Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Суббота, 19.01.2019, 23:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [22]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-дефектолога Романовой Т.М

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-дефектолога Романовой Т.М.

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушениями слуха»

Актуальность и перспективность опыта.

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Сохранение укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

Наблюдается неуклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в 1 класс, и возрастание числа тех, кто страдает хронической либо функциональной патологией. Многие научные исследования доказывают, а практика подтверждает, что эффективно начинать учебу в школе могут только здоровые дети.

На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п. На современном этапе в коррекционно-развивающем процессе учителя-дефектолога широко используются разнообразные технические средства (компьютер, магнитофон, плеер с наушниками, диктофон, телевизор), которые позволяют качественно улучшить педагогическое воздействие на коррекцию, предупреждение речевых и неречевых психических функций ребенка аста. В силу яркости, новизны, необычности удается привлечь непроизвольное внимание ребенка.

Такое использование технических средств не должно усугублять физическое и соматическое здоровье детей, поэтому учителю-дефектологу важно организовать коррекционно-педагогический процесс таким образом, чтобы развитие и воспитание не принесло ущерба здоровью детей, а наоборот способствовало его укреплению.

На чем сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить эффективность деятельности школы, учителя по сохранению здоровья учащихся? Как дать качественное образование не в ущерб здоровью ребенка?

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

Таким образом, целью современной школы можно считать создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятель-ности, активности. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование здоровьесберегающих технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Теоретическая база опыта.

Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Понятие "здоровьесберегающая технология" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формиро-вание представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению российского педагога В.Д. Сонькина - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В.Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Доктор биологических наук, профессор Е.Н. Дзятковская дает такое определение "здоровьесбберегающая технология представляется в виде системы, состоящей из используемой педагогической технологии, педагогиче-ских мер по снижению её возможного неблагоприятного воздействия на ребенка и работы по воспитанию культуры здоровья".

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентиро-ванного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

  • аксиологические, проявляющиеся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности;
  • гносеологические, связанные с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, ов-ладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Они побуждают человека заботиться о своем здоро-вье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и обра-за жизни.
  • здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, кото-рые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, на-правленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим со-бой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередова-ния труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний.
  • эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологи-ческих механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благо-даря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, про-являющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставлен-ной цели.
  • экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид су-ществует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ре-сурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологиче­ских условий. Общение с миром природы способствует выработке гумани-стических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросо-циуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощ-ным оздоровительным фактором.
  • физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, методы, приемы.

При организации коррекционно – развивающей работы я, как учитель-дефектолог, в своей практической деятельности, на индивидуальных и групповых занятиях, применяю здоровьесберегающие технологии:

1.Организация режима пребывания обучающегося на индивидуальном занятии.

Каждый кабинет укомплектован всем необходимым оборудованием для осу-ществления коррекционно-образовательной работы и соблюдения здоровье-сберегающего режима. Для создания атмосферы уюта кабинеты оформлены в спокойных тонах, с рациональным освещением. Оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Перед каждым занятием организует-ся проветривание кабинета.

2. Создание охранительного режима.

В целях обеспечения психологической безопасности обучающихся во время их пребывания на индивидуальных занятиях, создания комфортных условий коррекционно-образовательного процесса, профилактики возникновения у детей психоэмоционального напряжения педагогами организую условия для реализации охранительного режима:

- общение на занятиях проводятся на фоне положительных эмоций;

- активно поощряется на уроках инициатива и успех;

 -используются нестандартные формы проведения занятий (групповые, в форме путешествия и т. д.) с соблюдением гигиенических критериев рационального проведения занятия.

3. Профилактика нарушений осанки.

Во время занятия осуществляю контроль за правильной осанкой обучаю-щегося.

4. Использование фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика помогает нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспринимать, различать, воспроизводить различные ритмы, выражать эмоции с помощью различных интонационных средств.

5. Упражнения по развитию мелкой моторики рук.

Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие учащихся, способствующим улучшению артикуляционных движений. В своей работе я применяю пальчиковые игры, графические диктанты по лексическим темам.

6. Дыхательная гимнастика.

Индивидуальное занятие с младшим школьником начинается с упражнений на активизацию дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Использую  разнообразные игры на развитие дыхания.

7. Смена динамических поз, физкультминутки.

Для препятствия нарастанию утомления, снятию статической нагрузки провожу физминутки, организуется смена динамических поз, занятия проводятся в режиме смены динамических поз.

8. Профилактика нарушения зрения.

Профилактическая работа по этому направлению включает систему мер, направленных на охрану зрения. Использую зрительную гимнастику, т.е. упражнения для снятия зрительного напряжения.

Результативность опыта.
 

Я работаю учителем-дефектологом в школе для детей с нарушениями слуха уже более 25 лет. Считаю, что применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий:

-создает благоприятные условия для успешного обучения ребенка;

-повышает результативность воспитательно-образовательного процесса;

 -позволяет школьникам с нарушением слуха более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве;

-формирует основные компетенции, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет  без каких либо особых материальных затрат сохранить уровень здоровья детей с нарушениями слуха, и повысить эффективность учебного процесса.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий  дает положительные результаты: мои обучающиеся имеют стабильное повышение качества произношения, слухового восприятия и развития связной  речи.

Опытом своей работы поделилась на:

1. Республиканском семинаре-практикуме «Современные технологии обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ». Лекция–беседа для волонтеров «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с нарушениями слуха»;

2. Педагогическом совете на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха»;

3. Провела открытое занятие на тему: «России славные сыны!(8класс) » с использованием здоровьесберегающих технологий;

4. Провела речевую конференцию «Здоровым быть модно!»

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При использовании здоровьесберегающих педагогических технологий педагог-дефектолог должен соблюдать принцип :НЕ НАВРЕДИ, а именно должны соблюдаться принципы:

  • сознательности и активности ;
  • систематичности и последовательности;
  • доступности и индивидуальности;
  •  всестороннего и гармоничного развития личности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  •  постепенного наращивания оздоровительных действий;
  •  возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Учитель-дефектолог  постоянно должен развиваться сам  и всегда ставить перед собой вопросы:

- что я делаю?

- с какой целью?

- каковы результаты моей деятельности?

- как я этого достиг?

- можно ли сделать лучше?

- что я буду делать дальше?

Только в данном случае  идет развитие самого педагога. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост.

Такое построение обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в моей педагогической практике не только намного облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе с воспитанниками с нарушениями слуха.

Приложение:

Презентация портфолио (просмотр)

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (14.12.2018)
Просмотров: 18
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Осторожно, ГРИПП!

    Электронный журнал

    Время сайта
    >

    Погода

    Поиск

    Все права защищены © 2019