Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 09:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление педагогического опыта учителя физической культуры Марычева В. Ф.

Представление педагогического опыта учителя физической культуры ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Марычева Василия Федоровича

Тема опыта: «Урок физической культуры как средство формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни»

Сведения об авторе: Марычев Василий Федорович, образование высшее. МГПИ им. М.Е. Евсевьева,  диплом А-I №458778  от 09.07.1975 г., учитель физической культуры 

Педагогический  стаж работы - 45 лет, в данной должности – 21 год

Актуальность. На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: снижение уровня жизни в целом по стране, повсеместное ухудшение экологической обстановки, изменение в материальном положении и воспитательном потенциале семьи. Доля вины за сложившееся положение возлагается на школу, которая не отвечает современным требованиям гигиены и возрастной физиологии, вызывает дезадаптацию, хроническое переутомление детей и провоцирует рост заболеваний. 

В этой связи проблема сохранения здоровья и воспитания здорового образа жизни у школьников представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики. 

Однако в теории воспитания акцент ставится преимущественно на сохранении и формировании физического здоровья через пропаганду здорового образа жизни. При этом личностный и мотивационный компоненты формирования мотивов здорового образа жизни были разработаны недостаточно. 

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор этой темы.

Основная идея опыта состоит в разработке и реализации условий формирования у учащихся с нарушением слуха потребности в здоровом образе жизни через уроки физкультуры.  Процесс формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни будет протекать более эффективно, если:

  • будет разработан комплекс психолого-педагогических приёмов, способствующих мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни; 
  • взаимодействие педагога с учащимися будет строиться с учётом личностных, психологических и физиологических особенностей ребёнка, его интересов и возможностей здоровья; 
  • в урочной и внеклассной деятельности будет создан благоприятный психологический климат. 

Условия формирования ведущей идеи опыта. Ведущая роль в решении поставленной проблемы  принадлежит уроку физкультуры. 

Урок - основная форма физической деятельности в школе. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, при решении которых целесообразно использовать современные образовательные технологии или их элементы. 
Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, двигательной подготовленности. Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений каждого учащегося. Здесь ведущую роль играет технология уровневой дифференциации. 

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: 

  • изучение специальной психолого-педагогической литературы и современных образовательных технологий по проблеме формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни; 
  • ознакомление с особенностями здоровья учащихся, рекомендациями специалистов, индивидуальных психологических и физиологических особенностей каждого ребёнка, его интересов, уровня физической подготовленности; 
  • отбор и разработка комплекса мер по взаимодействию с учащимися и реализация их через организационную и содержательную стороны урока физического воспитания; 
  • осуществление анализа результативности работы посредством составления мониторинга. 
  • тестирование  физической подготовленности школьников с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • педагогическое   наблюдение за процессами внедрения и адаптации предлагаемой системы методов и здоровьесберегающих технологий.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные     способности.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. На мой взгляд, учителя физической культуры, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.             

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке    оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению   здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Принципы     деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

Теоретическая база опыта. Забота о здоровье детей была в центре внимания многих ученых и практиков. В работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, В.А. Сухомлинского охарактеризована роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни. 

Приобщение детей к здоровому образу жизни происходило в контексте физического (Л.П. Греев, А.П. Матвеев, С.Б. Мельников и др.), гигиенического (Г.Н. Сердюковская, И.И. Соковня-Семенова и др., нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов и др.). 

Существующая школьная практика показывает, что приобщение школьников к здоровому образу жизни, формирование осознанных побуждений к нему не всегда носит целенаправленный характер. Обозначенное состояние практически объясняется отчасти отсутствием в теории целостной концепции, раскрывающей пути и условия формирования мотивации к ЗОЖ в условиях общеобразовательной школы. 

Процесс формирования мотивации ЗОЖ у школьников целесообразно рассматривать как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера школьника, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.

Технология опыта. Исходя из актуальности поставленной проблемы и определения условий для её решения, составлена система формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни на уроках физкультуры.

Представленная система включает в себя три компонента: 

  • Диагностический компонент направлен на изучение состояния здоровья учащихся, их личностных индивидуальных особенностей, интересов, уровня физической подготовленности; предполагает систематическую диагностику, сбор данных для педагогического мониторинга с целью разработки дальнейших способов взаимодействия с учащимися, организации коррекционной работы. 
  • Методический компонент на основе результатов диагностических исследований включает в себя разработку и отбор средств, методов, технологий взаимодействия с учащимися через организационную и содержательную стороны учебного занятия; организацию совместной работы по проблеме с родителями учащихся, специалистами школы, педагогами, взаимодействующими с детьми. 
  • Деятельностный компонент осуществляет реализацию условий, способствующих формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни. 

 Реализация этапов становления системы формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни:

  • Привлечение внимания к себе, собственному здоровью. 
  • Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни. 
  • Ознакомление учащихся с особенностями физиологического развития в данном возрасте, обозначение индивидуальной проблемы каждого и способов её решения. 
  • Демонстрация необходимости занятий спортом и ценности здоровья через ИКТ технологию. 

