Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 11:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление педагогического опыта учителя-дефектолога Сафаровой Р. Ф.

Представление педагогического опыта учителя-дефектолога ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Сафаровой Расимы Фатыховны

Тема: «Развитие диалогической речи у детей с нарушениями слуха на коррекционных занятиях с использованием информационных технологий». 

Сведения об авторе: Сафарова Расимя Фатыховна, учитель-дефектолог.
Профессиональное образование: учитель русского языка и литературы МГПИ им. М.Е. Евсевьева, № диплома ТВ №010255, дата выдачи 3 июня 1989г.;
учитель-дефектолог, сурдопедагог МПГУ им. В.И.Ленина, № диплома ДВП №061520, дата выдачи 23 июня 1995г.
Стаж педагогической работы - 33 года, в данном образовательном учреждении - 32 года.

Актуальность опыта. В сфере образования общение есть средство познания и коммуникации между участниками образовательного процесса. В связи с усложнением всех форм коммуникации в образовательном пространстве, наращиванием объема обучающей информации, разнообразием её источников и носителей в современной социокультурной ситуации, становится приоритетным развитие коммуникативной культуры учащихся, особенно в школах для детей с нарушениями слуха.
Коммуникативная функция языка наиболее ярко проявляется в диалогической речи, так как именно в ней сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение. А общение играет огромную роль в становлении и развитии личности, являясь одним из главных факторов психологического развития ребенка. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов поведения человека, побуждающих его к совместной практической деятельности.
Актуальность данной темы состоит в том, что диалогическая речь широко используется в процессе обучения восприятию и воспроизведению речи, активизируя устную коммуникацию учащихся. Это содействует закреплению сформированных навыков, развитию желания и умения общаться на основе устной речи. Формирование устной связной речи является одним из факторов полноценного развития личности слабослышащих  и глухих детей, наиболее полной их адаптации в современном обществе.
Одним из направлений моей работы по развитию диалогической речи на коррекционных занятиях является использование  информационных технологий, которые  создают эффективные условия для развития  коммуникативных умений и навыков, слухового восприятия, формирования связной речи,  расширения словарного запаса;  способствуют выполнению умственных и практических действий;  стимулируют познавательную и речевую активность; служат для накопления опыта в построении  грамматических конструкций в зависимости от ситуации,  а так же коррекции психофизических процессов согласно возрасту.
Использование информационных  технологий  в качестве средства обучения и развития детей, индивидуализирует и дифференцирует  процесс обучения, делает его более интересным, более доступным и привлекательным для ребенка.
В наше время информационно-коммуникативные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями слуха. Они помогают вывести ученика с репродуктивного (низкого) на   продуктивный (средний) и творческий (высокий) уровень освоения диалогической речи. Диалог выступает не просто педагогическим методом и формой обучения, но становится приоритетным принципом коррекционного образования. 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии  диалогической речи с использованием современных информационных технологий у детей с нарушениями слуха;  достижения такого уровня произношения, который позволит учащимся удовлетворить коммуникативные потребности; сформировать достаточно внятную диалоговую речь, понятную собеседнику.

Наличие теоретической базы. Изучив методическую литературу ряда авторов: Боскис Р.М., Комарова Л.В., Зикеева А.Г. и др., а так же методические рекомендации Стаценко В.Я., Королевской Т.К. и др., где важное место уделяется работе над восприятием и воспроизведением диалогов, посетив занятия коллег,  я стала реализовать эту форму работы на своих занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.    
Развитие диалогической речи в школе-интернате для детей с нарушениями слуха в полной мере реализуется с использованием информационных технологий. Проблема внедрения данных технологий в систему специального образования была поставлена Институтом коррекционной педагогики как методологическая проблема. В настоящее время ряд специалистов - дефектологов: Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Никольская И.А., Годин Л.С., Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З. и др. исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии внедрения ИКТ в коррекционный процесс.
В процессе работы над своей темой я ознакомилась с описанием специальных компьютерных программ, разработанных специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО,  которые позволяют максимально удовлетворять особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, более эффективно решать образовательные, развивающие и коррекционные задачи на занятиях РСВ и ФП.

