или иного ученика, преднамеренно замедлять темп общения,  повторять самому отдельные фразы, слова или предлагать это делать детям, побуждать их выразить мысль в другой форме, употребить новое слово и т. п. Вынужденная при этом потеря естественности общения окупается успехами в формировании навыков, тщательной отработкой материала и его закреплением. Важно не общение на уроке само по себе, а те результаты, которые оно может дать для развития речи и мышления учащихся.

 Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников).

Естественный характер общения должен рассматриваться не как предварительное условие обучение или самоцель, а как итог кропотливой работы педагога, как достижение автоматизма в самостоятельном использовании его обучающимися как в школьной среде, так и вне её.

 Ребёнок с нарушением слуха, с раннего возраста обязательно должен принимать самое активное участие в концертах «Вместе мы сможем больше» 2016, 2017,2018 г., праздничных утренниках, конкурсах и фестивалях «Живи с мечтой» 2016, 2017,2018 г. Он может читать стихи, танцевать, рисовать, петь,  играть на каком либо музыкальном инструменте. Это в свою очередь положительно влияет на развитие активного словаря и на развитие связной речи. Публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для детей с нарушениями слуха  экскурсии и походы, в этих условиях они учатся диалогической речи, учатся действовать в группе, в команде. Сама ситуация складывается так, что ненавязчиво, без какого-либо принуждения, на положительном эмоциональном уровне ребёнок усваивает речевой материал. Чем старше становится не слышащий ребёнок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Через участие в проектах «Мы нашли таланты» 2016, 2017,2018г.; интернет олимпиадах и других подобных мероприятиях расширяются знания  о внутреннем мире человека и о мире окружающем его. Развивается представление о себе,  формируется собственное мировоззрение, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Через систему дополнительного образования и социальное партнёрство у детей с нарушением слуха формируется  целый ряд личностных особенностей:

- навыки общения и потребность в нём;

- развитие творческих возможностей;

- воспитание чувства собственного достоинства;

- стремление к самоопределению, адекватная самооценка и уровень притязаний;

- формирование способности к выбору жизненной позиции.

В процессе социализации ребёнок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, развивает речь и  коммуникативные навыки, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом же  активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

Распространение опыта. Возможность тиражирования.

Опытом своей работы я поделилась на Международной научно- практической конференции «Высшее педагогическое образование в республике Мордовия: становление и стратегия», выступление «Организация специальных образовательных условий для лиц с нарушениями слуха».  Участвовала в качестве наставника в проведении мастер класса для студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Опыт работы перенимался педагогами нашей школы на заседании педагогического совета по теме: «Организация речевой среды для детей с нарушениями слуха через систему дополнительного образования»; на заседаниях методического объединения учителей – дефектологов по теме: «Роль речевой среды для детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования и социальное партнёрство». Приоритетное направление в работе над диалогами (на групповых занятиях по РСВ и ФП ) даёт видимый результат.Ежегодные  речевые конференции показывают тенденцию роста у детей связной устной речи.

Реализация описанных моделей педагогической работы  помогает моим детям расти контактными и раскрепощёнными, а совершенствование связной устной речи и развитие логического мышления являются условием их полноценной социальной реабилитации. Таким образом, при соблюдении определённых условий дети с ОВЗ становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы. 

Приложение:

Презентация портфолио (просмотр)

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (14.12.2018)
Просмотров: 20
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Осторожно, ГРИПП!

    Электронный журнал

    Время сайта
    >

    Погода

    Поиск

    Все права защищены © 2019