Использование комплекса Сенсорная комната в обучении
детей с нарушением слуха.
В статье
рассматривается проблема эффективного использования комплекса сенсорной комнаты
на занятиях по формированию произношения и развитию восприятия детей, имеющих
нарушения слуха.
В настоящее время значительно возрос интерес
специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям
с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и
сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната – это особым
образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимулов,
предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья.
В нашей школе - интернате в практике
работы учителей - дефектологов, оборудование "сенсорной комнаты” используется
недавно.
Как правило, традиционно, организация
обучения дошкольников школьников с нарушениями слуха сводится к проведению
групповых и индивидуальных занятий с учителем - дефектологом, и отработке полученных
знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не
вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков слуха и
речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и
подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что "так надо”,
"чтобы не ругали”, т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с
усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа
побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими патологию слуха и речи,
подтолкнули нас к идее проведения занятий с использованием сенсорной комнаты.
Сенсорная
комната
представляет собой помещение, оборудованное по специальному проекту. Нахождение
в этой комнате ребёнок не воспринимает как лечение или обязанность. Для него
это игра, весёлая и интересная. Множество различных светящихся приспособлений,
которые взрослым помогут войти в расслабленное состояние, у детей могут вызвать
неподдельный интерес. Малышу всё хочется потрогать, исследовать каждую мелочь. Всё оборудование для сенсорной комнаты
абсолютно безопасно. Здесь всё продумано таким образом, чтобы ребёнок не
поранился и не навредил своему здоровью.
Если бы Вы только видели, как радуются
наши дети, какое удовольствие для них находиться в сенсорной комнате.
Оборудование в комнате реагирует на каждое их движение, каждый звук, что
заставляет их двигаться, говорить, как-то реагировать на это.
Дети осознают, что они причастны ко
всему происходящему в комнате, вот почему они улыбаются, смеются и осмысленно
совершают какие-то движения. Наблюдать за ними в этот момент –
большое удовольствие
Основными целями занятий в сенсорной
комнате являются: -стимулирование
сенсорного развития детей; -компенсация
сенсорных впечатлений; -создание
положительного эмоционального фона; -преодоление
нарушений в эмоционально – волевой сфере; -возбуждение
интереса к исследовательской деятельности; -коррекция нарушений высших корковых функций; -развитие
общей и мелкой моторики; -коррекция
двигательных нарушений; -снятие
эмоционального и мышечного напряжения; -орректировка психоэмоционального состояния; -расширение
кругозора ребёнка; -составление
пространственных представлений, восприятие разнообразных свойств предметов; -развитие
воображения и творческих способностей; -фиксирование
и управление вниманием.
Таким образом, в зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате
можно рассматривать как:
самостоятельную
реабилитационную процедуру;способ
подготовки к медико-психологическим мероприятиям;средство по
формированию у детей игровой деятельности;средство
для запоминания и систематизации полученных знаний об окружающем мире.
В сенсорной
комнате нашей школы имеется следующее оборудование: Вращающийся
зеркальный шар. Фибероптические
волокна, изменяющий
свой цвет вдоль всего волокна. Совершенно безопасные волокна можно перебирать, держать,
обнимать. Воздушно-пузырьковые
колонны
- основной и неотъемлемый элемент сенсорной комнаты. Они дают сильную
зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию. Безопасные акриловые зеркала,
помещенные за пузырьковой трубкой, усиливают этот эффект. Стандартная пузырьковая
трубка мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Сухой бассейн. Различные игры
в «сухом» бассейне способствуют психоэмоциональному развитию ребенка. Дети
испытывают необыкновенное удовольствие и радость, резвясь среди тысячи ярких
шариков. Установка для аромотерапии.Натуральные
масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными свойствами. Положительно воздействуют на нервную
систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и
иммунитета, улучшают работу всех систем организма.
Яркость, привлекательность,
красочность, необычность оборудования сенсорной комнаты обеспечивает быстрое
установление эмоционально положительного контакта между ребенком и учителем -
дефектологом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в
атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное
выполнение той или иной речевой задачи. Важнейшее условие правильной артикуляции
звуков на занятиях по формированию произношения – это сильная направленная
воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с
использованием подвесных модулей "сухой дождь” и "Светящиеся нити”.
Большинство детей затрудняются в
ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой
стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются
показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому,
ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно
провести перед "Волшебным” зеркалом. Дети видят себя во весь рост, убеждаются,
что их тело это две совершенно одинаковые половины. А через игровые упражнения
перед "Волшебным” зеркалом, учатся передавать мимикой эмоциональное состояние
человека (радость, огорчёние, удивление). Они с удовольствием "превращаются” в
различных животных, изображают их повадки. Активная работа мышц тела и лица,
мимические и пантомимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций
детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься.
Некоторые упражнения, направленные на развитие
речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату в сухой бассейн.
Например, такие упражнения как "Медвежонок в берлоге”, "Заячьи бега”, и т.д.
Набор тактильных шариков с поверхностью из различных
материалов, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка,
учитель – дефектолог может широко использовать для коррекции речевых нарушений.
Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического
словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и
правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе
сенсорно-перцептивного опыта детей.
Для совершенствования обоняния и вкусовых ощущений
используем набор ароматических масел и аромолампу. Особенно актуально данное
оборудование при изучении таких тем как: "Цветы садовые и полевые”, "Деревья”,
"Продукты питания” и т.д. Все это дает возможность не только расширить диапазон
чувствительности к запахам, но и богатить словарный запас, создать особую
ассоциативную связь – новых слов и запахов.
Развитию произвольных движений глаз, умению
сосредоточиться на объекте, а также координации движений глаза и руки
способствуют: " пузырьковая колонна”, " фибероптические
волокна ”. Дети всегда с увлечением играют в игры: "Куда плывут рыбки”,
"Расскажи что делают”, "Сосчитай рыбок” и т.д.
На
занятиях по развитию речи Сенсорная комната способна превратиться для ребенка в
любое место: лес, город, деревню, подводный мир, магазин, цирк и т. д.
Сенсорная комната не может заменить экскурсий и наблюдений над окружающим
миром. Она может помочь запомнить, систематизировать и закрепить полученные
впечатления. Игровые занятия
в Сенсорной комнате можно проводить на самые разнообразные темы, как
непосредственно при их изучении, так и при закреплении, для активизации уже
имеющихся представлений.
Считаем, что использование оборудования
сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребёнка,
является действенным средством профилактики вторичных дефектов.