Новизна. Диалогическая речь  является наиболее социально значимой для детей с нарушениями слуха. Отсутствие или дефицит речевого общения ведёт к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, поэтому необходимо  формировать  и развивать  весь  комплекс  знаний, умений и навыков диалогической речи.     
Использование современных информационных технологий даёт возможность более эффективно и результативно работать над  диалогической речью, что в конечном итоге ведёт к овладению коммуникативными навыками и способствует развитию связной правильной естественной выразительной речи,  понятной окружающим и необходимой для общения и социализации в современном обществе.

Технология опыта. В процессе работы над своей темой я выделила основные трудности у учащихся при овладении диалогом:  пассивная позиция в диалоге; преобладание коротких односложных предложений; ответы часто ограничиваются одним словом; неумение последовательно и точно излагать свои мысли; редкое использование форм речевого этикета; ограниченный словарный запас; неправильное фонетическое оформление высказывания; отсутствие умения правильно строить предложения; нарушение грамматического строя речи; неадекватное употребление слов по их значению; нарушение связи слов в предложении; затруднения в понимании смысла реплик, высказанных в форме краткого сообщения или встречного вопроса; преобладание заученных вопросов и ответов; отсутствие мотивов общения; узкий круг участников общения.    
Поэтому формирование и развитие умений и навыков вести диалог - важная часть коррекционно-развивающей работы. Для успешного обучения детей диалогической речи необходима систематическая работа, которая направлена на реализацию следующих целей:

  • формирование достаточно внятной диалоговой речи, доступной пониманию окружающих; 
  • создание ситуаций, способствующих широкой речевой практике;
  • постоянное обогащение диалогической речи учащихся обиходно-разговорной лексикой и её варьирование;
  • развитие у детей умений вступать в контакт и поддерживать его в условиях учебно-игровых и реальных ситуаций общения;
  • формирование умений  пользоваться различного рода опорами: зрительными и слуховыми, вербальными и невербальными, содержательными и смысловыми; 
  • показ использования разнообразных синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений) в диалоге в разных условиях общения;
  • отход от употребления полносоставного предложения и заучивания образцов;
  • использование диалоговой речи в процессе обучения восприятию и воспроизведению  устной речи; 
  • формирование умений и навыков вести диалог в различных жизненных ситуациях;  выражать свои  интересы, потребности и реагировать на интересы и потребности собеседника;  высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном, прослушанном; обмениваться мнениями об этом; 
  • развитие навыков выразительного чтения диалога вслух и про себя.

