Мордовские подвижные игры самобытны и имеют свои особенности, по давней традиции они являются «сельскими». Подвижные игры как составная часть культуры являются своеобразной формой отражения трудовой деятельности мордвы с помощью специального изобразительного языка. Игровые действия сопровождаются драматизированным или вокальным диалогом, с помощью которого раскрывается основное содержание производимых действий: сев, уборка урожая, защита беспомощных детенышей птиц и животных от сильных и коварных зверей. В игры входят пантомима, воспроизводящая производственную деятельность, ритмические песни, сопровождающие хозяйственные работы, драматический диалог, борьба за достижение желаемого и т. п. Такие игры когда-то были широко распространены как среди детей, так и среди молодежи. Детский вариант игры отличался от молодежной своей непосредственностью и простотой.
20 октября. Четвёртый день в начальной школе проходит Неделя Мордовской культуры. Сегодня у нас подвижные игры!
Напомнив детям, в какой республики мы живём, закрепив знания о промыслах мордвы и повторив, чем занимался народ в давние времена, ведущий мероприятия сообщила, что сегодня мы будем играть в мордовские подвижные игры, в которые играли раньше. Давным-давно люди ходили в лаптях и первая игра «Лапоть». Нужно было опередить соперников из другой команды и первыми передать лапоть друг другу. В давние времена не было резиновых мячей, и мячи шили из тряпочек. Вот и сегодня такие же мячи дети старались закатить палками в ворота, а потом ими попасть в кольцо. Весело и задорно было прыгать в мешках, азартно выбивать соперника мешком из начерченного круга. Не обошлось и без игры на внимание. Во время игры «День – ночь» нужно было прыгать при слове «день» и застывать при слове «ночь».
Народное гуляние закончилось, как и водится хороводом. Выполняя характерные движения мордовских танцев, дети довольные и счастливые зашли в школу.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Фундамент будущего человека заключается в раннем детстве. Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, истории, традиции. Это не только формирует любовь к малой родине, но способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма.
|