Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 19.10.2017, 08:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [59]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление собственного педагогического опыта воспитателя Гребенцовой В.А.

Развитие творческих способностей детей с недостатками слуха – «Мир фантазий»

Педагогическая проблема воспитателя Гребенцовой В.А.

Актуальность и перспективность опыта. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в течение его жизни. Чтобы решать новые для себя задачи, ребёнок должен развить в себе творческие способности, а помочь ему должен педагог.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. «искать», изобретать и создавать что-то такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном. Творческие способности присущи любому человеку, любому ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включить в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. В связи с этим перед педагогом встаёт важная задача, найти эффективные пути и способы развития творческого потенциала ребёнка.

Главным неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности человека является воображение. А развивается эта способность особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Теоретическая база опыта. Приступая к работе над данной темой, я изучила работы выдающихся педагогов и психологов, познакомилась с результатами психолого-педагогических исследований П.Я.Гальперина «Поэтапное формирование как метод психологических исследований», Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», А.З.Зака «Методы развития способностей», Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность» Л.Ю.Субботиной «Развитие воображения у детей» и другие.

Воображение глухих учащихся имеет свои особенности. Первая особенность, из исследований Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной, это то, что глухота негативно влияет на развитие творческого воображения:

  • ограничение общения со слышащими сверстниками и взрослыми лишает детей с нарушением слуха необходимого объема информации (их представления менее полные и точные чем у слышащих сверстников) и знаний приемов реконструкции имеющихся представлений;
  • возникают трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов;
  • эти дети с трудом овладевают обобщающим значением слов, их речь формируется замедленно, что тоже влияет на уровень творческого воображения.

Это своеобразие отражается и на все виды деятельности глухих и слабослышащих детей. Отмечается, что дети с недостатками слуха при восприятии объекта вычленяют и сохраняют в памяти меньше признаков, чем слышащие.

При изображении с натуры они чаще руководствуются не наблюдениями, а стереотипным способом изображения данного предмета (так называемом изображении «вообще»: «дом вообще», «лист вообще» и т. д.). При усвоении приемов обследования и изображения предметов с натуры учащиеся с недостатками слуха с большим трудом осуществляют перенос полученных знаний в условия новой задачи, дольше испытывают трудности в обобщении изученных способов изображения и моделирования конкретных предметов. Для этого им нужно развернутое поэтапное обучение с использованием наглядных схем, где каждый этап наблюдения и изображения словесно обозначен.

В тоже время, как подчёркивают Е.Г.Речицкая и Е.А.Сошина, творческое воображение может выполнять компенсаторную функцию. Создавая новые образы, воображение обогащает опыт учащихся с нарушением слуха, способствует расширению их кругозора, активизирует речевую и познавательную деятельность. Поскольку именно в процессе воображения часто осознается нехватка имеющегося опыта для воплощения намеченных целей, что приводит в свою очередь к активизации процесса самообогащения знаний, самообразования. Развитое воображение определяет успешность формирования умения планировать свою работу, свое поведение, это облегчает ориентацию в окружающем мире, адаптацию среди слышащих.

Условия формирования ведущей идеи опыта. Эта проблема может быть в значительной степени решена в процессе специальной - коррекционной работы. Поэтому на занятиях во внеурочное время уделяю особое внимание развитию творческого воображения у глухих и слабослышащих учащихся через решение следующих задач:

1. Формирование структурных компонентов творческого воображения.

2. Формирование операциональных компонентов творческого воображения.

3. Создание условий для формирования механизмов воображения.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий. Воображение и мышление переплетаются, тот и другой процессы участвуют в любом творческом акте. Поэтому для полноценного развития творческого воображения ребенка необходимо наличие у него определенного запаса представлений об окружающей действительности, как основы для работы воображения, т.е. структурных компонентов воображения, так как процесс воображения обусловлен прошлым опытом личности, опирается на него. Все знания, которые мы получаем от окружающей действительности, доходят до нас через органы чувств, через сенсорную сферу. Поэтому в коррекционной работе следует больше внимания уделять не исправлению первичного дефекта (т.е. слуховой недостаточности), а строить работу на преодолении вторичных дефектов: корректировать недостатки восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, речи, расширять и продолжать общую осведомленность и т.д. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в сензитивный период развития образного мышления и воображения от пяти до двенадцати лет.

Технология опыта. Формирование операциональных компонентов творческого воображения – это формирование навыков переработки накопленных представлений об окружающем мире, их изменения, переконструирования. Спонтанное развитие этих навыков происходит медленно, в связи с чем, работа по их целенаправленному формированию выступает в обучении на первый план. На занятиях и в свободное время осуществляю развитие у учащихся следующих основных приемов воображения (т. е. приемов переработки представлений об окружающей действительности).

1) Агглютинации («склеивания») - когда крупные части разнородных объектов соединяются вместе и получается новый объект, с ранее небывалым, необычным свойством. Такой способ использую в заданиях на создание сказочных персонажей, героев мультфильмов, легенд (русалки, кентавры и т.д.).

2) Ассоциация (или аналогия) – когда предметы, не имеющие строго заданной формы (облака, тени, пятна красок и т.д.), пройдя через зрительное восприятие, ассоциируются в мозгу со сходными реальными формами. Картинки для ассоциаций как даются педагогом, так и изображаются самими учащимися. При этом ребятам задаются вопросы: «На что похоже изображение? Угадай, что здесь изображено. Что вы видите в изображении?».

