Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 17.05.2024, 06:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление инновационного опыта работы воспитателя дошкольной группы Масягиной Н.А.

Представление инновационного опыта работы воспитателя дошкольной группы Масягиной Н.А.

Тема опыта: «Игра как средство социализации детей с нарушениями слуха»

Сведения об авторе: Масягина Наталья Анатольевна, воспитатель дошкольной группы, общий стаж 30 лет, в данной образовательной  организации 30 лет.

Профессиональное образование: учитель музыки и пения, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, диплом УВ № 326069, дата выдачи 11 июля 1990г., г.Саранск;

Профессиональная переподготовка: Федеральный институт повышения квалификации и профессионального образования «Специальное (дефектологическое) образование: сурдопедагог, с 10 февраля 2018г. по 25 мая 2018.

Я работаю над проблемой «Игра как средство социализации детей с нарушениями слуха».

Актуальность проблемы  Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста при помощи игры является актуальной.  Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит ребёнок. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребёнок учится жить по определённым правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения. Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре.  Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. При этом через игру, происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития.

Основная идея опыта - использовать игру как средство социализации дошкольников с нарушениями слуха. Восприятие мира у глухого ребенка обеднено за счет отсутствия слуховых ощущений и восприятий, затрудненного и ограниченного речевого общения. Это усложняет как руководство детским восприятием, так и передачу накопленного взрослыми опыта. При специальном обучении игро­вая деятельность детей с нарушениями слуха принципиально меняется: в их играх находит отражение все больший круг впечат­лений; сюжеты игр и игровые действия детей заметно усложняются; от простого отображения предметных дей­ствий, дети переходят к изображению взаимоотношений людей, их чувств; в играх появляется разнообразное ис­пользование предметов, которые получает многообраз­ное значение; все более существенную роль в играх вы­полняет речь; в процессе игр обогащается словарь детей, возникает потребность в общении, реализуемая в ходе игры; повышается роль слова в регуляции игровых дей­ствий.

 Теоретическая база Общеизвестно, что особенности возрастного развития определяют существенные аспекты социализации дошкольников. К ней относится игровая деятельность, через которую ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребёнка с обществом, кроме того, игра является средством освоения социальных ролей, ценностей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры и сюжетно-ролевой игры, в частности, делает процесс социализации эффективным. Научные труды Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и других ученых показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям, оказывая значительное воздействие на социальное и нравственное развитие личности дошкольника. В ней ребенок воспроизводит содержание окружающего его социального мира, существующих в нем этических норм и правил. Как указывал А.Н. Острогорский, игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.е. подлинная социальная практика жизни в обществе сверстников. Ценность игры, по мнению Л.Н. Галигузовой, состоит в том, что она дает ребенку совершенно особый, уникальный способ освоения действительности – через действие в условных, придуманных обстоятельствах, т.е. является важным средством социализации детей 

Новизна моей работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи детей с нарушениями слуха, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации глухих детей. Игра позволяет детям с нарушениями слуха получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у них чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка с нарушениями слуха в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Технология опыта Игры детей с нарушениями слуха однообразные по сюжету и проще, чем у их слышащих сверстников. Без работы, направленной на расширение опыта глухих детей, задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений.  Обучение игровой деятельности на первых стадиях я провожу на основе показа совместного действия. Я учитываю следующие условия обучения играм:

Первое условие обучения игре, воспитания у детей положительного отношения к игре – выделение четко фиксированного времени для игр и обеспечение детям возможности играть в это время.

Второе условие – выделение места для игр. Необходимо обеспечить место, где дети могли бы спокойно играть, не мешая друг другу.

Третье условие – достаточное количество крупных и ярких игрушек, соответствующих возрасту детей.

Дети с нарушениями слуха не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия детально и педантично отражаются в их играх.

 Качественное своевременное овладение игровой деятельностью детьми с

нарушением слуха с последующим переносом усвоенного опыта в реальную

жизнь ребенка, можно выделить:

1) четкую преемственность занятий по ознакомлению с окружающим миром и обучению игре;

2) учет этапов формирования игровой деятельности;

3) организацию игрового взаимодействия детей;

4) стимулирование самостоятельных игр детей, создание условий для их

организации.

