Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 26.04.2024, 05:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Использование комплекса Сенсорная комната в обучении детей с нарушением слуха.  
В статье рассматривается проблема эффективного использования комплекса сенсорной комнаты на занятиях по формированию произношения и развитию восприятия детей, имеющих нарушения слуха.         
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимулов, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.          В нашей школе - интернате в практике работы учителей - дефектологов, оборудование "сенсорной комнаты” используется недавно.             
Как правило, традиционно, организация обучения дошкольников школьников с нарушениями слуха сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с учителем - дефектологом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков слуха и речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что "так надо”, "чтобы не ругали”, т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими патологию слуха и речи, подтолкнули нас к идее проведения занятий с использованием сенсорной комнаты.          
Сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное по специальному проекту. Нахождение в этой комнате ребёнок не воспринимает как лечение или обязанность. Для него это игра, весёлая и интересная. Множество различных светящихся приспособлений, которые взрослым помогут войти в расслабленное состояние, у детей могут вызвать неподдельный интерес. Малышу всё хочется потрогать, исследовать   каждую мелочь.  Всё оборудование для сенсорной комнаты абсолютно безопасно. Здесь всё продумано таким образом, чтобы ребёнок не поранился и не навредил своему здоровью. Если бы Вы только видели, как радуются наши дети, какое удовольствие для них находиться в сенсорной комнате. Оборудование в комнате реагирует на каждое их движение, каждый звук, что заставляет их двигаться, говорить, как-то реагировать на это.        
Дети осознают, что они причастны ко всему происходящему в комнате, вот почему они улыбаются, смеются и осмысленно совершают какие-то движения. Наблюдать за ними в этот момент – большое удовольствие      
Основными целями занятий в сенсорной комнате являются:
-стимулирование сенсорного развития детей;
-компенсация сенсорных впечатлений;
-создание положительного эмоционального фона;
-преодоление нарушений в эмоционально – волевой сфере;
-возбуждение интереса к исследовательской деятельности;
-коррекция нарушений высших корковых функций;
-развитие общей и мелкой моторики;
-коррекция двигательных нарушений;
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-орректировка психоэмоционального состояния;
-расширение кругозора ребёнка;
-составление пространственных представлений, восприятие разнообразных    свойств предметов;
-развитие воображения и творческих способностей;
-фиксирование и управление вниманием. 
Таким образом, в зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как: самостоятельную реабилитационную процедуру;способ подготовки к медико-психологическим мероприятиям;средство по формированию у детей игровой деятельности;средство для запоминания и систематизации полученных знаний об окружающем мире.




В сенсорной комнате нашей школы имеется следующее оборудование:
Вращающийся зеркальный шар.
Фибероптические волокна, изменяющий свой цвет вдоль всего волокна. Совершенно  безопасные волокна можно перебирать, держать, обнимать.
Воздушно-пузырьковые колонны - основной и неотъемлемый элемент сенсорной комнаты. Они дают сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию. Безопасные акриловые зеркала, помещенные за пузырьковой трубкой, усиливают этот эффект. Стандартная пузырьковая трубка мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков.
Сухой бассейн. Различные игры в «сухом» бассейне способствуют психоэмоциональному развитию ребенка. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, резвясь среди тысячи ярких шариков.
Установка для аромотерапии. Натуральные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными свойствами. Положительно воздействуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.        
Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования сенсорной комнаты обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и учителем - дефектологом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.
Важнейшее условие правильной артикуляции звуков на занятиях по формированию произношения – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей "сухой дождь” и "Светящиеся нити”.       
Большинство детей затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести перед "Волшебным” зеркалом. Дети видят себя во весь рост, убеждаются, что их тело это две совершенно одинаковые половины. А через игровые упражнения перед "Волшебным” зеркалом, учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека (радость, огорчёние, удивление). Они с удовольствием "превращаются” в различных животных, изображают их повадки. Активная работа мышц тела и лица, мимические и пантомимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься.         
Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату в сухой бассейн. Например, такие упражнения как "Медвежонок в берлоге”, "Заячьи бега”,  и т.д. Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, учитель – дефектолог может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта детей. Для совершенствования обоняния и вкусовых ощущений используем набор ароматических масел и аромолампу. Особенно актуально данное оборудование при изучении таких тем как: "Цветы садовые и полевые”, "Деревья”, "Продукты питания” и т.д. Все это дает возможность не только расширить диапазон чувствительности к запахам, но и богатить словарный запас, создать особую ассоциативную связь – новых слов и запахов.        
Развитию произвольных движений глаз, умению сосредоточиться на объекте, а также координации движений глаза и руки способствуют: " пузырьковая колонна”, " фибероптические волокна ”. Дети всегда с увлечением играют в игры: "Куда плывут рыбки”, "Расскажи что делают”, "Сосчитай рыбок” и т.д.         
На занятиях по развитию речи Сенсорная комната способна превратиться для ребенка в любое место: лес, город, деревню, подводный мир, магазин, цирк и т. д. Сенсорная комната не может заменить экскурсий и наблюдений над окружающим миром. Она может помочь запомнить, систематизировать и закрепить полученные впечатления. Игровые занятия в Сенсорной комнате можно проводить на самые разнообразные темы, как непосредственно при их изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений. Считаем, что использование оборудования сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребёнка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
Симакова Г.Н.
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024