Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 17.05.2024, 05:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Глазковой Р.П.

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Тема опыта: «Личностно-ориентированный подход к учащимся с нарушениями слуха как  условие развития творческих способностей младших школьников»  Глазковой Раисы Павловны

Сведения об авторе: Глазкова Раиса Павловна, учитель начальных классов

Профессиональное образование: учитель и логопед специальной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений, МГПИ им М. Е. Евсевьева, № диплома 245508, дата выдачи 2 июля 1991 года.

Профессиональная переподготовка: Обучение и развитие детей с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС. МИСАО. С 21.01.16 по 03.04.16, диплом 772403640127, регистрационный номер ДЛ-165

Стаж педагогической работы – 29 лет, в данной образовательной организации - 29 лет.​

Актуальность .Актуальность и перспективность опыта Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может вырасти настоящая творческая личность, готовая к жизни в современном обществе. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования. Для реализации данной учебной программы использую технологию личностно-ориентированного подхода к каждому ученику на уроках, а также на внеклассных и внеурочных занятиях.

Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея – развитие личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. Личностно-ориентированный подход к учащимся является важным условием развития творческих способностей младших школьников.

Наличие теоретической базы опыта. Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости». Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством. Ромен Ролан писал: «Радость – солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…» Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей младших школьников», я убедилась, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством развития личности. Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это: Способность удивляться и видеть проблемы. Любопытство и любознательность. Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи). Продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития. Основы личностно-ориентированного подхода были заложены в отечественной психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева. Рассматривая возможности реализации личностно ориентированного подхода в обучении детей с нарушениями слуха следует исходить из положения Л.С. Выготского о том, что каждый «аномальный» ребенок — это прежде всего ребенок, а затем только ребенок, имеющий те или иные нарушения. В последнее время появились первые работы методологического характера, где достаточно обстоятельно обсуждается проблематика именно личностно-ориентированного обучения. Речь идет о работах Ш.А. Амонашвили , В.В. Серикова , И.С. Якиманской и др. Анализ работ и специальной педагогики и психологии показал, что последние годы характеризуются усилением внимания к этой проблеме (Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Г. Речицкая)

Новизна

Нельзя утверждать, что понятие “личностно-ориентированное обучение” не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям.

Для личностно-ориентированного обучения в современной системе более существенной является ориентация, как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ученика.

Технология опыта

Личностно-ориентированные педагогические технологии наиболее полно реализуют принципы гуманистической психологии и педагогики. Основным отличием личностно-ориентированных педагогических технологий от педагогических технологий передачи знаний является концентрация внимания педагога на целостной личности обучающегося, развитии не только памяти, но и творческого критического склада мышления учащегося, его потребностно-мотивационной сферы, коммуникативных умений, способностей к самообразованию и саморазвитию.

В своей деятельности я использую технологию разноуровнего обучения, как вид личностно-ориентированнных технологий. При работе с учащимися, имеющими нарушения слуха применение технологии разноуровневого обучения просто необходимо. Как правило, учащиеся имеют разный уровень состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи, познавательных процессов . Поэтому выполнение единых программных требований, ориентированных на определенные сроки обучения неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются и это приводит к развитию у учеников неуверенности в возможности овладения речью и программным материалом, а у учителя к неудовлетворенности результатами своей работы. Используя в работе с учащимися, имеющими нарушения слуха, разноуровневое обучение , которое учитывает индивидуальные особенности речевого и психофизического развития, возможно добиться определенных результатов. Для осуществления разноуровнего обучения составляю и реализую разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения ученика, исходя из фактического состояния его речевого и психофизического развития.

Кроме того, для учеников с разным потенциалом и с разным запасом знаний использую поуровневое планирование и поуровневые задания, которые подбираю таким образом, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью сложности. Данные задания составляю так, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Считаю, что задача учителя индивидуализировать процесс обучения, чтобы каждый ученик работал на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.

Компьютерные технологии являются одним из средств реализации личностно-ориентированного обучения школьников с нарушениями слуха. Использование компьютерных технологий на уроках позволяют мне обеспечить личностную ориентированность, дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения в условиях класса, наглядность обучения, предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи.

Личностно-ориентированная педагогика предполагает также технологию сотрудничества. Данная технология реализовывается мной через совместную деятельность родителей, учащихся и учителя. В ходе работы над заданием с элементами проекта учащиеся совместно с родителями и учителем подбирают материал, проводят экспериментальную деятельность.

С учётом личностно-ориентированного подхода, стараюсь создавать на уроке атмосферу хорошего настроения. Чтобы при ответе ученики не испытывали страх, тревожность, подавленность. Использую похвалу как средство поощрения, искренне радуюсь успехам учеников.

К уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения предъявляется ряд требований, которым я стараюсь следовать.

