Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Вторник, 23.01.2018, 18:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [16]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Дьячковой Н.В.

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Дьячковой Н.В.

«Проектно – исследовательская деятельность учащихся начальных классов с нарушениями слуха»

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Важной целью образования становится подготовка младших школьников к овладению навыками исследовательской деятельности, создание необходимых и полноценных условий для развития личности каждого ребенка, формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы с нарушениями слуха к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально - волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, становится развитие умения учиться. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.

Ведущая педагогическая идея.

Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции

  • учебно-познавательные
  • коммуникативные
  • информационные

Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Цель педагогического опыта – способствовать развитию способностей ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Система моих уроков направлена, прежде всего, на то, чтобы ученики совместно со мной «творили» уроки, работали бы с полной отдачей сил. В процессе обучения меня всегда привлекали новые формы, методы и подходы к изложению учебного материала, с целью увлечения школьников предметом, повышения эффективности освоения учебного материала, а современные информационные технологии позволяют достичь более высокого уровня в обучении. Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: личностно ориентированный подход; интеллектуальное развитие обучающихся, их самостоятельности; доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; внимание к индивидуальности человека, его личности; чёткая ориентация на развитие творческой деятельности. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Цели и задачи педагогического процесса

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Благодаря проблемно-исследовательским технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших детей. Как учитель начальных классов использую разнообразные технологии обучения детей с нарушениями слуха для построения процесса обучения таким образом, чтобы у каждого ребенка развивался интерес и стремление учиться,. Основными задачами в своей работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельной работы для того, чтобы учащиеся «добывали» знания и применяли их в работе, испытывая радость учебного труда. Я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека.

Среди многообразия современных образовательных технологий, которые предлагает педагогическая наука, я выделяю самые приемлемые для возраста моих учеников. Это технологии проблемного обучения, проектно - исследовательскую деятельность, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие.

В своей работе отдаю предпочтение именно проектно – исследовательской деятельности, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Для этого я использую задания: с наличием образца выполнения; со вспомогательными вопросами; с инструкциями. Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока. Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это прекрасная возможность проявить свои способности, почувствовать ответственность за общий результат. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности. Для установления благоприятной атмосферы использую различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. При работе каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.

Это позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Добиться хороших результатов можно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования. Стараюсь вовлекать детей в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых, они научатся понимать и осваивать новое, будут способны выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, использовать современные средства информации. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, на развитие творческих способностей. И это входит в процесс коренных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Такие умения, как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы. В этом нам помогает использование метода проектов.

Наличие теоретической базы.

В истории педагогики проблема технологии обучения всегда была одной из самых актуальных Теоретической базой опыта стали труды известных педагогов и психологов в области развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Проблема развивающего обучения интересовали педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.

Оптимальность и эффективность средств.

В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Любой проект имеет направленность на результат, который можно получить при решении той или иной проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, уметь прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи.

При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать:

  • возрастные психолого-физиологические особенности детей;
  • сформированные коммуникативные умения – такие, как умение спрашивать, доказывать.

Важно обратить внимание на следующие моменты:

  • темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним;
  • темы должны быть в области познавательных интересов ребёнка;
  • в процессе работы над темой целесообразно включать экскурсии, наблюдения, работу с различными текстовыми источниками информации.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников).

Я стараюсь готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились моим ученикам.

Урок математика. Тема «Составление задач по сказкам, в названии которых есть число»

Составляя задачи, необходимо было подчеркнуть значимость результата - создание собственного задачника

Класс поделён на 2 группы:1 группа выбирает сказки, в названии которых есть число.

2 группа выбирает сказки, по которым можно составить задачи.

Вместе мы идём к конечному результату - составляем задачу и записываем в собственный задачник.

Уроки природоведения становятся интересными и захватывающими. Ребята готовили материал о перелётных и зимующих птицах родного края, предварительно побывав в биологическом музее. Это и рисунки и фотографии, и загадки. А главное, это гордость ребёнка за то, что он сам подготовил весь материал и рассказал всем.

Классный час «Моя малая Родина» Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

В начале учебного года каждый ученик получил задание рассказать о своём селе и городе. Необходимо было совершить прогулку по родным местам, выбрать самое интересное, сфотографировать, нарисовать свою улицу, дом, речку. Эта работа стала для многих родителей интересным делом. Они, вместе с детьми искали необходимый материал в интернете, в музее, помогали подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогали ребенку готовить защиту своей работы. Готовый материал мы оформляли вместе. Работы получились очень интересными.

1. Все мои ученики стремятся работать над проектами (не смотря на то, что уровень овладения знаниями по предметам разный), комментируют свои действия, владеют определенными навыками самостоятельной работы, могут частично организовать свою деятельность, объясняют, как и для чего это делают, а главное, они понимают, зачем они это делают. Степень творчества высокая. Дети, которые осознают, чем они занимаются ,стараются принести пользу, показать публично свой результат. А это говорит о том, что работа, направленная на самостоятельное добывание знаний учащимися и практическое их применение в жизни, идет в нашем классе в нужном направлении.

2. Проектно - исследовательская деятельность занимает одно из ведущих мест в реализации ФГОС и играет огромную роль в формировании личности школьников. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, от­ветственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Распространение опыта. Возможность тиражирования.

Опытом своей работы я поделилась в сборнике «Социально-гуманитарные и естественно - научные исследования: теория и практика взаимодействия» в статье «Метод проектов в начальных классах коррекционной школы-интерната».

Опыт работы перенимался педагогами школы на заседании педагогического совета по теме: «Элементы проектной деятельности учащихся начальной школы на общеобразовательных уроках»

Приложение:

Презентация портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (11.12.2017)
Просмотров: 26
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Удовлетворены ли Вы организацией воспитательного процесса и дополнительного образования?
    Всего ответов: 9

    Все права защищены © 2018