Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 17.05.2024, 06:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии и химии Никифоровой Н. М.

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии и химии ГКОУ «Саранская общеобразовательная школа - интернат для детей с нарушениями слуха» Никифоровой Натальи Михайловны

 Введение

  1. Тема опыта

         Проблема, над которой я работаю: «Проблемное обучение на уроках биологии и химии как средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха».

  1. Сведения об авторе:

Никифорова Наталья Михайловна, учитель биологии и химии

Профессиональное образование:

Учитель биологии и химии. МГПИ им. М.Е. Евсевьева,

Диплом ЦВ № 339567, дата выдачи: 8 июня 1992.

Стаж педагогической работы- 27лет,  в данной должности - 27 лет.​

Актуальность и перспективность опыта

Цель проблемного обучения широкая - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов: она включает формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей, овладение системой знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения.

Я работаю с детьми, имеющими различные нарушения слуха. Поэтому, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:

  • наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся;
  • умение учителя создавать проблемную ситуацию;
  • постепенное, планомерное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения;
  • специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов.

Главное в проблемном уроке - научить, осмыслить, понять, найти наиболее правильное решение проблемы, увлечь поиском, добиться результата.

Проблемные задачи невозможно решить, не изучив теоретический материал, не придумав его, не проанализировав, на них нет готовых ответов в учебнике.

Решение проблемы – это исследование, поиск через сравнение, причинно-следственную связь, через доказательства к умению отстаивать свою точку зрения, через сопоставление фактов – делать выводы, анализировать, от анализа биологических и химических опытов к логическому мышлению.

Конечно, сформировать у учащихся все эти умения в полном объеме - задача трудновыполнимая, но, как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок ждал новой встречи с моими уроками, чтобы жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить.

Новизна опыта заключается в комплексном подходе активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии, построенному на новых эффективных формах и методах работы с обучающимися, в выходе современных педагогических технологий за рамки учебной деятельности и их применении в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса.

Теоретическая база опыта

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

 Из истории. Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по разрешению проблем.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся с нарушением слуха возможно несколько способов выдвижения проблем, которые я использую на уроках:

  1. Постановка проблемного вопроса, ориентированного на противоречивые ситуации, которые побуждают к поиску новых знаний.

Например: 5 класс (слабослышащие дети II ступень) тема «Круговорот воды в природе». Урок начинается с проблемного вопроса «Все вы мыли доску, доска после этого бывает влажной, но через некоторое время она высыхает. Почему? Куда исчезает вода?»

Дети дают противоречивые ответы:

  • вода впитывается в доску…..
  • вода улетает…..

Дальше я провожу объяснение темы, не касаясь этого примера, а разбираем вопрос «Вода, из ручьев течёт в реки, а реки несут её в моря. Почему моря не переполняются водой?». Для того чтобы детям было понятно на уроке использую большое количество наглядного материала, демонстрирующего воздействие солнца на воду. По рисункам, с помощью словаря, и объяснения нового материала дети приходят к выводу, что вода испаряется с поверхности водоёмов, а затем в виде осадков (дождь, снег, град) возвращается на землю, в реки и моря. В конце урока мы снова прочитываем проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Учащиеся успешно справляются с ним, сумев перенести полученные знания в иную проблемную ситуацию.

Или, например, такие вопросы:

  • Почему клетка живая?
  • Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устает спина?
  • Серёжа прочитал в газете, что некоторые лекарства можно получить из плесневых грибов, а Миша сказал, что дрожжи – это тоже грибы. Если это грибы – значит, они растут в лесу. Но проходив два часа по лесу, плесневых грибов мальчики не нашли. Помогите Мише и Серёже в решении проблемы: объясните, где должны были искать грибы школьники?

В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала я заметила, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.

Условия формирования ведущей идеи опыта

Использование проблемного обучения требует определенных условий при организации учебного процесса. Необходимо чётко понимать особенности детей с нарушения слуха. Без наглядности обучающимся очень трудно представить и описать какое-либо растение или животное, поэтому на уроках биологии я использую большое количество наглядного материала, вместе с детьми мы закладываем опыты, формулируем предположения и описываем результаты.

Проделав опыт, дети убеждаются в достоверности данного утверждения. А изучив содержание параграфа учебника, отыскивают причину данного явления и совместно с учителем, используя словарь, делают выводы, отвечая на поставленный вопрос.

Для развития мыслительной деятельности у глухих и слабослышащих учащихся использую так же такие вопросы, которые требуют от ребёнка использование умения находить сходства и различие объекта. Например: сравнить строение рыбы и лягушки, какие особенности в строении лягушки позволяют ей жить на суше (почему лягушки могут жить на суше, а рыбы нет?). Обучающиеся сравнивая среду обитания и особенности строения животных, заносят данные в таблицу и делают вывод.