Диалогическая речь должна развивать у детей способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество; обеспечить учащимся с недостатками слуха мобильность, толерантность, коммуникабельность,   возможность быстрой реакции в изменяющемся информационном мире для жизненного и профессионального успеха.
Для более эффективной работы над диалогической речью использую разнообразные средства информационных технологий. Например, из комплекса обучающих компьютерных программ мною были отобраны следующие: Microsoft Word  (текстовый редактор), компьютерная программа PowerPoint (создание презентаций) и Paint (для рисования)  с помощью,  которых можно создавать электронные продукты (презентации, электронные пособия, слайды и т.д.).  Эти программы  позволяют   адаптировать речевой материал текстов с диалогами, учитывая слухоречевые, психологические и возрастные особенности слабослышащих и глухих детей; применять разнообразные и взаимодополняющие  коррекционные приёмы работы над диалогом: ответы на вопросы с помощью наглядного выбора, дополнение услышанных неполных фраз, различение фраз с подбором предложенных изображений,  наращивание простых предложений по вопросам с использованием голоса и словаря, задания на исключение лишней фразы в диалоге и т.д.
Учитель должен анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в учебный процесс, иметь ясные представления о возможном коррекционном эффекте.
В своей работе применяю обучающие компьютерные программы-тренажёры, в основе которых лежат игровые упражнения, с помощью их оцениваются результаты работы каждого ученика на данном занятии. 
При проведении групповых занятий в компьютерном классе для  развития диалогической речи возможно  использование интерактивной доски и работа парами. При такой форме организации у детей с нарушением слуха формируются навыки взаимоконтроля и взаимооценки; развивается интерес к совместным коллективным формам учебной работы; приобретается опыт социального поведения, который содействует развитию самостоятельности, инициативности и готовности к взаимопомощи. 
Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования программы, уровень слухоречевого развития детей, индивидуальные особенности и возможности ребенка. Информационные технологии позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться, и закрепляться, на деле реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития.
Мною  разработан большой дидактический материал ситуативных диалогов на определенные темы.  Темами диалогов являются часто встречающиеся жизненные ситуации, например: «Моя семья», «Каникулы», «Здоровый образ жизни», « В аптеке», «Планы на будущее», «Компьютер в моей жизни», «Разговор в  магазине», «На вокзале», «Звонки в экстренные службы», «В библиотеке», «Встреча друзей»,  «Приём гостей», «Любимый питомец», «Знаменитые люди», «Сегодня в мире» и т.п.
Из всех информационных технологий чаще всего использую электронные презентации, потому что занятия для детей с нарушениями слуха должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио и видео сопровождением. Использование презентаций целесообразно на любом этапе работы над диалогической речью.  
Разработаны  собственные презентации, а также накоплена уже достаточно большая коллекция презентаций по учебным темам к занятиям по РСВ и ФП, собрана медиатека.
В своей работе использую материалы и других цифровых образовательных ресурсов. Интернет-ресурсы позволяют быстро и в разных объёмах собрать и представить материал по любой теме.
Во внеурочное время с целью развития диалогической речи с помощью информационных технологий были проведены речевые конференции, например: «Певцы родной природы», «Сказочная страна», «Этот удивительный мир природы», «С малой Родины моей начинается Россия», «Мир профессий», «Городам героям посвящается…» и др.;  тематический вечер «Ты единой России частица»;  конкурсы чтецов  «Души прекрасные порывы…», «Памяти пылающих лет», « Берёзовая Родина моя» и др.
При использовании средств информационных технологий соблюдаю гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером и провожу зрительную гимнастику,  как во время работы, так и после работы на компьютере.
Считаю, что внедрение информационных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческий потенциал, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, а также способствует решению одной из важнейших задач в школе для детей с нарушениями слуха – развития диалогической речи.   

Результативность опыта. В результате работы над темой мною были выделены следующие особенности и преимущества развития диалогической речи с использованием информационных технологий на занятиях по РСВ и ФП у детей с нарушениями слуха, которые:

  • позволяют выйти на новый уровень помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья;
  • формируют внятную, членораздельную, достаточно естественную диалоговую речь и речевое общение, что необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими;
  • реализуют дифференцированное обучение восприятию и воспроизведению диалогической речи;  
  • выстраивают для каждого учащегося индивидуальную программу обучения; 
  • совершенствуют методы обучения восприятию и воспроизведению диалоговой речи с учётом состояния слуховой функции, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей детей; 
  • формируют умения и навыки правильно излагать свои мысли, чувства и желания, строить развернутый диалог;  
  • создают речевую среду и условия для самовыражения детей с нарушениями слуха в рамках речевой деятельности;
  • развивают диалоговую речь, позволяющую повышать уровень слухоречевых возможностей детей с нарушениями слуха; 
  • улучшают слуховое восприятие и произносительные навыки учащихся;
  • способствуют увеличению показателей внятности речи;
  • реализуют на занятиях принцип доступности предлагаемого учебного материала и личностный индивидуальный подход к каждому ученику;         
  • позволяют использовать адаптированный  материал и современные научно обоснованные методы и средства обучения диалоговой речи;
  • делают возможным использование информационных технологий на занятиях по РСВ и ФП с учётом структуры нарушения слуха обучающихся;
  • позволяют использовать компьютерные программы,  значительно повышающие эффективность коррекционно-развивающей работы.

