Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 12:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-дефектолога Киушкиной Елены Ивановны

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-дефектолога ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Киушкиной Елены Ивановны

1.Тема: «Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха».

2. Сведения об авторе: Киушкина Елена Ивановна, учитель-дефектолог.

Профессиональное образование: «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» Номер диплома: 325869  регистрационный номер 136, дата выдачи: 4 июля 1990 года. Специальность  «Дефектология» (Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия)

Профессиональная переподготовка: «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС» МИСАО ГАПС, с 21.01.2016 г. по 03.04.2016 г., диплом 772403640123, регистрационный номер ДЛ-172.

Стаж педагогической работы – 29 лет в данной образовательной организации.

3. Актуальность. 

Состояние речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха разнообразно и зависит от нескольких факторов: уровня психического развития, срока и степени снижения слуха, наличия педагогической помощи, речевой среды, в которой находится ребёнок. В зависимости от сочетания данных факторов различаются и варианты речевого развития. Одни дети находятся на низком уровне речевого развития: знают несколько игрушек и бытовых предметов в лепетной и усечённой форме. Другие владеют элементарной аграмматичной фразой. Но запас их небольшой и по содержанию они сильно отличаются от речи слышащих детей с нормальным речевым развитием. У слабослышащих детей страдает не только собственная устная речь, но и восприятие речи окружающих. Mногие дети не понимают обращённой к ним речи и ориентируются на жесты, мимику детей и взрослых.  Восприятие речи искажается и из-за неверного понимания близких по звучанию слов и фраз. Вследствие неполноценного восприятия речи, ограниченного собственного словаря нарушается общение с окружающими. Всё это негативно сказывается на познавательном развитии и формировании личности ребёнка.

Речь слабослышащих детей, в отличие от глухих, развивается и без специального обучения: увеличивается словарь, расширяется область использования речевых средств. Oднако, без специальной работы по развитию речи, систематического контроля за речью родителями и педагогами, без постоянного использования индивидуальных слуховых аппаратов не только на занятиях, но и  при проведении режимных моментов, в играх, на прогулках, в свободной деятельности слабослышащие дети остаются  на низком уровне речевого развития. Чтобы развитие речи протекало  более эффективно, необходимо создание полноценной речевой среды, что предполагает постоянное речевое общение всех взрослых с детьми.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха всегда актуальна и требует комплексных мероприятий, направленных на раннее выявление дефекта слуха, раннее слухопротезирование, проведение психолого-педагогической коррекционной работы. В нашей стране с 1991 г. глухие дети  получили возможность после операции кохлеарной имплантации понимать речь и говорить.  Имплантация ребёнка до двух лет создаёт потенциальные условия для развития его, как нормально слышащего ребёнка и позволяет полноценно интегрировать его в общество.

В моей группе 6 детей. У Юли К. - диагноз: сенсоневральная тугоухость III - IV ст., у Евы К. - сенсоневральная тугоухость IV ст., у Милы Р. и Лианы С. – двусторонняя глухота, у Карины П. –  двусторонняя глухота, КИ справа,  у Миши Н. - КИ с обеих сторон. Для более эффективной и результативной работы по развитию речевого слуха и связной  речи необходимы хорошо подобранные и правильно настроенные   индивидуальные слуховые аппараты. Четверо детей группы протезированы современными индивидуальными слуховыми аппаратами  «Oticon», которые носят постоянно. В то же время все дети, независимо от степени снижения слуха, воспринимают речевой материал и без аппаратов. Двое детей с кохлеарными имплантами регулярно посещают реабилитационные центры, где с ними проводят  занятия педагоги, психологи, логопеды и проходит настройка речевых процессоров. При каждом посещении педагогами центра отмечается положительная динамика в формировании речевых навыков детей.

4. Ведущая педагогическая идея - максимальное развитие слуховой чувствительности, реализация слухового потенциала у детей с нарушениями слуха и детей с кохлеарными имплантами с целью укрепления и расширения слухового восприятия устной речи, наиболее полного включения слуха в формирование произносительной стороны речи и создания на этой базе предпосылок для успешной реабилитации детей с нарушениями слуха в среде слышащих людей.

5. Наличие теоретической базы опыта.

Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления глухих и слабослышащих детей раскрыто в работах Ф.A. Pay, Ф.Ф. Pay, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной и др. Методы формирования устной речи у детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста описаны Н.A Pay, E.Ф. Pay, H.И. Беловой, Э.И. Леонгард,  А.Д. Салаховой, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской и др.  В своей работе использую Программу для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко), «Дошкольное воспитание глухонемого ребёнка» Н.А. Рау, «Формирование устной речи у глухих детей» Ф.Ф. Рау, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом», Л.А. Головчиц «Дошкольная сурдопедагогика». При работе с детьми после операции кохлеарной имплантации пользуюсь учебным пособием И.В. Королёвой «Кохлеарная имплантация и слуховая реабилитация глухих детей и взрослых».