Обеспечение дифференцированного подхода к каждому учащемуся: 

  • Дозированность 
  • Индивидуальная форма оценивания 
  • Создание ситуации успеха. 

Всё это приводит к ликвидации мотива избегания неудач. 
Привлечение к занятию спортом через нетрадиционные формы уроков, предоставление права выбора учащимся (с его обоснованием) вида, продолжительности, интенсивности деятельности. Чёткая формулировка цели каждого вида деятельности, которая должна быть близка и понятна детям. Обеспечить интерес не только к результату деятельности, но и к процессу его достижения через успешность, доступность, занимательность. При подведении итога показать результат работы на уроке и чётко обозначить его перспективу, которая должна найти отражение в домашнем задании. 

Большое внимание уделяется формированию саморегуляции занятий спортом, которое на данном этапе строится по следующей схеме: 

  1. Обозначение проблемы, постановка цели. 
  2. Выбор средств для  их решения. 
  3. Реализация средств на уроках, внеурочное время: включение упражнений в жизнедеятельность учащегося. 
  4. Поэтапный контроль и коррекция под руководством учителя. 
  5. Анализ результата, демонстрация успешности, необходимости. 

Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры. Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.
Существующая программа по физической культуре предусматривает активное использование на уроках средств ритмической гимнастики. Когда начинается раздел «Гимнастика», для устранения резкости и угловатости в движениях учащихся уже несколько лет использую ритмическую гимнастику с 5-го класса и провожу ее в водной части урока.  Использование ритмической гимнастики положительно сказывается на развитии координации, ритмичности, легкости и пластичности перемещений.  Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитывают эстетические понятия, культуру движений.
Эффективность ее в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы. К тому же занятия под музыку создают эмоциональный фон. С помощью средств ритмической гимнастики можно развивать такие физические качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость

Эффективность проведения прыжков со скакалкой

На каждом уроке независимо от разделов программы, я провожу прыжки со скакалкой.  Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд. Прыжки со скалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений; укрепляют мышцы тазового дна.
Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений. Обучение прыжкам со скакалкой начинаю в средних классах с самых простейших прыжков.   Существует много различных упражнений со скакалкой. Наиболее распространенными из них являются прыжки: на обеих ногах, вращая скакалку вперед, на одной ноге; с попеременным прыжком на одной, другой ноге, с выполнением бегового шага, на месте и с перемещением, со скрестным положением рук, со скрестным положением ног.
Включение прыжков со скакалкой в каждый урок, проходящий в спортивном зале, необременительно для занимающихся, если прыжковые упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящим перед ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию. Такие прыжки служат развитию координационных способностей.    Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад: с чередованием направления – влево-вправо; с предметами в руках.
Многолетний опыт ежеурочного использования прыжков со скакалкой позволяет говорить о положительном результате, более эффективным по сравнению с применением бега в спортивном зале и интересе учащихся к этому гимнастическому снаряду.

Формирование осанки на уроках

Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников возможны при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме.
Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки – это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденного стоящего человека. Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых разнообразных причин.
Одна из них, думаю в том, что в школах существует кабинетная система. Ученик целый день, переходя из кабинета в кабинет, сидит за партой или столом, не соответствующим его росту.
Еще одна причина – многочасовое чтение при плохом освещении, это заставляет ученика ниже наклоняться над книгой, портить не только осанку, но и зрение. И главная причина – гиподинамия. Не секрет, что многие учителя-предметники не проводят на своих уроках физкультминутки.
Систематические разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки.   Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры.  На своих уроках  я слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе:

  • Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.
  • Ходьба на носках, руки в различных положениях.
  • Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.
  • Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.
  • Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.

Слежу также за осанкой и при разновидности бега, обращая внимание на положение спины. На каждом уроке провожу по 5-6 упражнений на формирование осанки. Регулярно беседую с учащимися об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия. Предлагаю учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки, настаиваю ежедневного выполнения комплексов, даю домашние здания.

Уроки здоровья

Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся с нарушением слуха  в активную деятельность по сохранению собственного здоровья. И помогают в этом уроки здоровья. Занятия проходят занимательно, развивают наблюдательность учащихся, фантазию, интерес к окружающей действительности. Это активно вовлекает ребят в выполнение упражнений, способствует повышению интереса ко всем выполняемым упражнениям.

Цели проведения уроков здоровья:

  • Укрепление физического и психического здоровья учащихся.
  • Привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой. Формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, психику ребенка.
  • Формирование культуры двигательной активности учащихся.

Воспитание нравственной культуры учащихся, интереса к истории спорта, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги. Уроки здоровья можно проводить на всех этапах обучения школьников физической культуре и спорту. Они направлены на развитие двигательной активности ученика, его тела и мышц, органов чувств и его духа.