Таким образом,  работа по развитию диалогической речи с использованием информационных технологий способствует улучшению показателей внятности речи, развитию слуховой функции и улучшению произносительной стороны устной речи у детей с нарушениями слуха. Речевое общение детей стало более активным, насыщенным  разнообразным словарным материалом.  Обучающиеся научились широко пользоваться различными диалогическими конструкциями, общаться устной речью в свободное время со своими сверстниками и взрослыми, свободнее чувствовать себя в общественных местах, самостоятельно посещать магазины, парикмахерские, кафе и т.д., участвовать вместе со слышащими детьми в различных мероприятиях. 
В результате  внедрения диалогов на  занятиях по РСВ и ФП наметилась положительная динамика в сторону усвоения детьми языка в его непосредственном назначении – общении, в умении пользовать самостоятельной речью, умении задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы. Систематическое, регулярное изучение диалогов, их обыгрывание на занятиях, использование информационных технологий служат эффективным средством обогащения речевой практики слабослышащих и глухих учащихся.
Особо хочется отметить, что достаточно свободное владение выпускниками школы-интерната диалогической речью способствует более свободному выбору профессии, учебного заведения, а также трудоустройству, достижению определённого социального статуса и адаптации учащихся с нарушениями слуха к реальностям современного мира.

Распространение опыта. Своим педагогическим опытом я делилась: 

  • на Международной  научно-практической конференции «57-е Евсевьевские чтения» на тему ««Использование  современных цифровых технологий в условиях дистанционного обучения детей с нарушениями слуха» 15-16.04. 2021г.;
  • на заседании педагогического совета  школы-интерната на тему «Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения диалоговой речи на занятиях по РСВ и ФП у детей с нарушениями слуха», протокол № 6 от 02.11. 2020г.;
  • на заседании методического совета учителей-дефектологов школы-интерната на тему: «Активизация речевого общения через тексты-диалоги у детей с нарушениями слуха на занятиях по РСВ и ФП», протокол № 4 от 30.10. 2019г.; 
  • на заседании методического совета учителей-дефектологов школы-интерната на тему:  «Развитие диалогической речи на коррекционных занятиях, как одно из направлений социальной адаптации детей с нарушениями слуха», протокол №2 от 28.10. 2021г; 
  • при проведении открытого занятия по РСВ и ФП для учителей-дефектологов на тему «Дифференциация звуков Ш-Ж. Текст «Пожар», протокол №3 от 24.11.2021г.;
  • при проведении речевой конференции  на тему «Природы чудные мгновения…», протокол №8 от 05.04.2018г.; 
  • при проведении речевой конференции на тему «Городам-героям посвящается…», протокол №10от21.04.2022г.;
  • в публикации в научно-методическом и информационном журнале «Народное образование Республики Мордовия» №3 2020г. на тему «Развитие и использование остаточного слуха в процессе формирования произносительных навыков у детей с нарушениями слуха»;
  • в публикации на Всероссийском образовательном портале «Продлёнка» www.prodlenka.org. презентации на тему «Природы чудные мгновенья…» 15.03.2020;
  • в публикации на сайте infourok.ru презентации по развитию слухового восприятия и формированию произношения «С книгой мир добрей и ярче!» 16.03.2020г.;
  • в публикации на сайте infourok.ru сценария речевой конференции «Живут в России чудо мастера…» 23.03.2020г.
  • в публикации авторского материала на ресурсе Всероссийского информационно-образовательного портала «Академия педагогических проектов Российской Федерации»,  статья «Использование разнообразного речевого материала на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию  произношения у детей с нарушениями слуха» 12.10.2022г.

Список литературы:

  1. Боскис  Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. М.: Сов. спорт, 2004.- 304 с.
  2. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. – М.: Академия, 2007. – 198 с.
  3. Королевская Т.К., Стаценко В.Я. Развитие слухового восприятия глухих учащихся. – М.: Просвещение, 1992. – 94 с. 
  4. Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников на индивидуальных занятиях. – Орёл, 2013. – 218 с.
  5. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б., Информационные технологии в обучении произношению. Полиграф-Сервис, 2004.
  6. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
  7. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. – М.: Академия. – 2011. – 137 с.

Приложение:

1. Презентация портфолио (просмотр)

2. Видеофрагмент урока (просмотр) (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (14.11.2022)
Просмотров: 219
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024