6. Новизна. 

По мере развития у детей слухового восприятия основной проблемой в развитии понимания речи и собственной речи у детей с нарушениями слуха и у детей с кохлеарной имплантацией является несформированность грамматической системы речи, ограниченный словарный запас. Поэтому необходимо наиболее полно использовать слуховые  и умственные возможности дошкольника при проведении  коррекционно-педагогической работы по развитию навыков восприятия и воспроизведения устной речи.

Развитие устной речи и формирование произношения детей с нарушениями слуха проходит очень индивидуально. В связи с этим, при поступлении детей в дошкольную группу проводится комплексное обследование ребёнка: изучается анамнез, обследуются слух и речь,  проводится беседу с родителями, в которой выясняется время и причины снижения слуха, отягощена ли наследственность, когда был слухопротезирован ребёнок,  каковы  психологические особенности ребёнка, условия жизни  и речевого общения в семье. Учитывая эти факторы, в своей работе применяю к детям индивидуальный и дифференцированный подход, использую общие педагогические принципы, адаптируя их  для каждого ребёнка.

Больше всего детям с нарушениями слуха не хватает умения говорить и понимать устную речь, свободно общаться в бытовых ситуациях. Поэтому в развитии устной речи детей диалогическая речь имеет первостепенное значение. В связи с этим на занятиях применяются методы по активизации навыков говорения, развитию инициативной речи. Дети пытаются задавать вопросы, дополняют рассказ педагога, комментируют ответы детей. Tаким образом, у них развивается  инициативная речь, что является важным показателем речевого развития. Tакже дети учатся обращать внимание на ошибки других детей в речи,  следить за собственной речью, исправлять ошибки в словах и фразах. Oсобенно  хорошо развивается диалогическая речь через драматизацию сказок. Дети берут на себя роль персонажа, учатся следить за ходом сюжета, соблюдать очерёдность высказываний, узнают смысл произносимых слов. На занятиях используется и одна из технологий верботональной системы — аудиовизуальный курс (АВК). Занятия, построенные на АВК, направлены на формирование диалогической речи с использованием ситуаций из повседневной жизни дошкольников.

7. Технология опыта.

Овладение дошкольниками с нарушениями слуха устной речью как средством общения возможно не только в результате коррекционных занятий, но и  при условии ежедневной, в течение всего дня, целенаправленной работы с детьми всех сотрудников дошкольного учреждения, родителей и всех членов семьи.

С детьми проводятся фронтальные  и индивидуальные занятия. Фронтальные занятия проводятся по развитию речи; по развитию слухового восприятия и формированию произношения; по формированию элементарных математических представлений.  Oсновной формой развития речи детей с нарушениями слуха являются занятия по развитию речи. На этих занятиях решаются задачи: обогащение словаря, усвоение значений слов, формирование разных форм речи (устной и письменной), развитие различных видов речевой деятельности (слухо-зрительное восприятие, говорение, слушание, чтение, письмо). На индивидуальных занятиях применяются артикуляционные упражнения. Работа над подвижностью органов артикуляции готовит речевой аппарат к более чёткому, внятному произношению звуков, слов, словосочетаний, а в дальнейшем и к развитию самостоятельной речи.

В формировании произносительной стороны устной речи у дошкольников с нарушенным слухом и особенно после операции кохлеарной имплантации, важное место занимает фонетическая ритмика. Двигательные возможности детей постепенно развиваются.  Cтановится более точным подражание не только крупных, но и мелких движений, в том числе артикуляционных. Благодаря фонетической ритмике появляются звуки, которые ранее не встречались  в речи ребёнка. С использованием речевой ритмики проводится работа над темпом, громкостью звучаний, над слитностью, высотой звучаний, над ритмами и интонационной стороной речи. 

На своих занятиях  использую все доступные средства и методы, чтобы добиться результата и вызвать интерес ребёнка к процессу обучения: проведение фонетических зарядок, физминуток, игровые моменты, разнообразный дидактический и наглядный материал, компьютерные технологии. На индивидуальных занятиях использую звукоусиливающую аппаратуру СУВАГ IT 2 (в комплекте вибратор и наушники). Для детей с более высоким уровнем речевого развития и незначительным снижением слуха предоставляю дополнительный речевой материал по развитию речи и для восприятия на слух.

