Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 17.05.2024, 07:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя Чампаловой Е. В.

Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя Чампаловой Елены Владимировны

I. Введение

1. Тема опыта: «Формирование устойчивых духовно-нравственных свойств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

2. Сведения об авторе: Чампалова Елена Владимировна, воспитатель

Профессиональное образование: учитель биологии и химии, МГПИ им М. Е. Евсевьева, диплом ЭВ № 049016, дата выдачи 28 июня 1995 года.

Профессиональная переподготовка: «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС», МИСАО, диплом 772403640464, регистрационный номер ДЛ-188, дата выдачи 04.04.2016 года.

Стаж педагогической работы – 24 года, в данной образовательной организации в должности воспитателя- 23 года. ​

3. Актуальность. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время нравственные ориентиры смяты, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Государство возлагает огромную ответственность в достижении духовного и нравственного воспитания на образование, отмечая, что «в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь. Ведь дети школьного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию». Поэтому, основой разработки и реализации моего опыта стало изучение  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Единой методической темой школы-интерната для детей с нарушениями слуха является: «Актуальность проблемы обучения и воспитания духовно-нравственной, современно-образованной личности и её социализация в обществе».

Воспитанники — подростки в возрасте 14-15 лет. Уже сама специфика школы, где воспитанники находятся целую неделю без родителей и исходя из общешкольной темы я определила проблему, над которой работаю третий год. Её целью является воспитание духовно-нравственного человека, способного самостоятельно оценивать происходящее, принимать ответственные решения и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

4. Основная идея Основную идею духовно-нравственного воспитания я представляю в виде воспитания: духовности, гражданственности, патриотизма; гуманного отношения к людям, доброты, отзывчивости, милосердия; коллективизма, дружбы, товарищества; уважения и соблюдения законов общества; сознательной дисциплины; положительного отношения к труду; здоровому образу жизни; бережного отношения к природе; культуры поведения воспитанников школы-интерната.

Начиная работу над данной проблемой, я ставила перед собой следующие задачи:

  • создавать условия для проявления воспитанниками нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
  • изучать с воспитанниками нравственные культурные традиции, формировать чувство любви к Родине;
  • развивать творческую индивидуальность в каждом воспитаннике;
  • формировать у воспитанников желание вести здоровый образ жизни;
  • воспитывать уважение к нравственным нормам;
  • воспитывать в детях бережное отношение к природе;
  • развивать познавательный интерес.

Известно, что формирование сознательного, активного строителя нового общества, развитие в нём творческих способностей, воспитание духовно-нравственных  свойств личности возможно лишь в коллективе. Коллективная деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, кроме поставленных ранее задач, активно решает задачи коррекционной направленности (развитие слуха, речи, обогащение словаря, формирование навыков чтения с губ, активизация мыслительной деятельности).

5. Теоретическая база Задача усиления воспитательного потенциала системы образования  рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в России, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании». 3 декабря 2015 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, «что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям и эти цели не только материальные, но и духовные, и нравственные».

Концепция определяет принципы, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей. Концепция – это методологическая основа для разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта в сфере общего образования. Концепция – это ценностно-нормативная база взаимодействия между образовательными учреждениями с остальными субъектами социализации, т.е. общественными организациями, религиозными объединениями, семьей, спортом и культурой, а также СМИ. Основная цель такого взаимодействия состоит в том, чтобы обеспечить наличие совместных условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  • Концепция определяет следующие критерии:
  • Каким должен быть характер современного национального воспитательного идеала.
  • Какими целями и задачами должны обладать духовно-нравственное развитие молодежи.
  • Какой должна быть система базовых национальных ценностей, на основании которых возможной является духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ.
  • Какими должны быть главные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития школьников.

Образовательные учреждения должны быть ориентированы на воспитание гражданина и патриота, а также на раскрытие способностей и талантов детей.  Причем, образовательные учреждения должны находиться в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с семьями обучающихся и другими субъектами социализации с опорой на национальные традиции.

Значение духовно-нравственного воспитания в становлении личности заложено в учении Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В. В. Зеньковского, B. C. Соловьева и др. Воспитательные концепции, сформулированные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, стали во многом исходными для определения содержания и средств духовности и нравственности в воспитании подрастающего поколения.

Отечественные ученые (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.) заявили, что духовно-нравственное развитие - это постоянный процесс, он наступает с появления на свет человека и не прекращается целую жизнь. Пока ребенок растет и формируется, большое воздействие на него оказывает семья, однако, как только он попадает в коллективе, всё изменяется, появляются другие условия воздействия: это и учителя, и друзья, и все, кто их окружает.

6. Новизна Новизна опыта заключается в разработке мероприятий, направленных на духовно – нравственное развитие свойств личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным считается тот человек, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Чтобы добиться от воспитанников глубоко осознанного, обоснованного поведения, мною ведётся целенаправленная работа над формированием мотивов и их дальнейшим развитием. Я считаю, что моральные мотивы — это не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитанности ребёнка.

II. Технология опыта

Воспитывая нравственное сознание, я учитываю ограниченные возможности здоровья воспитанников, возрастные особенности, уровень их речевого развития, мышления, памяти.

