Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 17.05.2024, 05:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя - дефектолога Репниковой В. И.

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя - дефектолога ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

Репниковой Валентины Ивановны

1.Тема: «Обучение устной речи детей дошкольного возраста  с кохлеарными имплантами»

2. Сведения об автореРепникова Валентина Ивановна, учитель – дефектолог.

Профессиональное образование: Сурдопедагог. Учитель школы глухих и слабослышащих. ЛГПИ им А.И. Герцена. Номер диплома: ИВ № 730092, дата выдачи: 11 июня 1983г.

 Повышение квалификации:

 ФГБУВО «Московский педагогический государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Психолого – педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации» с 29.09.2017 по 13.10.2017 в объёме 72 часа, удостоверение 772406319502, регистрационный номер16942-ПК-2017

 НОЧУ «УМЦ ВОГ» лицензии №035573 от 31.10.2014 г. по программе «Основы русского жестового языка» (язык коммуникации глухих граждан) с 23.09.2019 по 01.10.2019 в объёме 72 часа, свидетельство, регистрационный номер 169-19

Стаж педагогической работы – 42 года, в данной образовательной организации – 30 лет.​

3. Актуальность Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реабилитации людей и прежде всего детей с большими потерями слуха является кохлеарная имплантация (КИ). Как известно, при КИ производится операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. КИ, по существу, является разновидностью слухопротезирования. Однако в отличие от обычного слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв. В России первые две операции кохлеарной имплантации с серийными моделями КИ проведены в 1991 году. С 2000 года Министерство здравоохранения выделяет средства на проведение этих операций. В 2016 году в России более 7000 глухих детей и взрослых используют КИ. Я работаю с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста. Я набираю группу детей 2-х 3-х лет и обучаю их до выпуска в школу. Если в предыдущем наборе было 2 ребенка с КИ /наполнемость группы 6 -9 детей), в группе, которую  веду в настоящее время все дети, кроме одного слабослышащего ребенка,  проимплантированы, поэтому развитие речи детей с КИ для меня является очень актуальной.

4. Ведущая педагогическая идея это развитие речи детей с КИ при максимальном развитии слухового восприятия и создания на этой базе предпосылок для успешной интеграции их в общество.

5. Наличие теоретической базы опыта Я пользовалась учебным пособием И.В. Королевой «Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых» и книгой для родителей и педагогов И. Королева, П.А. Янн « Дети с нарушениями слуха», И.В.Королевой «Помощь детям с нарушением слуха», а также продолжала опираться на исследования корифеев отечественной сурдопедагогики: И.А Багрову, Р.М. Боскис, Е.П. Кузмичеву, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымскую, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко и др.

Королева И.В. и Янн П.А. разработали методики восстановления восприятия речи с КИ. Они считают, что кохлеарная имплантация - это не только хирургическая операция, а система мероприятий, включающая отбор пациентов, комплексное диагностическое обследование, хирургическую операцию и послеоперационную слухоречевую реабилитацию пациентов. Но, сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи

Главная цель абилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Опираясь на исследования, теоретические обоснования и опыт моей работы при проведении послеоперационной абилитации малышей включает следующие компоненты:

1.Развитие слухового восприятия и речи.
2.Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.).

Было проведено исследование, которое включало в себя проведение диагностирующих и педагогических коррекционных мероприятий по развитию слухо-речевого поведения глухих детей. В результате изучения результатов послеоперационной педагогической реабилитации установлено, что, несмотря на определенную возрастную однородность рассматриваемой группы, результаты послеоперационной педагогической реабилитации у дошкольников могут очень различаться в зависимости от ряда факторов:

1.Уровень развития слухового восприятия до кохлеарной имплантации и наличия слухового опыта.
2.Уровня развития языковой способности и речевой деятельности детей.
3.Индивидуальные психологические особенности.
4.Наличие сопутствующих нарушений (зрение, интеллект и т.д.).
5.Наличие у родителей (или лиц их заменяющих) возможности принимать активное участие в реабилитации.
6.Успешность проведенного хирургического вмешательства.
7.Адекватность настройки речевого процессора.
8.Наличие постоянного ношения кохлеарного импланта.
9.Появление положительного опыта в развитии навыков слушания и говорения.

Все эти факторы я учитывала строя свою работу с малышами.

6. Новизна

В работе над формированием устной речи глухих детей с кохлеарными имплантами я впервые в нашей школе использовала технологию  верботонального метода профессора П. Губерина - фонетическую ритмику, идея которой основана на тесной связи речи и произношения с ритмом и движениями тела. Многим детям с нарушенным слухом легче запомнить и вспомнить, как произносится тот или другой звук, по соответствующему движению. Это может быть движение рук или частей тела, которое «напоминает» ребенку, как произносить определенный звук речи. Например, при обучении произнесению звука /О/ его учат одновременно открывать рот трубочкой и соединять руки над головой в форме круга. Вскоре ему достаточно показать то движение, чтобы он сразу произнес звук, а потом движение ребенку уже не нужно и он произносит звук самостоятельно. Развитие речи ребенка с потерей слуха технологиями верботонального метода включает также развитие слухового восприятия с помощью специальной реабилитационной электроакустической аппаратуры СУВАГ, которая также была разработана П.Губерина. Эта аппаратура имеется у меня в кабинете, и я активно использовала ее в своей работе.

