Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Среда, 13.12.2017, 13:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [16]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление собственного педагогического опыта учителя-дефектолога Воронковой Л.М.

«Компьютерные технологии на групповых занятиях, как одна из ключевых компетенций определяющее качество содержания образования у детей с нарушением слуха»

Педагогический опыт работы учителя-дефектолога Воронковой Л.М.

Актуальность и перспективность опыта. В настоящее время модернизация образования направлена на приближение учебно-воспитательного процесса к требованиям современной цивилизации для более полного удовлетворения социокультурных потребностей людей.   

Современные требования к специальной школе предполагают обновление и совершенствование методов, приемов и содержания обучения, улучшение подготовки школьников к самостоятельной жизни. Федеральные государственные образовательные стандарты позволили по-новому подойти к определению стратегической цели и содержанию обучения школьников с нарушениями слуха: обеспечение качественного образования, способствующего формированию личности психически здорового, социально адаптированного, физически развитого неслышащего выпускника, отвечающего потребностям общества, родителей и современного рынка труда.   

Постоянно возникает поиск нестандартных, стимулирующих, инновационных разработок, которые помогли бы детям с нарушениями слуха более эффективно развивать свой слух и речь. В качестве одной из них считаю применение компьютерных технологий на занятиях. Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями.

Применение компьютерных технологий,  позволяет сделать занятие интересным, увлекательным информационно и эмоционально насыщенным, это делает учебный материал более доступным для восприятия детей с дефектами слуха. Кроме того, использование компьютерных технологий повышает мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, а также учащиеся расширяют свои умения в работе с компьютером. Использование компьютерных программ на занятиях позволяет слабослышащим учащимся усовершенствовать навыки разговорной речи и понимание на слух, отрабатывать произношение и расширить словарный запас.

Ведущая педагогическая идея опыта. Рациональное применение компьютерных технологий способствует компенсации дефекта слухового анализатора,   активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к слабослышащим детям. С помощью компьютера может быть  создана особая личностная форма общения, позволяющая сосредоточить внимание на наиболее существенных аспектах изучаемого материала и формируемых элементах учебной деятельности. Благодаря компьютеру дети с нарушением слуха   могут пользоваться информацией недоступной или малодоступной для них при традиционных способах обучения.  Компьютеризация обеспечивает  формирование положительной мотивации учения, что сказывается на качестве учебной работы, утверждении неслышащего школьника как личности.

Теоретическая база. Компьютерные технологии в систему специального образования внедрены и разработаны в институте коррекционной педагогики, где был предложен путь широкого использования компьютерных технологий специалистами-дефектологами (О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская) в различных содержательных областях специального образования, начиная с первых лет школьного обучения, введение его сразу в качестве инструмента учебной деятельности, отвечающей возрасту, уровню развития, этапным задачам коррекционного обучения ребенка.

 В настоящее время ряд специалистов-дефектологов (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Никольская И.А., Годин Л.С., Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З. и др.) исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии внедрения ИКТ в коррекционный процесс.

Технология опыта. В работе со слабослышащими детьми я использую общедидактические компьютерные программы, но их  адаптирую для решения задач РСВ и формирования произношения. Нужно условно определить, какую дидактическую и специфическую задачу будет выполнять игра. Так, в одной из общедидактических программ модуль "Нарисуй", использую для восприятия речи материал из уроков биологии по теме "Части тела человека". Ученику предлагаю на слух задания: нарисовать мальчика, девочку, выбрать детали лица - глаза, рот, нос, уши, брови, волосы, нарисовать лицо. Ученик воспринимает задания с помощью ЗУА и выполняет их, оперируя "мышкой". При восприятии материала из уроков математики использовала модули "Выбери фигуру", "Составь фигуру", содержанием которых являлся геометрический материал.

Использование компьютерных технологий на занятиях является эффективным способом обучения, помогающим ученику осознавать себя как активного субъекта познания, испытывать радость победы и успеха в личностно-значимой для него деятельности. Использование мультимедийных презентаций имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их с развитием слуха создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Использование средств мультимедиа помогает представить явления, действия, предметы, ситуации в приближенном к реальности виде. Анимация дает возможность наблюдать объект в действии, движении, что очень важно для детей с нарушением слуха. Также можно планировать и осуществлять различные виды работы по развитию слуха в сочетании с ФП. Работая со слайдами, имеется возможность переходить с одного вида работы на другой, изменяя последовательность заданий. При этом целесообразно использовать наглядный материал, дополняя его, усложняя или упрощая. Ребенок имеет возможность сочетать игру и обучение: составлять предложения, дополнять их новыми словами, отвечать на вопросы, проверять себя, исправляя ошибки. Совместное создание слайдов позволяет сделать работу более эффективной: дети сами подбирают рисунки в соответствии с темой, группируют речевой материал, составляют вопросы к речевому материалу, что является одним из сложных видов работ. Работа со слайдами предусматривает и работу с текстом. При этом расширяются возможности для работы с учеником: предъявление разного рода наглядного материала, образца текста, объяснение действий предметов с помощью FLASH-анимации, создание новых ситуаций по тексту. Используя слайды, можно работать и с грамматической терминологией, показывая слабослышащим детям пространственные отношения объектов. Составлять предложения с предлогами, при этом отражая, их смысл. Данные разработки являются и справочным материалом для ученика: просмотрев нужный речевой и анимационный материал, ребенок сможет применить его в реальной жизни или в учебном процессе. Запоминание и усвоение тем идет увлекательнее и эффективнее. В основу использования на занятиях мультимедийных презентаций, положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами языка: познавательным, учебным, развивающим, а внутри учебного аспекта – всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием.