Результативность опыта В нашей группе пять детей, из них четверо с кохлеарными имплантами, один ребенок со слуховыми аппаратами.  Учитывая возраст детей, я все обучение провожу в игровой форме, используя специальный дидактический материал, игрушки, картинки, предметы. Для игр глухих детей младшего дошкольного возраста я применяю разнообразное количество сюжетных игрушек и действий с ними, отображая в играх то, что видят дети в окружающей жизни. Чтобы привлечь детей к игрушкам, вызвать интерес я обыгрываю игрушки, провожу с ними игровые действия, учу делать элементарные постройки.  Во время работы я применяю игры и игровые упражнения на индивидуальных и групповых занятиях. Мною созданы наглядные пособия для проведения дидактических и настольных игр ("Парные картинки", "Лото-малышам", "Геометрическое и Тематическое лото", "Цветная мозаика").                                

Наибольшую ценность для всестороннего развития детей представляют сюжетно-ролевые игры, например: «Накорми куклу», «Автобус».  Перед проведением игр я провожу рассматривание картинок, беседы с детьми, обыгрывание атрибутов. В качестве методического приема использую подражание действиям воспитателя. К проведению игры воспитатель готовиться так же, как к проведению занятия. Эта подготовка включает в себя подбор игровых атрибутов, которые должны использоваться в игре, и отбор того словаря, который необходим для проведения игры и общения детей. Глухие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные дейст­вия детально и педантично отражаются в их играх. На смену отдельным игровым действиям приходит игра, в которой знакомые детям действия объединены общим сюжетом. При воспроизведении более точных, детальных действий в игре дети с нарушением слуха часто начинают подменять игровые действия трудовым. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях.

         Для проведения подвижных и сюжетных игр в группе сделаны маски и детали костюмов к играм. Костюм или его деталь может стать стимулом для игры, побуждать ребенка к игровым действиям. Ребенок, следуя правилам подвижной игры, должен сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. При этом через игру, происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития

Для развития игровой деятельности с детьми 3года обучения я провожу  с детьми драматизацию сказок ("Репка", "Колобок", "Теремок"), на 4году ("Три медведя", "Кошкин дом"). Впервые я знакомлю детей с новой сказкой, рассказывая и показывая все действия (обычно это плоские фигурки, пальчиковый или настольный театр). Цель этого рассказывания, чтобы дети не только поняли содержание сказки, но и уяснили его основную мысль. Эти задачи постепенно, от года к году усложняются. Начиная работу с воспитания у детей интереса к игре и желания играть, к концу пребывания детей в детском учреждении, я учу детей отражать в играх труд взрослых людей, их отношения и чувства, учу их формулировать в словесной форме замысел игры.                                                                               

Результаты работы по проведению игр как средство социализации детей с нарушениями слуха показали ее эффективность. Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что игровая деятельность организации образовательного процесса с детьми способствует социально – личностному развитию каждого ребёнка. Дети с нарушениями слуха становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Работая над проблемой мною были подготовлены:

Публикация на 54-х Евсевьевских чтениях в ФГБОУ ВПО «МГПИ имени М. Е. Евсевьева» «Особенности сюжетно-ролевой игры глухих дошкольников» 28-29марта 2018г.

Выступление в ГБУ ДПО «МРИО» образовательный форум «Роль сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников с нарушениями слуха»29.03.2019г.

Выступление в ГБУ ДПО «МРИО» образовательный форум на тему «Игра как условие творческого развития детей с нарушениями слуха» 30.10.2017г.

 Драматизация сказки «Колобок» в ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» 15.11.2017г.

Открытое занятие по дидактической игре «Летит, плывет, едет» в ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» 22.03.2018г.

Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование устной речи у детей с КИ на первом году обучения» в ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» 06.06.2019г.

Выступление на методическом объединении воспитателей дошкольного отделения ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых через знакомство с профессиями»31.10.2018г.

Выступление на методическом объединении воспитателей дошкольного отделения ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» на тему «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» 28.03.2017г.

Выступление на методическом объединении воспитателей дошкольного отделения ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» на тему «Экологическое воспитание детей посредством художественно-продуктивной деятельности» 02.11.2017г.

Литература

Выгодская, Г. Л. Руководство сюжетно- ролевыми играми глухих дошкольников / Издательство «Просвещение» Москва1964. 

Выгодская, Г.Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей

/ Г.Л. Выгодская // Психология и педагогика  игры дошкольника / Под ред.А.В.Запорожца и А.П.Усовой. – М., 1966 – С. 172–205.

Гаспарова, Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста / Е.М. Гаспарова // Вопросы психологии. – 1984 – № 6 – С. 38–42. 3.

Обухова, Т.И. Методика обучения игре детей дошкольного возраста с нарушением слуха / Т.И. Обухова, С.Н. Феклистова. – Мн., 2003 – 58 с.

Приложение: 

1. Презентация портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (08.08.2020)
Просмотров: 286
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024