Работая над проблемой, стараюсь воспитать в детях положительные черты характера и нравственные качества: чувства — совести, долга, веры, ответственности; облика — кротости, терпения, незлобивости; позиции — способности различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности преодолению жизненных испытаний; поведения — послушания, готовности служения людям и Отечеству, рассудительности.

Эффективность духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от согласованной работы учителей, дефектологов, воспитателей и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Осуществлять её необходимо с использованием следующих приёмов: воспитательных коррекционных занятий, беседы, рассказа, ролевых игр, тренингов, театрализованных представлений, экскурсий,  целевых прогулок, конкурсов, викторин, проведения совместных праздников и мероприятий, организация выставок, изготовления поделок, и методов:  убеждения, разъяснения, чтения, обсуждения, внушения и, конечно же, личного примера. Чтобы вся система воспитательных методов и приёмов была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие на воспитанника имело силу формирующего.

III. Результативность. Результатами работы по формированию устойчивых духовно-нравственных свойств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья стали мероприятия и коллективные творческие дела, проводимые мною с воспитанниками по следующим направлениям:

Познавательная деятельность:

открытое занятие для воспитателей методического объединения основной школы «Правила поведения в общественных местах» (портфолио слайд № 24)

Ценностно-ориентировочная деятельность:

общешкольные мероприятия: «День учителя», «День пожилого человека»

Духовно-нравственная, патриотическая деятельность:

тематическиеобщешкольные праздники «Пять ключей от сундука», «Последний звонок», «Мисс Осень», «Международный женский день», «День Победы», «День народного единства", «Женщина. Весна. Любовь.» (портфолио слайд № 24)

 Трудовая и общественно-полезная деятельность:

дежурство по школе, по классу, уборка пришкольной территории, общешкольное мероприятие «В мире профессий»;

Художественно-эстетическая деятельность:

Мероприятия в сети «Интернет»: 3 место в Международном конкурсе для детей и молодёжи «Творчество и интеллект», 2019 г.(портфолио слайд №11)

Муниципальные мероприятия:

  • 1 место в конкурсе детского рисунка «Мой любимый Мультгерой», 2017г.(портфолио слайд №11)
  • 1 место в выставке – конкурсе «Зелёная планета глазами детей» (Номинация «Фотоработы»), 2016г.(портфолио слайд №12)
  • 3 место в выставке – конкурсе «Зелёная планета глазами детей» (Номинация «Плакат»), 2016г.(портфолио слайд №12)
  • 2 место в городском конкурсе по декоративно-прикладному искусству «Волшебный мир театра», 2019г. (портфолио слайд №13)
  • Республиканские мероприятия:
  • 3 место в Республиканской выставке прикладного творчества воспитанников детских домов «МастерОК», 2018г. (портфолио слайд №13)
  • участие воспитанников школы в благотворительном музейно-педагогическом проекте «Мы нашли таланты -2!», «Мы нашли таланты -4!», «Мы нашли таланты -5!» (портфолио слайды№№6-8);

Российские мероприятия:

  • Лауреат 1 степени во II Всероссийском фестивале-конкурсе «Открывая горизонты»,2017г. (портфолио слайд №14)

Международные мероприятия:

  • 3 место в Международном конкурсе детского творчества «Краски», 2019г. (портфолио слайд №14)

Спортивно-оздоровительная деятельность:

  • общешкольная военно-спортивная игра «Преодоление препятствий» (портфолио слайд №24)

Экологическая деятельность:

участие воспитанников в акции «За чистую планету!»; мероприятие «Как мы помогали птицам зимовать»; создание видео ролика «Утилизация ртутных ламп»

Профориентационная деятельность:

организация встреч с представителями колледжей, техникумов, с целью формирования осознанного выбора профиля дальнейшего обучения.

Анализируя результаты, полученные после анкетирования психологом воспитанников класса (портфолио слайд № 2), хочется сделать вывод о том, что воспитательная работа, осуществляемая мною, приносит положительные результаты:

  • создаётся и поддерживается благоприятный психологический климат в классе;
  • улучшаются взаимоотношения между воспитанниками, уменьшается количество отрицательных выборов, повышается толерантность;
  • формируется активная жизненная позиция детей, сознательное отношение к общественному долгу;
  • формируется способствовать воспитанников с ограниченными возможностями здоровья адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
  • отношения приобретают характер взаимопомощи и ответственности друг за друга;
  • развиваются познавательный интерес, творческие способности духовно-нравственной личности.

Список литературы

1. Бородулина С.Ю. «Коррекционная педагогика» Ростов – на – Дону, 2004г.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М: Просвещение, 2009 г.

3. Купина Н.А, Богуславская Н.Е «Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры». – М., 1992. - 176 с.

4. Лихачев Б.Т. «Философия воспитания». М: Прометей, 1995 г

5. Рожков М. И., Байборода Л. В., «Организация воспитательного процесса в школе». Ярославль, Академия развития, 2003 г.

6. Чампалова Е.В. «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности ребёнка». Журнал «Народное образование РМ», № 1-2, 2013 г.

Приложение: 

1. Презентация портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (25.12.2019)
Просмотров: 538
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024