 Можно выделить следующие направления работы в презентациях:

• ознакомление с новым речевым материалом по теме с использованием мультимедийных средств;

• составление предложений с новыми словами;

• дополнение предложений с опорой на анимацию;

• проверка знаний по теме (вопросы на слух);

• развитие речевой активности;

• слуховая тренировка с использованием flash-анимации;

• дополнение предложений новыми словами;

• развитие логического мышления;

• проведение сравнительного анализа объекта;

• работа с текстом;

• различение речевого материала, связанного с грамматической терминологией с показом объекта в движении;

• составление словосочетаний и предложений с подбором нужной картинки;

• проведение проверки знаний речевого материала, самоконтроля в изменённых предложениях;

• слуховая тренировка на материале знакомого речевого материала с анимацией

• составление предложений по указанной схеме с предъявлением движущейся сюжетной картинки;

• называние действий словами;

• составление предложений на базе комбинированной анимации;

• изменение глаголов в предложении;

• подбор рисунка-действия при восприятии вопросов на слух;

• подбор родственных слов к предъявленным понятиям;

• составление словосочетаний (материал для самоконтроля);

• восприятие вопросов по теме.

 Для развития слухового восприятия и формирования речи учащихся можно создавать собственные презентации по учебным темам (времена года, явления природы, глаголы, транспорт, растения, спорт и др.), собирать медиатеку - собственные компьютерные разработки по развитию слухового восприятия в виде компьютерных презентаций; озвученные мультимедийные презентации из образовательных ресурсов сети Интернет; специализированные компьютерные программы, рекомендованные институтом коррекционной педагогики; компьютерные обучающие программы-тренажеры; компьютерные развивающие программы.

Результативность опыта. Систематическое, регулярное использование компьютерных технологий на занятиях, служат эффективным средством обогащения речевой практики детей с нарушенным слухом. Особо хочется отметить, что наряду с систематической работой по формированию словесного общения в условиях учебных занятий, дети стали больше общаться речью в свободное время с товарищами, работниками школы, а также с посторонними слышащими взрослыми и детьми.

Использование компьютерных компентенций в учебных и внеучебных коррекционно-развивающих занятиях позволяет:

1) достигнуть качественного обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;

2) повысить мотивацию учащихся к занятиям;

3) овладеть новой информационной культурой;

4) улучшить произносительные навыки учеников;

5) расширить их кругозор;

6) развивать мышление и память;

7) улучшать слуховое восприятие.

Применение компьютерных компентенций в коррекционном обучении позволяет выйти на новый уровень помощи ребенку с особыми нуждами, работать не просто с каждым учеником, а работать с каждым по-разному, выстраивая индивидуальную программу обучения. Использование интерактивных технологий на занятиях способствует более успешному овладению произношением и устной речью, а также развивает мыслительную деятельность и способствует общему развитию детей с нарушением слуха, что является одним из условий их социализации и подготовки к жизни в современном обществе.

В рамках работы над проблемой были проведены следующие мероприятия: выступление на международной научно-практической конференции на тему «Роль ИКТ-компетенций в формировании связной речи». Провела открытое занятие по теме «Звуки ш-ж». «Спорт». Провела речевые конференции на тему «Здоровым быть модно», «С книгой мир добрей и ярче», «А песни тоже воевали…»

Трудности и проблемы опыта. В настоящее время практически нет методических разработок для детей с нарушениями слуха средних и старших классов.

Рекомендации по использованию опыта. Представленный опыт может быть использован учителями-дефектологами, учителями-логопедами.

Наглядное приложение: речевая конференция «С книгой мир добрей и ярче».

Приложение:

Презентация (просмотр)

Портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (09.02.2017)
Просмотров: 138
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Удовлетворены ли Вы организацией воспитательного процесса и дополнительного образования?
    Всего ответов: 9

    Все права защищены © 2017