3) Воссоздающее воображение – когда на основе словесного описания (рассказа, стихотворения и т.д.) или визуальной внешней опоры учащимся предлагается воссоздать тот или иной образ.

4) Преувеличение и преуменьшение – в определенных случаях таким путем можно создать нечто новое.

5) Комбинаторные способности. Отставание неслышащих учащихся от слышащих сверстников объясняется не только и не столько недостаточностью их чувственного опыта, сколько несформированностью у них способностей (навыков) к переконструированию, комбинированию этот опыта. Это положение подтверждается тем, что наибольшее отставание глухих школьников от нормально слышащих в показателях уровней качества воображения и оригинальности создаваемых им образов. Подобное отставание позволяет говорить о большей стереотипности, шаблонности воображения не слышащих учащихся по сравнению с нормой, о большей привязанности их к заданным моделям, образцам действий, о трудностях трансформации имеющихся представлений. Различают 2 вида этих способностей:

а) прием переконструирования – это составление разных образов из одних и тех же элементов, меняя их расположение (например, игра «Тангам» и др.);

б) переструктурирование (более сложный, более творческий процесс) – это нахождение множества вариантов различных образов на основе одного и того же элемента, одной и той же формы, так называемый «Отлет от действительности» (Основой могут быть: цилиндр, воздушный шар, пластиковая бутылка, основа куклы и т. д.).

Эти задания могут быть разноуровневыми, индивидуальными или групповыми, таким образом способствовать формированию у каждого ученика уверенности в свои силы, повышения самооценки, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход в обучении. Подобные задания позволяют научить детей видеть в обычных вещах необычное, т.е. фантазировать.

Активность ребенка зависит непосредственно от его интереса к данной деятельности. Поэтому стремлюсь сделать занятия наиболее занимательными и интересными, и строить все задания от простому к сложному, а ни в коем случае ни наоборот. Иначе при малейшей неудаче у детей может развиться депрессия и угаснет устойчивый интерес к этой области занятий.

Все эти задачи можно решать разными способами. Большую эффективность в раскрепощении детей и отхождения от шаблонов даёт работа с различными материалами (синтетическими и природными), нетрадиционные способы рисования, творческие задания, обеспечивающие возможность неоднозначного решения поставленной задачи, вариативного изготовления любого объекта, любого изделия. Именно они создают атмосферу непринужденности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности, развивают творческие способности. В процессе работы с разными материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.

В рамках этого вида деятельности обучение направлено на решение двух задач. Формировать у учащихся умения изготавливать на основе одних и тех же исходных материалов самые различные объекты. Например: из шишек можно сделать ёлку, а можно ёжика. Формировать умения создавать объект действительности из самых разнообразных материалов и иметь несколько вариантов исполнения. Например: снег можно сделать из ваты, манной крупы, соли. Именно при решении поставленных задач в процессе изобразительной деятельности у учащихся формируются сложные механизмы по переконструированию опыта, лежащие в основе функционирования процесса воображения.

Для успешного осуществления формирования механизмов воображения у учащихся стараюсь создать определенные условия:

благоприятную эмоциональную атмосферу на занятиях;

использую игровые технологии; обеспечиваю активность за счет: проблемных ситуаций, постановки логических задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения;

использую индивидуальные и дифференцированные методы обучения;

в своей работе стараюсь оказать поддержку и сопровождение любого положительного творчества учеников, будь то высказанная версия, суждение или творческая работа.

Результативность опыта. Подводя итоги работы, направленной на развитие творческих способностей детей с нарушениями слуха в системе занятий, можно отметить, что повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Воспитанники моего класса принимают активное участие в различных конкурсах, выставках различного уровня:

муниципальный:

участники городского экологического конкурса «Птичий дом»,

участники городского конкурса «Весенний скворечник».

республиканский:

2 место – конкурс «Экология. Дети. Творчество»,

1место - выставка декоративно-прикладного творчества воспитанников детских домов и школ-интернатов «МастерОК».

А также участие воспитанников в инсценированных открытиях предметных недель, речевых конференциях, традиционных школьных мероприятиях, призовые места в интеллектуальных конкурсах и соревнованиях.

Возможность тиражирования. Для того чтобы идти в ногу со временем, быть в курсе всех событий, происходящих в образовании, воспитании учащихся постоянно занимаюсь самообразованием и повышением своего профессионального уровня. Через печатные издания пополняю свою методическую копилку средствами, приемами, методами и формами работы. Выступала по данной проблеме:

- на международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения» 2016г.;

- на межрегиональном семинаре-практикуме «Современные технологии обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ» 2013г.;

- на республиканском научно-методическом семинаре: «Потенциал музейной педагогики в реализации образовательных стандартов нового поколения»;

- выступление на методическом объединении воспитателей «Познавательный интерес как фактор развития ребенка с нарушениями слуха» 2014г.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Осмысление окружающей действительности, возможность осуществлять практический анализ, синтез, действенную абстракцию, наглядное обобщение проявляются в практической деятельности глухих детей значительно позже, чем у их слышащих сверстников. Все эти мыслительные процессы развиваются в рамках наглядного мышления, под косвенным воздействием речи, происходящим благодаря общению со слышащими. Полноценное общение с окружающими связано с использованием речи и развитием словесного мышления, являющимися необходимыми условиями овладения основами наук.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания слабослышащего ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система школьного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей с нарушениями слуха. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.

Презентация портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (27.02.2017)
Просмотров: 87 | Теги: Мир фантазий
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Оцените качество услуг нашей организации
    Всего ответов: 6

    Все права защищены © 2017