Данные примеры использую для установления причинно-следственных связей. Таким образом, для того чтобы отыскать учебную проблему, необходимо проанализировать содержание, а для того чтобы это сделать, нужно прежде всего вскрыть его структуру, т. е. выделить элементы содержания и связи между ними, а также внутрипредметные связи с предыдущими и последующими темами. Например, при изучении свойств аммиака вначале характеризуют строение атомов элементов азота и водорода, строение молекулы аммиака, определяют степени окисления атомов азота и водорода в аммиаке, а затем химические свойства этого соединения.

Уже не один год я работаю над проблемой «Проблемное обучение на уроках биологии и химии как средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха», где последовательная и целенаправленная работа способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению качества знаний. Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ежегодно учащиеся принимают активное участие в школьных, российских олимпиадах, творческих конкурсах, где занимают призовые места.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, методы, приёмы

Педагогические технологии, внедренные в образовательный процесс, помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к изучению предмета, активизируют их творческую и познавательную деятельность. При построении объяснения материала я не только даю учащимся знания, но и стараюсь организовать их познавательную деятельность. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся с нарушением слуха возможно несколько способов выдвижения проблем, которые я использую на уроках:

1.Постановка проблемного вопроса, ориентированного на противоречивые ситуации, которые побуждают к поиску новых знаний.

2. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

3. Аналитический способ.

4. Для активизации познавательной деятельности у детей с нарушением слуха возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний, сообщения фактов, выдвижение предположений.

5. Прием научного спора.

Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой - свое поле поиска. В трудных случаях ученикам с нарушениями слуха необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление разобраться в них, и устранить ошибки. Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.

Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес.

Результативность опыта

Я работаю учителем биологии и химии в школе для детей с нарушениями слуха уже более 27 лет. Считаю, главное в обучении – наличие мотивации, заинтересованности, полное взаимопонимание с педагогом и уважение друг к другу. Стараюсь постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. В 2018 году прошла курсы повышения квалификации в Государственном бюджет­ном образовательном учрежде­нии дополнительного професси­онального образования  «МРИО» по теме: «Содержательно-методические и технологические основы экспортирование конкурсов профессионального мастерства людей с инвалидностью». Моим ученикам интересно учиться, и это подлинный интерес.

Традиционно в нашей школе проходит предметная «Неделя биологии и химии», в которой мои ученики принимают самое активное участие. Также провожу с детьми викторины, ребусы, КВНы. Вовлекаю детей в разнообразные конкурсы и олимпиады. Такая проба сил, как олимпиада, несомненно, расширяет кругозор и повышает интерес к изучению предметам.

Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Я – не исключение. Результаты деятельности учителя – это успехи его учеников.

За последние три года мои ученики участвовали во Всероссийской дистанционной олимпиаде образовательного портала «Родник знаний», стали призёрами Адрахманов Алексей, Шигонцев Данила, Шиндин Даниил, Пивкин Сергей, Петрова Кристина, Петровичева Яна.

Опытом своей работы поделилась на международной конференции «54-е Евсевьевские чтения» «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии» 2018 г.;

С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами, выступала:

1) на заседании педагогического совета школы «Система реализации слухового восприятия у детей с нарушениями слуха на уроках биологии и химии» 2017 г., « Влияние успеха на учебную деятельность» 2016г.,

2) на заседании МО учителей естественно – математического цикла «Использование проблемных ситуаций биологии и химии» 2018г.;

3) открытые уроки: « Решение генетических задач по биологии».

Таким образом, проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.  Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели.

Несмотря на преимущества и большую роль проблемного обучения в повышении эффективности уроков и всего учебного процесса в современной школе, его нельзя признать универсальным и единственным способом активизации познавательной деятельности учащихся. Не на всех уроках биологии можно применять проблемное обучение, не во всех случаях оно оказывается наиболее рациональным и эффективным. Ведь лишь часть знаний может быть усвоена проблемно. Приходится считаться с содержанием учебного материала, временем и другими факторами учебного процесса. Следовательно, проблемное обучение целесообразно применять по возможности, но в оптимальном соотношении с другими способами активизации познавательной деятельности.

Всем ли обучающимся с нарушением слуха доступно проблемное обучение? Практически всем. Однако степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости индивидуальных особенностей учащихся. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии и формирования положительной мотивации учения.
Вывод: Проблемное обучение на уроках биологии как средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха способствует:

  • развитию навыков самостоятельной работы, самостоятельному поиску и добыванию знаний;
  • развитию интереса к учению, превращению любознательности в постоянно действующий мотив;
  • развитию умений устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитию умений отстаивать собственную позицию;
  • развитию уверенности в своих силах и способностях;
  • повышению качества образовательного процесса.

Приложение:

1. Портфолио (просмотр)

 

 

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (15.02.2019)
Просмотров: 929
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024