Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 12:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Синякиной Н. М.

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Синякиной Н. М.

1. Тема опыта: «Использование активных форм обучения связной речи детей с нарушениями слуха в урочной и внеурочной деятельности»

2. Сведения об авторе:

Синякина Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Профессиональное образование: учитель русского языка и литературы, МГПИ им М. Е. Евсевьева, № диплома 245123, дата выдачи 10 июля 1990 года.

Стаж педагогической работы – 30 лет, в данной образовательной организации - 28 лет.​

3. Актуальность

Основные задачи современного образования – не только вооружить ребенка фиксированным набором знаний, но и сформировать у него желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Поэтому  проблема «Использование активных форм обучения связной речи детей с нарушениями слуха в урочной и внеурочной деятельности», над которой я работаю, выбрана неслучайно. Она особенно актуальна сегодня для детей с нарушениями слуха. Её практическая значимость доказана.

Психофизические особенности ребенка с нарушениями слуха определяют своеобразие пути, которым он идет в овладении словесной речью. Перед ним надо открыть возможность речевого общения, дать  возможность овладеть всем социальным опытом, которым владеют слышащие дети. Это возможно только в том случае, если уделяется серьезное внимание развитию связной речи.

У ребенка с нарушениями слуха есть потребность в общении с окружающими, как и у слышащего, но в силу своего физического недостатка он не может удовлетворить ее при помощи словесной речи.

Для  успешного обучения языку, развития его речи необходима совокупность условий, которые, с одной стороны, способствуют развитию его желания пользоваться словесной речью, а с другой – обеспечивают практику в ней, закрепление полученных в классе знаний и навыков по русскому языку – это есть речевой режим. Без него успехов не будет.

В настоящее время одной из задач образования является развитие компетенций учащихся. Главная проблема учителя – «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы». Для решения этой задачи требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

4. Основная педагогическая идея опыта заключается в разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие связной речи и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации

5. Новизна опыта состоит в синтезе  педагогических технологий, призванных обеспечить формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

В стандартах основной школы по русскому языку в настоящее время вводятся понятия «коммуникативные компетенции», «языковые компетенции», «лингвистические компетенции» и «культуроведческие компетенции».

Языковая компетенция понимается «как способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных знаков и правил их соединения. Это подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке»:

  • способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с литературными нормами;
  • владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности;
  • новые пласты лексики;
  • фразеологический запас;
  • грамматический строй речи;
  • морфологические нормы;
  • нормы согласования, управления;
  • построение предложений разных видов.

Лингвистические компетенции предполагают формирование учебно-языковых умений и навыков:

  • результат осмысления речевого опыта учащимися;
  • устройство языка и его изменения;
  • элементы истории науки о русском языке и его выдающихся представителях;
  • опознавание звуков, букв, морфем, частей речи;
  • умение делить языковые явления на группы;
  • умение производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор.

Коммуникативные компетенции приобретаются в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения; включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения:

  • способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения;
  • знание основных понятий лингвистической речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте;
  • умение выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условия коммуникативной ситуации.

Культуроведческие компетенции - это одно из важнейших средств духовно-нравственного развития школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

  • обеспечение формирования языковой картины мира, овладение национальными единицами языка, речевым этикетом;
  • постижение национальной культуры своего народа;
  • познание самобытности;
  • сознание значимости родного языка;
  • развитие духовно-нравственною мира школьника, его национального самосознания.

5. Теоретическая база

Формирование, развитие и совершенствование связной речи на уроке русского языка и литературы, прежде всего, происходит посредством живого слова учителя, знанию  правильных жестов и учебника, через подачу теоретического материала, систему упражнений и заданий. Так, в современных учебниках русского языка имеются материалы для формирования лингвистической и культуроведческой компетенций.  Лингвистическая теория представлена теоретическими сведениями, определениями, правилами, алгоритмами их применения, образцами устных ответов и рассуждений, схемами и таблицами . Для облегчения запоминания учебного материала для детей с нарушениями слуха  необходимо использовать больше красочного наглядного материала (например, схемы, кластеры, таблицы). Подобная работа помогает учащемуся лучше понять и усвоить материал, развить зрительную память, способствует развитию речи.

Методический аппарат учебников по русскому языку и литературе позволяет развивать коммуникативные компетенции обучающихся:

  • все задания решают задачу коммуникативного развития школьников;
  • создаются условия для организации всех видов речевой деятельности;

Теоретической базой опыта явились работы таких ученых как Выгодский Л.С., Колтуненко И.В., Носкова Л.П., Л.М.Быкова, Е.А.Горбунова, Т.С.Зыкова. Работы данных учёных представлены в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них: Л.П. Носкова  , Л.С., Колтуненко. Обучения русскому языку в 5-7 классах школ глухих. – М.: Просвещение, 1998 г. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей /под редакцией Л.М. Быковой. - М.: Просвещение, 1991 г.  Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети.- М.: Просвещение, 1990.  

 6. Технологии опыта

 Основная идея технологии - создание благоприятной  атмосферы урока, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, чувства или мнения об окружающих.

Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся я большое предпочтение отдаю технологии  разноуровневого (дифференцированного) обучения. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему.    В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится полностью самореализоваться. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, справочники, словари разного типа, карточки с заданиями,  проецирование наглядного  материала (иллюстрации картин художников, опорные схемы-таблицы и др.).