Методика и организация домашних заданий

Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание из виса лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, различные строевые упражнения, осенне-весенний период на улице выполнять различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания.
Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника. Однако при использовании домашних заданий сталкиваешься с немалыми трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля за их выполнением.
Для того чтобы учащиеся систематически выполняли заданное на дом, ученики стали заводить тетрадь (дневник) по физической культуре, где отслеживается их выполнение домашних заданий, а так же самостоятельная работа. 
Тетрадь (дневник) проверяю 2-3 раза в четверть и выставляю оценку за общее ведение, за выполнение домашнего задания. Если ученик вписывает «липовые» цифры, не делая никаких физических упражнений, то это выявляется сразу. Во-первых, при отсутствии прогресса в результатах, показанных школьником на уроках, можно сделать вывод, что он наверняка не выполняет домашние задания; во-вторых, если кто и зафиксирует «липовый» прогресс на бумаге, то этот номер не проходит, так как упражнения проверяю на уроках не менее 2-3 раз в четверти.
Такая тетрадь по физической культуре дает возможность оценивать школьника по всем показателям: знаниям, двигательным умениям и навыкам, двигательной подготовленности, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.
Для воспитания у школьников сознательного отношения к укреплению здоровья, к личному уровню физической готовности постоянно внедряю в сознание детей такую программу: «Сегодня я делаю лучше, чем вчера, а завтра буду делать лучше, чем сегодня».
Результативность опыта. Результаты, полученные в ходе реализации системы, показывают, что выполнение следующих условий:  систематическое диагностическое исследование личностных особенностей каждого учащегося, изучение состояния здоровья каждого подростка; разработка и выбор средств, методов, технологий в соответствии с результатами диагностики;  вовлечение каждого учащегося в процесс физического самовоспитания через мотивационную субординацию; соответствие организационной и содержательной сторон учебно-воспитательного процесса потребностям и возможностям каждого подростка благотворно влияет на формирование положительной мотивации к урокам физкультуры, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. А деятельность, дающая положительные результаты, является механизмом формирования потребности в дальнейшем самосовершенствовании. 

Подводя итоги работы, направленные на развитие и формирование здорового образа жизни детей с нарушениями слуха в системе занятий, можно отметить, что повысился не только уровень физических способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Воспитанники моих классов принимают активное участие в спортивных соревнованиях различного уровня: муниципального, республиканского, межрегионального, всероссийского по шашкам, шахматам, легкой атлетике, настольному теннису.

Например: соревнования  по шахматам среди лиц с ОВЗ 1 место – Алсу Р., 2 место – Александр М.; в Первенстве РФ  по шашкам среди лиц с нарушением слуха 1 место - Елизавета К., 2 место – Алиса Х. Также эти ребята являются членами сборной РМ, РФ по шашкам и шахматам Сурдолимпийского спорта по результатам Первенства России среди лиц с нарушением слуха по данным видам спорта.   Наши воспитанники принимают ежегодное участие в Первенстве г.о.Саранск по легкой атлетике среди лиц с ОВЗ, по Приволжскому федеральному округу 1 место - Самир Б.

Распространение опыта.  Своим педагогическим опытом делился на Международной научно-практической конференции «57-е Евсевьевские чтения» в работе дискуссионной площадки «Проблемное поле процесса обучения и воспитания лиц с ОВЗ», где выступал с докладом «Использование ИКТ на уроках физической культуры с детьми с нарушением слуха», на заседании Межведомственной комиссии по реализации мер, направленных на улучшение демографической ситуации в г.о.Саранск Опыт работы по данному направлению перенимается педагогами школы-интерната, были сделаны выступления на методическом объединении учителей естественно-математического цикла, на заседаниях педагогического совета школы: «Использование современных цифровых технологий в условиях дистанционного обучения детей с недостатками слуха» 2020 год; «Создание условий для оказания помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ в социальной адаптации через участие в проектах, мероприятиях, внеурочной деятельности» 2019 год.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Проблема здорового образа жизни детей и подростков будет оставаться актуальной всегда, поэтому необходимо продолжить работу над представленной проблемой, которая должна решаться не только в рамках одного урока физического воспитания. В дальнейшем планирую расширить социальное пространство педагогического взаимодействия с учащимися, а именно: привлечь к работе родителей неслышащих учащихся, организовать более тесное взаимодействие с учителями и специалистами школы, педагогами дополнительного образования.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 2005. - 176 с.

2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФК и С, перераб., доп. изд-е, 2001 - .63 с.

3.Баладанов О.Ю.,Козловский И.З.,Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд - во СГУ, 2002. - с. 172 - 174.

4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры, 2002, №4, - C.2 - 7.

5. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. / Теория и практика физической культуры. - 2001, №8. - C. 9 - 12.

6. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с. 177 - 179.

7. Давыдов В.Ю., Попова Г.Н. Меры безопасности на уроках физической культуры: (Всё для учителя физической культуры): учебно-методическое пособие. - Уфа, 2003. - 150 с.

Приложение:

1. Презентация портфолио (просмотр)

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (25.01.2022)
Просмотров: 249
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024