На начальных этапах обучения восприятие и понимание речи окружающих затруднено. Поэтому для подкрепления и уточнения состава речевых единиц детям предъявляются таблички со словами и фразами. Tаблички даются для глобального распознавания. Дети с их помощью ориентируются на значения слов и фраз разговорно-обиходного характера и речевого материала по темам. Для проверки навыков глобального чтения часть материала предлагается только на табличках. Хорошо знакомый речевой материал предлагается детям устно.

В работе с глухими дошкольниками используются вспомогательные средства: дактилология и жестовая речь. Дактильная речь используется в качестве средства формирования звукопроизносительных навыков и уточнения буквенного состава слова в процессе обучения чтению. Так как у двух девочек в группе глухие родители, то для них необходимо овладение жестовым языком. Жестовый язык помогает им полноценно общаться с родителями, глухими родственниками, сверстниками. Билингвизм или двуязычие глухих даёт возможность одновременно владеть двумя языками и грамотно писать на русском словесном языке. Также в качестве дополнительного средства используется чтение с губ. Для глухих дошкольников чтение с губ становится одним из способов восприятия устной речи. Эта работа начинается на первом году обучения глухих дошкольников. По мере усвоения навыка чтения с губ ребёнок начинает значительно лучше пользоваться своим слухом. Одновременное использование слуха и зрения позволяет ребёнку с большим успехом улавливать обращённую к нему речь.

В рамках реализации проекта президентского гранта «Жестовый язык — родной и необходимый» оказывала консультативную помощь родителям детей с нарушениями слуха.

8. Опыт работы  представлен на Международной научно-практической конференции «57-е Евсевьевские чтения» «Проблемное поле процесса обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья», где выступала с докладом «Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях»;

  • на заседании педагогического совета школы выступила с докладом: «Привитие элементарных навыков функциональной грамотности в детском саду как основа успешного обучения в школе»;
  • на заседании методического объединения учителей — дефектологов школы представила опыт работы по темам: «Работа над материалом обиходно-разговорного характера на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения»,  «Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушением слуха»;
  • на заседании круглого стола «Жестовый язык — родной и необходимый» в региональном отделении Всероссийского общества глухих представлено выступление «Использование жестового языка в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха»;
  • было проведено открытое  индивидуальное занятие на тему: «Звук Л. Работа над голосом. Зима. Зимние игры»;
  • драматизация сказки «Три поросёнка», «Палочка - выручалочка», где  дети показали свои речевые возможности, развитие у них диалогической речи. 

9. Результативность опыта.

В результате работы можно отметить, что в процессе систематической коррекционной работы, использовании разнообразных методов и приёмов,  взаимодействии педагогов и родителей, наблюдается положительная динамика  в  слухо - речевом развитии дошкольников.

Четверо выпускников группы после окончания дошкольной группы детского сада поступили в массовые школы и детский сад. После  проведения  операции кохлеарной имплантации в 3 г. 7 мес. Миша Н. с диагнозом «Двусторонняя глухота» начал быстро  пополнять словарный запас, появились короткие фразы. К концу обучения Миша овладел фразовой речью, может вести диалог со взрослыми и детьми. Карина П. (операция КИ в 2 г.) к концу учебного года общается устной речью, имеет достаточный словарь по всем темам. Ева К. и Юля К. свободно общаются со взрослыми и детьми. У них богатый словарный запас, хорошо развита диалогическая и  инициативная речь. Три девочки группы обучаются в общеобразовательных школах, Миша обучается в логопедической группе детского сада. Мила Р. и Лиана С. обучаются в 1 классе нашего общеобразовательного учреждения.

В апреле 2021 г. Юля К. заняла третье место в региональном этапе «Первые международные детские инклюзивные творческие игры» в номинации «Художественное слово».

Практика показывает, что дети, у которых рано выявлено снижение слуха, проведено раннее слухопротезирование современными индивидуальными слуховыми аппаратами и рано проведена операция кохлеарной имплантации, своевременно начата коррекционно-развивающая  работа, наиболее успешно овладевают устной речью, активно используют её в жизни и полноценно адаптируются в обществе слышащих людей.

Список литературы

1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениеми слуха: учебное пособие / Л.А. Головчиц — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.

2.Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста»: учебное издание / Л.А. Головчиц , Л.П. Носкова , Н.Д. Шматко — М.: Просвещение, 1991.

3.Королёва И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: учебное пособие / И.В. Королёва, Спб.: КАРО, 2009.

4.Королёва И.В., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха: изд. КАРО Санкт- Петербург, 2011.

5.Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Л.П. Носкова,  Л.А. Головчиц. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

Приложение:

1. Презентация портфолио (просмотр)

1.Видео (индивидуальное занятие 3-й год обучения на тему: «Работа над голосом. Зима. Зимние игры») (просмотр)

 

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (02.02.2022)
Просмотров: 219
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024