Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 17.05.2024, 09:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Ситяевой О. А.

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Ситяевой Ольги Анатольевны

Тема опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения учащихся начальных классов с нарушениями слуха»

Сведения об авторе: Ситяева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

Профессиональное образование: учитель-логопед специальной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений, МГПИ им М. Е. Евсевьева,    № диплома 0450979, дата выдачи 19 июня 1999 года.

Профессиональная переподготовка: Обучение и развитие детей с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС. МИСАО. С 21.01.16 по 03.04.16, диплом 772403640112, регистрационный номер ДЛ-175

Стаж педагогической работы – 31 год, в данной образовательной организации - 30 лет. ​ 

I. Введение.

1. Актуальность опыта.

В настоящее время проблема воспитания и обучения детей с нарушениями слуха является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.              

В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье — это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Неслышащие или слабослышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком слуха, имеют массу различных заболеваний и отклонений от нормы (нарушение зрения, осанки, задержка психического развития на фоне органического поражения головного мозга и др.) Поэтому, одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима и внедрение соответствующих технологий

2. Основная идея опыта

На основе анализа различных подходов к построению современного урока (Н.Ф. Петухова, Р.Г. Чуракова, Н.Ф Виноградова, А.В. Хуторской и др.) и педагогической практике я пришла к выводу, что сегодня востребован особый тип урока – «здоровый урок», исключающий методы принуждения, перегрузки, предполагающий свободный выбор заданий и форм деятельности, создающий условия для проявления каждым ребенком своих возможностей и способностей.

Среди современных взглядов на здоровьесберегающую педагогику наиболее интересной представляется концепция И.К. Зайцева, который считает, что здоровьесберегающий урок должен быть построен с учётом базовых потребностей занимающихся. По мнению И.К. Зайцева необходимо включать в образовательный процесс разнообразные игры, интерактивные методы обучения, использовать индивидуальные и групповые формы работы, то, что сформирует комфортные условия для учащихся в процессе обучения.

В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Ориентация на здоровьесберегающие технологии являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. 

3.Теоретическая база

Сохранение и укрепление здоровья — это важнейшие составляющие работы учителя. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с нарушениями слуха

Здоровьесберегающие технологии включают:

  • совокупность базовых научных психолого-педагогических установок, которые учитывают особенности возрастных возможностей ребёнка и грамотное распределение учебной нагрузки;
  • условия и содержание образовательного и воспитательного процесса, предусматривающие создание благоприятной для школьника атмосферы, отсутствие стресса и адекватность предъявляемых к нему требований;
  • практические средства и методы реализации образовательного процесса, ориентированные на индивидуальные интеллектуальные и эмоциональные особенности каждого ребёнка и обеспечивающие достаточную двигательную активность воспитанников.

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Это не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

4. Новизна

Нельзя утверждать, что здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении не существовали ранее. Наша школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение и развитие личности, но и сохранение и укрепление здоровья учащихся, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и возможностей детей.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных здоровьесберегающих технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой.

II.Технология опыта.

Здоровьесберегающие технологии.

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения.

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

При обучении детей с нарушениями слуха требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Я предлагаю рассмотреть некоторые подходы к организации здоровьесбережения, как главной составляющей образовательного процесса - урока.

Существует несколько корригирующих видов гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для профилактики близорукости, массаж, самомассаж, психогимнастика), которые необходимо использовать при работе с детьми с нарушением слуха. 

Чтобы урок был продуктивным, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии.

Это, прежде всего, создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимся. Важный момент — это настрой, психологическая установка на работу. Урок можно начать словами учителя: «Скажем друг другу – доброе утро», «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте.» Повторяют за учителем: «Я буду внимателен на уроке. У меня хорошее настроение. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я буду хорошо учится».

     В статье Наумовой Н. В. «Нейробика какздоровьесберегающая технология в образовательном процессе» доступно и своевременно рассказывается о мобилизации всех органов чувств для активной деятельности на протяжении всего дня. Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся Одним из путей решения этой проблемы может стать динамизация рабочей позы учащихся (сидя - стоя), а также нейрогимнастика..

В качестве психогимнастики, как разновидности психотерапии и аутотренинга можно использовать упражнения на расслабление мышц, кратковременного отдыха, релаксации. Приёмы психогимнастики поднимают настроение, повышают жизненный тонус детей, насыщают кровь кислородом.

Нейрогимнастика – упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика.

1.Ноги на ширине плеч. На раз-два потянулись одной рукой вверх, другая рука внизу. На три-четыре поменяли руки.

2.Разминаем руки («месим тесто»): похлопываем, поколачиваем руки. Движения от кисти рук к позвоночнику.

3.«Плечики, как кузнечики»: поднимаем и опускаем плечи вверх.

4.Растирание ладоней, хлопки в ладоши.

