Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 17.05.2024, 09:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление собственного инновационного педагогического опыта педагога-организатора Равочкиной С. И.

Представление собственного инновационного педагогического опыта педагога-организатора Равочкиной Светланы Ивановны

 I. Введение.

 1.Тема опыта: «Дополнительное образование в развитии творческого потенциала личности учащихся с нарушениями слуха»

 2.Сведения об авторе: Равочкина Светлана Ивановна, педагог-организатор

Профессиональное образование: окончила МПГИ им. М. Е. Евсевьева  в 1985 году по специальности:    учитель начальных классов (№ диплома 219931).

Окончила РГПУ им. А. И. Герцена в1993 году по специальности: учитель школы глухих и слабослышащих. Дефектолог (№ диплома 029404)

Стаж педагогической работы (по специальности) - 4  года,

в данной образовательной организации – 32 года.

3. Актуальность проблемы В нормативных документах развитие дополнительного образования детей рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики. В частности в них определяются задачи, решение которых должно привести к формированию духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности.

Среди этих задач:

  • обеспечение доступности дополнительного образования для детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья;
  • повышение качества содержания дополнительного образования, его организационных форм, методов и технологий;
  • сохранение единого образовательного пространства, как  интеграции основного и дополнительного образования.

 4. Основная идея опыта Дополнительное образование – это иной способ взаимодействия растущего человека с миром взрослых. Безоценочный, обеспечивающий достижение ребёнком успеха в соответствии с его способностями,  независимо от уровня успеваемости по обязательным дисциплинам.

Дополнительное образование призвано увеличить пространство, в котором ребята могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании  ребёнок может не бояться неудач. Это создаёт позитивный психологический фон для достижения успеха, формирования мотивации творческой деятельности, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности ребёнка.

Любой ребёнок в своём развитии направлен на освоение социального опыта, и дополнительное образование призвано в этом ему помогать. Насколько сложно в наше время воспитать достойного члена общества, «жизнеустойчивую личность», готовую продолжать своё образование и активно включиться в жизнь общества по правилам этого общества, хорошо известно каждому педагогу. Когда речь идёт о личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), мы должны помнить о сложностях социализации, связанных с физическими и психическими недостатками ребёнка.

 5.Теоретическая база Дополнительное образование – составная (вариативная) часть общего образования, сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Дополнительное образование, существующее как под крышей общеобразовательных учреждений, так и отдельно от них, даёт возможность школьнику искать, выбирать, использовать свои силы и творческие способности, развитие которых является одним из факторов, способствующих в будущем занять достойное место в обществе.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Как известно, существуют четыре взаимосвязанных компонента образования лиц с особыми образовательными потребностями: обучение; воспитание; коррекция и развитие.

Наряду с образовательной и коррекционной задачами одной из важнейших задач является предупреждение вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Опираясь на фундаментальные и многоплановые научные работы Т. В. Розановой, М. М. Нудельмана, А.А.Вегнер, в коррекционном учреждении круглосуточного пребывания имеется возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития.

Технология опыта В современной педагогике дополнительное образование осознаётся как многомерное пространство, способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее значительным, педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом.

Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе имеет свою специфику. В его основу положен принцип природосообразности. Это образование, ориентированное на личность каждого ребёнка (личностно ориентированное образование). В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребёнком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Непонимание сути творческих способностей сопровождается непониманием того, что значит быть творческим человеком. Способность к творчеству развивается при стимулировании умственно-духовных задатков человека. При этом меняется восприятие окружающего мира, открывается и используется больше возможностей для осуществления своих  идей.

Школа-интернат для детей с нарушениями слуха – это особый «мир», в котором ребята проводят много времени на протяжении длительного срока, поэтому очень важна правильная организация их творческой работы и направленности. Программа дополнительного образования, различные направления и способы её организации формируются школой самостоятельно.

 В нашей школе можно выделить некоторые из способов дополнительного образования:

  • организация кружков и секций различных как по направленности, так и по своим размерам, что позволяет более полно охватить весь спектр интересов детей;
  • организация небольших групп по интересам, т.е. как специальные организационные структуры они не выделяются, но это открывает большую зону для поиска наиболее интересных для детей направлений;
  • организация сотрудничества со специализированными центрами, учреждениями и организациями города и республики.

В школе-интернате для детей с нарушениями слуха в процессе реализации программ дополнительного образования обязательно учитывается индивидуальная структура дефекта. Так, в одной и той же группе или кружке занимаются дети с различными медицинскими диагнозами, отличаются друг от друга интеллектуальными, речевыми и слуховыми возможностями, уровнем познавательной активности, работоспособностью, развитием связной  речи. Педагоги дополнительного образования организовывают работу дифференцированно, исходя из наличия в группе однородных по своим характеристикам микро групп, выделяя их условно. Реализация индивидуальных способностей детей требует и индивидуального подхода, как на уровне постановки задач, так и при выборе способов, приёмов и темпов их реализации.

Дополнительное образование направлено на решение проблем ребёнка, на его субъектный опыт, приобщённый в деятельности, познании и общении. Это может быть очень ограниченный опыт, но он есть у каждого ребёнка, и педагогу необходимо его учитывать и развивать в целесообразном для становления личности направлении.

Личностно ориентированное образование предполагает признание приоритета развивающейся личности перед другими формами образования, так как в его основе лежит личностная мотивированность (например: «я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «я хочу быть, как все»).