Прежде всего, осуществляю комплексное планирование и реализацию задач развития, образования и воспитания на основе продумывания триединой задачи урока. Определяю место урока в системе уроков, сообщаю не только тему, но и предполагаемый порядок организации учебной деятельности, совместно с учениками выбираю пути, способы и примеры решения учебных задач. На уроках сочетаю различные формы коллективной и индивидуальной работы, организую самостоятельную работу учащихся, сокращаю однотипные упражнения.

При личностно ориентированном обучении основными образовательными источниками являются учебный предмет и процесс его освоения, поэтому изучение нового материала строю с опорой на учебный опыт учащихся, что обеспечивает их успешность. Опыт работы показывает, что глубокие, прочные, осознанные знания учащиеся с нарушениями слуха могут получить, если развивать у них не только память, но и логическое мышление. Важным и значимым становятся сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация – в событие самого ученика. На этапе проверки знаний использую различные тестовые задания. Предлагаю набор тестов, из различных видов заданий, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся. Итоговым этапом урока является рефлексия. Высказывается каждый ученик, и уже с учётом сказанного планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям.

Результативность опыта

Практика показывает, что в результате использования личностно-ориентированных технологий учащиеся 4а класса имеют стабильные результаты обучения.

Учащиеся Юлия Г., Андрей М. которые обучаются по программе (вариант 2.2.) имеют положительную динамику освоения программного материала и учится на «4» и «5». Учащиеся Соня Т., которая обучается по индивидуальной программе (вариант 2.3) имеет положительную динамику.

Учащиеся с удовольствием участвуют во внеклассных школьных мероприятиях по предметам. Участвуют и занимают призовые места в конкурсах и викторинах : дистанционный конкурс для младших школьников «Лисёнок» на материале , соответствующем уровню психофизического развития учащегося (Маврин А.),  Всероссийская дистанционная предметная олимпиада для детей с нарушениями слуха «Родник знаний» (Глебова Ю., Маврин А., Новикова О.), Всероссийский экологический конкурс «Мы кормушку смастерили и столовую открыли» (Маврин А.). Участвовали во Всероссийской акции «Сделано с заботой», проводимой Мордовским региональным отделением «РДШ» (Маврин А.)

Считаю, что данный педагогический опыт мог бы быть полезен учителям начальных классов, работающим с учащимися, имеющими нарушения слуха.

Опыт работы представлен на Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в ХХI веке: психология, педагогика, дефектология»  в докладе «Эстетическое воспитание младших школьников  с нарушениями слуха», на семинаре «Методические особенности преподавания математики в начальных классах» в выступлении «Коррекционный аспект урока математики в школе для детей с нарушениями слуха» в ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования». По данной проблеме имеется публикация в сборнике статей по материалам Международной научно–практической конференции «54-е Евсевьевские чтения». В рамках работы над проблемой имеются выступления на заседаниях педагогического совета, методического объединения учителей начальных классов.

Проведены открытые уроки, мероприятия:

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе для учителей начальных классов ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха». Тема: «Буква «К» и звук [ к ]» 23.11.2016(протокол №1/2)

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе в рамках курсов повышения квалификации по теме « Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС». «Играть с огнем нельзя- опасно» 14.02.2018

Открытое занятие по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для учителей начальных классов ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» 23.11.2017

 Открытый урок по ОБЖ в 3 классе для учителей начальных классов ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» «Сигналы светофора. Правила поведения на дорогах». 23.10.2018 (протокол № 3/3)

Общешкольное внеклассное мероприятие «Здоровому все здорово» 6.12.2017(протокол №2/3/

Общешкольное внеклассное мероприятие «Знаешь ли ты Мордовию» 3.12.2018 (протокол №2/1/

Список литературы

1. Жеребятьева Е.А. Современные технологии в обучении математике и информатике детей с нарушениями слуха: учебное пособие. – М.: Издательство «Спутник +», 2011. – С. 28-29

2. Зыкова, Т.С. Новый подход к организации учебного процесса в младших классах школ для глухих детей [Текст] / Т.С. Зыкова // Дефектология. - 2003. - № 1. - С. 8-15.

3. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000. - 342с.

4. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: новое средство – новые идеи / О.И.Кукушкина. – М.: ИКПРАО, Утрехт:, 2015.

5. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. / ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — C. 141-153

6. Речицкая Е.Г. Личностно-ориентированный подход в современной сурдопедагогике.// Вопросы сурдопедагогики: история и современность. Межвузовский сборник научно-методических трудов. М., 2001. С. 47- 64.

7.Современные педагогические технологии в обучении детей с нарушением слуха: учеб.-метод.пособие / сост. Н.В.Савенок Мн.: АПО, 2015

8. Черкасова Л.А., Речицкая Е.Г. Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха.// Вопросы сурдопедагогики: история и современность. Межвузовский сборник научно-методических трудов. М., 2001. С. 39 – 47.

9. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2002. – 96 с.

Приложение: 

1. Презентация портфолио (просмотр)

 

 

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (01.10.2020)
Просмотров: 552
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024