Технология опыта

В своей деятельности я использую технологию разноуровнего обучения, как вид личностно-ориентированных технологий. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха применение технологии разноуровневого обучения просто необходимо. Основным принципом моей работы было такое ее построение, при котором наиболее полно учитывались индивидуальные особенности детей, а особенно сопутствующие диагнозы, языковая способность, интеллектуальные возможности. Я использовала упражнения и игры по развитию слухового восприятия, а особенно широко фонетическую ритмику для активизации голосовой активности, работы над высотой и силой голоса, вызывания, закрепления навыков правильного произношения доступных звуков, работы над интонационно – ритмической стороной речи, проводила ее с использованием звукоусиливающей аппаратуры СУВАГ. Также я использовала  вибростол, так как он очень удобен при работе с малышами. Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от уровня его психофизического развития. Поэтому с маленькими детьми после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. Невербальное развитие детей после кохлеарной имплантации основано на возрастных и программных требованиях массового детского сада и включает развитие:

а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);
б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);
в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределение, переключаемость);
г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной);
д) воображения;
е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.);
ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка). Все это нашло отражение в составленных мной рабочих программах для детей с КИ.

Личностно-ориентированная педагогика предполагает также технологию сотрудничества. Данная технология реализовывается мной через совместную деятельность родителей, детей и педагогов. В ходе работы над заданием с элементами проекта учащиеся совместно с родителями, педагогом и воспитателями подбирают материал, проводят экспериментальную деятельность. Например, сделать панно «Золотая осень» из природных материалов. Дети с родителями заготавливают листья, веточки, с воспитателем правильно их засушивают и делают панно, а с сурдопедагогом пишут текст в соответствии с речевыми возможностями каждого ребенка и отрабатывают речевой материал так же индивидуально, в соответствии с произносительными возможностями.

Результативность опыта

Практика показывает, что в результате использования личностно-ориентированных технологий, технологий верботонального метода, традиционных методик сурдопедагогики, дети с КИ довольно успешно обучаются устной речи, особенно если у них нет дополнительных сопутствующих нарушений. Они не только справляются с программным материалом, но для них на 4 году обучения я предлагала дополнительный речевой материал. Весь отработанный  речевой материал эти дети различают на слух на расстоянии более 10 метров. Два ребенка из моей группы с КИ успешно социализированы в массовые организации дошкольного и школьного образования. Еще один пойдет в массовую школу в следующем учебном году. В марте 2018 мой воспитанник Коровин Константин принял участие во Всероссийском конкурсе чтецов «Самарская весна» и занял 3-е место в возрастной категории до 7 лет. Считаю, что данный педагогический опыт мог бы быть полезен учителям-дефектологам, работающим с детьми с нарушениями слуха и КИ.

 Опыт моей работы представлен на Международной научно-практической конференции «55-е Евсевьевские чтения» 14-15 марта 2019 года в работе дискуссионной площадки «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностми здоровья в условиях модернизации современного образования» в докладе «Использование верботонального метода в обучении детей дошкольного возраста с глубокой потерей слуха», на курсах повышении квалификации «Особенности организации обучения и воспитании обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС» 28.09.2016 года в ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» в выступлении « Особенности работы с детьми с нарушениями слуха». По данной проблеме имеется публикация в сборнике статей по материалам Международной научно–практической конференции «55-е Евсевьевские чтения». В рамках работы над проблемой имеются выступления на заседаниях педагогического совета школы, методического объединения учителей-дефектологов.

Проведены открытые уроки, мероприятия:

Практико-ориентированное занятие «Особенности организации обучения детей с нарушениями слуха на современном этапе» в рамках курсов повышении квалификации « Особенности организации обучения и воспитании обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС» для учителей начальных классов ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» 14.02.2018 года

Открытый урок по развитию речи и формированию элементарных математических представлений для учителей-дефектологов ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» по развитию речи по теме: «На уроке» с технологией АВК (аудио- визуального курса) и по формированию элементарных математических представлений по теме «Количественные представлении в пределах 20. Цвет, Форма. Величина» 25.04.2019 (протокол № 15);

Список литературы

1. Королева И.В., Янн П.А. « Дети с нарушениями слуха» изд. КАРО Санкт- Петербург 2011 с.90-92

2. Королева И. В. « Помощь детям с нарушением слуха» изд. КАРО Санкт – Петербург 2016 с.118

3.Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. / ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — C. 141-153

4.Речицкая Е.Г. Личностно-ориентированный подход в современной сурдопедагогике.// Вопросы сурдопедагогики: история и современность. Межвузовский сборник научно-методических трудов. М., 2001. С. 47- 64.

5.Современные педагогические технологии в обучении детей с нарушением слуха: учеб.-метод.пособие / сост. Н.В.Савенок Мн.: АПО, 2015

Приложение:

1. Презентация портфолио (просмотр)

 

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (22.11.2019)
Просмотров: 498
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024