Изучение специфики дополнительного образования обучающихся с ОВЗ позволяет выделить такие требования к ней, как:

  • деятельность должна формировать у ребят познавательную активность и интересы, увлекать и развивать;
  • обеспечивать достижение реальных результатов в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • полученные достижения должны вести к личностному росту ребёнка, постановке и решению им всё более сложных задач;
  • задачи, решаемые ребёнком в процессе творчества, должны носить социально значимый, общественно-полезный характер.

Реализация дополнительного образования в школе-интернате для детей с нарушениями слуха не имеет жёстких программных ограничений ни по срокам освоения материала, ни по этапам его освоения, поэтому ребёнок сам выбирает свой индивидуальный темп освоения программы. При этом непосредственно оцениваются результаты его деятельности на каждом этапе выполнения творческого задания, успехи ребёнка сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы не подвергаются порицанию. Это позволяет поддерживать у обучающихся высокий уровень заинтересованности в получении конечного результата и устойчивый интерес к процессу его достижения. Занятия дополнительным образованием помогают восполнить, компенсировать пробел у детей с ОВЗ в их развитии. Если в общеобразовательных учреждениях дополнительное образование направлено на развитие способностей детей, которые базируются, в целом, на основе школьных знаний и умений, то дети с ОВЗ развивают свои способности не на базовых знаниях от образования, а за счёт своих скрытых способностей или талантов, и задача педагогов  дополнительного образования помочь этим детям раскрыться, почувствовать себя преуспевающими в этой области. Ведь одинаковый успех для нормального ребёнка и ребёнка с ОВЗ – это разные вещи: для нормального ребёнка – это, может быть, незначительная победа, а для больного – огромная победа, победа над собой.

Результативность опыта Я работаю в школе-интернате уже более 30 лет, из них 4 года в должности педагога-организатора. Считаю, что наличие мотивации, заинтересованности, взаимопонимание и тактичность как со стороны  педагога, так и воспитанника всегда приведут к успеху.

Ребёнок с нарушениями слуха, с раннего возраста обязательно должен принимать самое активное участие в концертах, праздничных утренниках, конкурсах и фестивалях. Он может читать стихи, танцевать, рисовать, петь, играть на шумовых инструментах. Это в свою очередь положительно влияет на развитие активного словаря и на развитие связной речи. Публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией.   Я руковожу кружком жестового пения «Поющие руки». Вначале мы занимались для себя, выступая на общешкольных мероприятиях, но со временем вышли на республиканский и всероссийский уровни. Чем старше и опытнее становятся наши дети, тем больше возможностей для включения в социум у них появляется. Через участие в проектах, фестивалях, выставках и других подобных мероприятиях расширяются знания о внутреннем потенциале воспитанников  и о мире окружающем их. Развивается представление о себе, формируется собственное мировоззрение, совершенствуется коммуникативная функция речи, потому что они общаются с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.

Реализация описанных моделей помогает нашим детям расти контактными и раскрепощёнными, а совершенствование устной речи и развитие логического мышления являются условием их полноценной социальной реабилитации. Часто низкая работоспособность, неустойчивость интересов, непродуктивность выполнения механических, однообразных заданий приводит к частому отказу обучающихся с ОВЗ от ранее запланированных целей, от занятий в системе дополнительного образования. Снижение познавательной активности детей, своеобразие развития их личности приводят к некоторому смещению акцентов в реализации собственных потребностей и творческих планов. Для детей с ОВЗ должен быть организован специальный «период выбора», в течение которого ребёнок сможет посетить несколько кружков, попробовать свои силы и решить, где лежит сфера его интересов. В преодолении этой проблемы важна роль педагога дополнительного образования, который помогает ребёнку включиться в тот вид деятельности, который максимально отвечает его способностям и склонностям, признания ребёнка полноправным субъектом творческой самореализации.

Дополнительное образование в школе-интернате для детей с нарушениями слуха  – это система, комплекс, социосфера, работающая в одном направлении: воспитании достойного члена общества, гражданина своей страны,  образованного, творчески и новаторски мыслящего, способного не только адаптироваться в условиях современной жизни, но и преобразовывать её.

Опытом своей работы  я делилась во время выступлений на:

  • дискуссионной площадке «Культурная среда. Доступность и востребованность в обществе: гранты, конкурсы и фестивали» (МРМИИ им. С.Д. Эрьзи), 2019 г.;
  • международной научно – практической конференции «55 Евсевьевские чтения», дискуссионная площадка «Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях модернизации современного образования» ,2019 г.;
  • на курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования в ГБДУДПО «МРИО» по проблеме «Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей» 11.05.2018 г.;
  • на заседании педагогического совета школы-интерната «Организация речевой среды для детей с нарушениями слуха через систему дополнительного образования и социальное партнёрство» (Протокол №6 от 01.06.2016 г.);
  • на заседании педагогического совета школы-интерната «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся старшей школы» (Протокол №3 от 28.12.2017 г.).

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897 от 17.12.2010 г.)

2. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ (Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И, и др. « Альманах ИКП РАО» № 13, 2009 г.

3. Раздел I Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы // интернет – портал правительства РФ

4. Буторина О.Ю. Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ОВЗ / Вестник ТПГУ, 2009г.№5

5.Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования // Молодой учёный, 20015г.№22

6. Витвар О.И. Деятельность учреждения дополнительного образования детей по социальной адаптации детей-инвалидов. Автореферат (Интернет источники)

Приложение:

1. Презентация портфолио (просмотр)

2. Занятие на кружке жестового пения (просмотр)        

 

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (25.12.2019)
Просмотров: 715
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024