Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Среда, 13.12.2017, 13:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [16]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Педагогический опыт

Представление собственного педагогического опыта воспитателя Нечайкиной А.В.

Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Нечайкиной А.В.

по теме « Духовно-нравственное воспитание в школе – интернате для детей с нарушениями слуха»

     Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Макаренко А.С.

Обоснование актуальности и перспективности опыта

В системе народного образования особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе духовно- нравственное воспитание детей приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является привитие навыков культуры поведения.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Моя задача подготовить их к самостоятельной жизни. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно – следственные связи между поступком и его результатом, часто является истинной причиной нарушения поведения учащихся. Моя цель помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности воспитанники были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.

Дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение соответствовало показателям культуры поведения человека. Умение жить и работать в коллективе, быть внимательным и вежливым по отношению к товарищам и взрослым, бережно относится к общественному имуществу, иметь культурный облик - являются основными требованиями в культуре поведения.

При привитии навыков необходимо помнить, что формирование их должно проходить в процессе повседневной деятельности воспитанников под руководством воспитателя.

Условия формирования ведущей из опыта, условия возникновения, становления опыта

Перед нашим обществом стоит важная цель - формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

Моя работа заключается в совершенствовании работы с детьми над духовно-нравственными и культурными понятиями. Данная работа выдвигает методы разновариантности, что позволяет конструировать воспитательный процесс. Наиболее распространенным методом воспитания в данном направлении являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми.

Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания духовно-нравственной культуры. Прежде всего, выясняю, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняю нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Чтобы у детей укрепились данные понятия, я провожу цикл бесед по духовно- нравственному воспитанию: «Этикет, или просто хорошие манеры», «Беседа о вежливости», «Поведение в школе», «Вера в доброту», «Что такое духовность?..», «Беседа о доброжелательности и равнодушии» и многие другие.

Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания духовной культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что воспитанник в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий духовно-нравственной культуры.

Целесообразно также использовать произведения художественной литературы, в которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций. Поэтому на занятиях мы знакомимся с произведениями различных писателей. Например, таких как рассказы Л.Н.Толстого, В.Бианки, В.Катаева, М.Пришвина и другие.

Наиболее распространенным средством воспитания духовно-нравственной культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими ,очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также.

Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Хорошим средством воспитания духовно- нравственной культуры школьников является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему. Важным средством в воспитании духовно-нравственной культуры школьников является поощрение.

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания культуры поведения воспитанников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых духовно-нравственных представлений и поступков поведения.

Теоретическая база опыта

По данной проблеме применяю разнообразные формы и методы работы с детьми, использую различные виды технологии, способствующие развитию духовно-нравственных и этических понятий у детей, разнообразные принципы подхода к воспитанию школьников, ИКТ, опыт учителей и воспитателей своей школы.

Начав работать по этой теме, я изучила методическую литературу и работы классиков педагогики, как А.С. Макаренко, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л.С.Выгодский, А.В. Зосимовский.

Технология опыта

Ведущей педагогической идеей на данном этапе своей работы, считаю, организацию на занятиях по духовно- нравственному воспитанию сознательного участия в дискуссиях, формирование убеждений воспитанников, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей и положительных человеческих качеств. Всё отражено в моих выступлениях на заседаниях педагогических советов и методических объединений учителей и воспитателей: «Как относиться к нездоровым детям», «Требования к адаптивным основным образовательным програмамм воспитательной работы», «Развитие творческих способностей во внеурочное время у детей с нарушениями слуха».

Духовно- нравственное воспитание во многом зависит от выбранной темы занятия, от того как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей. Так чтобы информация была понятна и доступна для восприятия учащихся.

Анализ результативности

Результативность моего опыта состоит в том, что разработки занятий общекультурного содержания благоприятно влияют на детей. Они становятся добрее друг к другу и к окружающим.

Мой выпускник Евгений Швецов, известный в России паралимпийский чемпион, произнёс на встрече с учащимися и учителями нашей школы такие слова: «Своей духовностью я обязан Анастасии Васильевне». Эту фразу я считаю результативностью своей работы.

Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств воспитания позволяет создавать рабочую атмосферу на занятиях и в повседневной жизни, развивает творческие способности детей, формируют умения и навыки, умение пополнять и обновлять свои знания.

В своей деятельности использую следующие направления в работе с воспитанниками: 

духовно-нравственное воспитание: сформировать у подрастающего поколения духовно- нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни; газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок; экскурсии в краеведческий музей; обогащение духовной культуры через тематические праздники, мастер классы: «Рождество Христово», «Рождественские встречи», «Масленица», «Пасха», «Крещение Господне», «Благовещение», «День Матери», «Перед матерью в неоплатном долгу».

Патриотическое воспитание. Воспитание духовности, патриотизма, гражданственности, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки.

«Город, в котором я живу», «Государственная символика России», «Дети –герои Великой отечественной войны», «Героями не рождаются, героями становятся»…

здоровья и физическое развитие. Формирование основ физической культуры; воспитание потребности в здоровом образе жизни; охрана жизни детей; создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

«Правила пожарной безопасности», «Мы выбираем жизнь», «Куря - я отравляю себя и других».

Практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями, благоустройству жилых комнат, участие в трудовых десантах, экскурсии на предприятия города.

Художественно-эстетическое. Формирование чувства прекрасного , развитие эстетического вкуса; приобщение к культурным ценностям и традициям, развитие у детей способностей, умений и навыков в художественной деятельности.

Посещение городской и школьной библиотеки, чтение художественной литературы, в процессе чтения которой, дети познают окружающий мир, им прививаются нормы нравственного поведения.

Наблюдая в течение нескольких лет за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа в данном направлении дает определенные результаты. Воспитанники становятся более культурными, знают и выполняют правила поведения в общественных местах, с удовольствием общаются другом. Но пока это только ростки, необходимо продолжать эту работу ежедневно.

Поэтому реализация этой проблемы остается актуальной, и работа в этом направлении мною будет продолжаться.

В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи: продолжение разработки темы, создание общей системы работы, связанной с привитием навыков духовно-нравственного поведения, для дальнейшей их социализации в современной жизни.

Итак, какие духовно-нравственные качества личности необходимо сформировать у современного ученика? Прежде всего - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудность и проблемы духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовность, по мнению Л.П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно - нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Цель моей работы - теоретически обосновать и апробировать педагогические условия осуществления духовно-нравственного воспитания у воспитанников.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт может быть востребован воспитателями, работающими с детьми ОВЗ. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на заседаниях методических объединений педагогов, педсоветах, республиканских и муниципальных семинарах. Размещаю свой опыт работы на страницах сайта учреждения. Опыт моей работы был обсужден на заседании методического объединения воспитателей и получил положительную оценку. Рекомендован для размещения на сайте образовательного учреждения: http://schoolintern 1-2.my l.ru

Наглядное приложение: конспект открытого мероприятия «Масленица» на сайте школы – интерната http://schoolintern 1-2.my1.ru и на сайте http://vestnikpedagoga.ru

Презентация портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (27.02.2017)
Просмотров: 95 | Теги: Духовно-нравственное воспитание в ш
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Удовлетворены ли Вы организацией воспитательного процесса и дополнительного образования?
    Всего ответов: 9

    Все права защищены © 2017