На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Одним из главных и важных методов работы – постепенное систематичное усложнение учебного материала. На каждом уроке задания необходимо постепенно усложнять (первыми необходимо давать более простые задания: например, найти и подчеркнуть в тесте слова, которые отвечают на вопрос кто?/что?,  изменить слова по падежам, охарактеризовать вопросы падежей с точки зрения одушевленности/неодушевленности). Данный метод позволяет ученику лучше усвоить материал в системе по теме «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями – и решению этой задачи помогают инновационные технологии, раскрывающие способности учащихся и создающие условия для их самоактуализации и саморазвития. Поэтому основу современного урока должна составлять активная деятельность самих учащихся. 

Для достижения осознанного усвоения  материала, развитие ключевых компетенций в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе я использую современные образовательные технологии и их элементы: игровые, ИКТ, элементы развивающего обучения, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления и другие.

Применение данных методик помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение  представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Применение вышеперечисленных методик помогает создать на уроке атмосферу взаимопонимания. 

Особое место в моей практике занимают информационные технологии. Используя ИКТ, стимулирую интерес ребят к работе с текстовым научным материалом, развиваю умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, помогаю подготовить публичное выступление учеников, демонстрирующее понимание учебного материала, развиваю познавательный интерес учащихся, расширяю кругозор, учу работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формируя речь ученика.

Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс.

Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков. Использую Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала.

На своих уроках стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.

7. Результативность опыта

Используя  активные формы обучения связной речи на уроках и во внеурочное время, мои ученики имеют стабильные результаты  по русскому языку и литературе.  Считаю,  что, благодаря использованию активных форм, уровень познавательной деятельности учащихся заметно возрастает.

Чтобы достичь более высоких результатов,   стараюсь  совершенствовать своё педагогическое мастерство. Принимала участие в  экспериментальной деятельности и апробации   социального и образовательного Всероссийского проекта « Совершенствование методов преподавания русского языка глухим школьникам (учащимся 4-8 классов) с использованием средств русского жестового языка и разработкой тематического глоссария».

Также в  в рамках данного проекта приняла участие в апробации учебного пособия в помощь учителю русского языка «Краткий словарь лингвистических терминов. Русский язык – русский жестовый язык» с   осуществлением живого жестового перевода в мобильном приложении. Это пока единственный словарь в помощь учителю и учащимся, созданный по новым инновационным технологиям. В 2021 г. с 19 января по 09 февраля  прошла курсы повышения квалификации в ОО «Центр развития педагогики» г. Санкт – Петербурга по теме « Преподавание русского родного языка и родной литературы в условиях ФГОС»

Ежегодно в школе проводится предметная «Неделя русского языка и литературы», в которой мои ученики принимают активное участие.  Вовлекаю детей в разнообразные конкурсы и олимпиады.  Участие в различных мероприятиях способствует  развитии  связной речи учащихся и повышает интерес к изучению русского языка и литературы. Успехи  учеников - это результаты деятельности учителя.

Мои ученики участвовали во Всероссийской предметной олимпиаде с международным участием  «Родник знаний», неоднократными  призёрами  стали ученики 7-8 классов: Гробов Илья, Потапов Артемий, Кирюшкина Елена, также они стали призерами общероссийской олимпиады « Олимпус . Зимняя сессия 2020»

Многообразие методов, используемых на уроке русского языка, позволяет детям с нарушениями слуха  развивать связную речь,  справиться с учебной программой, но для этого учителю необходимо ответственно подходить к каждому занятию, учитывая индивидуальные  особенности каждого ученика.       С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами.

Проведены открытые уроки, мероприятия, выступления:

  • открытые уроки и мероприятия: «Сложносочиненные предложения»2016г.

«Писатели – фронтовики Мордовии»2017 г., «А за окном зима…»2017 г.,

«Безопасный интернет» 2018 г., «Путешествие по басням И.А.Крылова» 2019 г., «Не гаснет памяти свеча» 2020 г.

  • выступления на заседании педагогического совета школы: «Обеспечение возможности для развития слабоуспевающего ученика» 2017 г., «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка – условие развития компетентностей учащихся» 2018 г., « Формирование навыков самообразовательной деятельности  учащихся через использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках дистанционного обучения. Стимулы учебной деятельности учащихся» 2020 г.
  • выступления на заседании МО учителей гуманитарного цикла «Учебно – исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации эффективности учебной деятельности» 2016 г., «Взаимодействие игровой  и учебно- познавательной деятельности младших школьников в условиях ФГОС» 2018г., «Использование элементов театрализации и игровых технологий для развития речи учащихся с нарушениями слуха на уроках русского языка и литературы» 2019 г., «Индивидуально-дифференцированный подход на уроках русского языка и литературы» 2020г.

Список литературы

1. Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. Методика преподавания русского языка в школе глухих.-  М., 1994

2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушенным слухом. – М., 1988.

3. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

4. Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. – М., 1985

5. Никитина М.И. Уроки чтения в школе слабослышащих - М.,1991 

6. Интернет-ресурсы: http://schools.perm.ru, портал  http://mat.1september.ru – Газета «Русский язык» «Первое сентября»

Приложение

  1. Портфолио (просмотр)
  2. Видеофрагмент урока (просмотр)
  3. Наглядное приложение: конспект открытого урока (просмотр)
Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (08.02.2021)
Просмотров: 439
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024