Периодическая смена поз учащихся занимает важное место и в профилактике близорукости. Известно, что нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на зрительное внимание, приводя к снижению его устойчивости. Восприятие информации происходит, в основном, благодаря двум сенсорным системам: слуховой и зрительной. Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности и устойчивости внимания. Необходим специальный постоянный контроль за дозированием зрительных нагрузок и состоянием зрения неслышащих и слабослышащих детей. Поэтому специальные упражнения для профилактики близорукости проводятся на каждом занятии. Главная цель таких упражнений – снять утомление, расслабить мышцы глаз, дать отдых глазам.                                                                                                      Упражнения для глаз:                                                                                                                                                      

1.  Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.                                                                                                                                 

2. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.                                                            

3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.                                                                                                                                                            

4. Рисование носом.  Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

Необходимо соблюдать размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см., размер самых крупных изображений не должен превышать 2-3 см.

Большое значение в предупреждении утомления у детей на занятиях принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей. Физкультминутки должны быть насыщены двигательной активностью детей. Более эффективными являются физкультминутки с проговариванием слов, стихов и музыкальным сопровождением. 

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

- упражнения по формированию осанки,

- укреплению зрения,

- укрепления мышц рук /пальчиковая гимнасика/,

- отдых позвоночника,

-  упражнения для ног,

-  релаксационные упражнения для мимики лица,

- потягивание,

- психогимнастика,

- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

 Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

III. Результативность опыта

За время моей педагогической деятельности считаю, что применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий:

-формирует благоприятные условия для успешного обучения и воспитания ребенка;

-повышает результативность обучения в коррекционной школе позволяет без каких либо особых материальных затрат сохранить уровень здоровья детей с нарушениями слуха;

-создает основные компетенции, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя;

-позволяет школьникам с нарушением слуха более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве;

- регулярное использование в работе методов и приемов по сохранению и укреплению здоровья детей формирует представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, учит ребёнка анализировать и контролировать свой режим дня;

-обучает элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации приводит к улучшению самочувствия обучающихся, повышению умственной активности на занятиях).

Практика показывает, что в результате использования здоровьесберегающих педагогических технологий у учащиеся моего класса появились стабильные результаты обучения и снизился процент заболеваемости детей.

Год обучения

Класс

Процент заболеваемости детей

2015-2016уч.г

1кл

38%

2016-2017уч.г

2кл

32%

2017-2018уч.г

3кл

28%

2018-2019уч.г

4кл

15%

 

Школьный период — это такое время, которое требует от ребенка особой внимательности и сил, именно в это время педагог должен правильно распределять нагрузки на ребенка. Регулярное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе может усилить активность работы головного мозга, способствовать развитию памяти и концентрации внимания, а также укреплению здоровье детей.

Считаю, что данный педагогический опыт мог бы быть полезен учителям начальных классов, работающим с учащимися, имеющими нарушения слуха.

Опыт работы представлен на Международной научно–практической конференции «54-е Евсевьевские чтения» в докладе «Здоровьесберегающие технологии при работе со слабослышащими детьми», на семинаре «Методические особенности преподавания математики в начальных классах» в выступлении «Обучение решению простых задач учащихся с нарушениями слуха» в ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования». По данной проблеме имеется публикация в сборнике статей по материалам Международной научно–практической конференции «54-е Евсевьевские чтения». В рамках работы над проблемой имеются выступления на заседаниях педагогического совета, методического объединения учителей начальных классов.

Список литературы

  1. Аллакаева, Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников / Л.М. Аллакаева — Нижний Новгород , 2004.- 22 стр.
  2. Амосов М.Н. Раздумья о здоровье. - 3-е изд. доп. перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 64с.
  3. Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждения / Л.Н. Антонова. — М.:МГОУ, 2000. — 100 стр.
  4. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.- СПб: Наука, 1993.
  5. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом.- М.: Политиздат, 1975.-408с.
  6. Безруких., М.М., Сонькина, В.Д. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М.: Триада — фарм. 2002.- 346 стр.
  7. Бычкова, Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий / Т.И. Бычкова. — Чебоксары, 2005.- 18 стр.
  8. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. — 2004. — №1.- 21 — 26 стр.
  9. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. — М.:ВАКО, 2007.- 304 стр.
  10. Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008.-112с
  11. Наумова Н. В. Нейробика как здоровьесберегающая технология в образовательном процессе // Школьная педагогика. — 2016. — №2. — С. 42-45.
  12. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И. Севрук, Е.А. Юнна // Школьные технологии. — 2004. -№2. — 200 — 207стр.
  13. Селевко, П.К. Современные образовательные технологии. / П.К. Селевко — М.: 1998 — 253 стр.
  14. Смирнов, Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья / Н. Смирнов.- М.: Чистые пруды, 2005. — 241 стр.
  15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО , 2002. — 121 стр.
  16. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский — М.: Просвещение, 1979. — 170 стр.
  17. Щедрина А.Г. Методологические подходы к «измерению здоровья»// Здоровье человека в условиях НТР. Методологические аспекты.- Новосибирск: Наука, 1989.-136с.

Приложение:

1. Презентация портфолио (просмотр)

2. Открытый урок (просмотр)

3. Фрагмент открытого урока в 4 классе (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (07.10.2019)
Просмотров: 638
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024