Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя Чампаловой Елены Владимировны
I. Введение
1. Тема опыта: «Формирование устойчивых духовно-нравственных свойств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
2. Сведения об авторе: Чампалова Елена Владимировна, воспитатель
Профессиональное образование: учитель биологии и химии, МГПИ им М. Е. Евсевьева, диплом ЭВ № 049016, дата выдачи 28 июня 1995 года.
Профессиональная переподготовка: «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС», МИСАО, диплом 772403640464, регистрационный номер ДЛ-188, дата выдачи 04.04.2016 года.
Стаж педагогической работы – 24 года, в данной образовательной организации в должности воспитателя- 23 года.
3. Актуальность. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время нравственные ориентиры смяты, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Государство возлагает огромную ответственность в достижении духовного и нравственного воспитания на образование, отмечая, что «в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь. Ведь дети школьного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию». Поэтому, основой разработки и реализации моего опыта стало изучение Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Единой методической темой школы-интерната для детей с нарушениями слуха является: «Актуальность проблемы обучения и воспитания духовно-нравственной, современно-образованной личности и её социализация в обществе».
Воспитанники — подростки в возрасте 14-15 лет. Уже сама специфика школы, где воспитанники находятся целую неделю без родителей и исходя из общешкольной темы я определила проблему, над которой работаю третий год. Её целью является воспитание духовно-нравственного человека, способного самостоятельно оценивать происходящее, принимать ответственные решения и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
4. Основная идея Основную идею духовно-нравственного воспитания я представляю в виде воспитания: духовности, гражданственности, патриотизма; гуманного отношения к людям, доброты, отзывчивости, милосердия; коллективизма, дружбы, товарищества; уважения и соблюдения законов общества; сознательной дисциплины; положительного отношения к труду; здоровому образу жизни; бережного отношения к природе; культуры поведения воспитанников школы-интерната.
Начиная работу над данной проблемой, я ставила перед собой следующие задачи:
- создавать условия для проявления воспитанниками нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
- изучать с воспитанниками нравственные культурные традиции, формировать чувство любви к Родине;
- развивать творческую индивидуальность в каждом воспитаннике;
- формировать у воспитанников желание вести здоровый образ жизни;
- воспитывать уважение к нравственным нормам;
- воспитывать в детях бережное отношение к природе;
- развивать познавательный интерес.
Известно, что формирование сознательного, активного строителя нового общества, развитие в нём творческих способностей, воспитание духовно-нравственных свойств личности возможно лишь в коллективе. Коллективная деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, кроме поставленных ранее задач, активно решает задачи коррекционной направленности (развитие слуха, речи, обогащение словаря, формирование навыков чтения с губ, активизация мыслительной деятельности).
5. Теоретическая база Задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в России, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании». 3 декабря 2015 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, «что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям и эти цели не только материальные, но и духовные, и нравственные».
Концепция определяет принципы, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей. Концепция – это методологическая основа для разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта в сфере общего образования. Концепция – это ценностно-нормативная база взаимодействия между образовательными учреждениями с остальными субъектами социализации, т.е. общественными организациями, религиозными объединениями, семьей, спортом и культурой, а также СМИ. Основная цель такого взаимодействия состоит в том, чтобы обеспечить наличие совместных условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
- Концепция определяет следующие критерии:
- Каким должен быть характер современного национального воспитательного идеала.
- Какими целями и задачами должны обладать духовно-нравственное развитие молодежи.
- Какой должна быть система базовых национальных ценностей, на основании которых возможной является духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ.
- Какими должны быть главные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития школьников.
Образовательные учреждения должны быть ориентированы на воспитание гражданина и патриота, а также на раскрытие способностей и талантов детей. Причем, образовательные учреждения должны находиться в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с семьями обучающихся и другими субъектами социализации с опорой на национальные традиции.
Значение духовно-нравственного воспитания в становлении личности заложено в учении Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В. В. Зеньковского, B. C. Соловьева и др. Воспитательные концепции, сформулированные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, стали во многом исходными для определения содержания и средств духовности и нравственности в воспитании подрастающего поколения.
Отечественные ученые (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.) заявили, что духовно-нравственное развитие - это постоянный процесс, он наступает с появления на свет человека и не прекращается целую жизнь. Пока ребенок растет и формируется, большое воздействие на него оказывает семья, однако, как только он попадает в коллективе, всё изменяется, появляются другие условия воздействия: это и учителя, и друзья, и все, кто их окружает.
6. Новизна Новизна опыта заключается в разработке мероприятий, направленных на духовно – нравственное развитие свойств личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным считается тот человек, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Чтобы добиться от воспитанников глубоко осознанного, обоснованного поведения, мною ведётся целенаправленная работа над формированием мотивов и их дальнейшим развитием. Я считаю, что моральные мотивы — это не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитанности ребёнка.
II. Технология опыта
Воспитывая нравственное сознание, я учитываю ограниченные возможности здоровья воспитанников, возрастные особенности, уровень их речевого развития, мышления, памяти.
Работая над проблемой, стараюсь воспитать в детях положительные черты характера и нравственные качества: чувства — совести, долга, веры, ответственности; облика — кротости, терпения, незлобивости; позиции — способности различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности преодолению жизненных испытаний; поведения — послушания, готовности служения людям и Отечеству, рассудительности.
Эффективность духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от согласованной работы учителей, дефектологов, воспитателей и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Осуществлять её необходимо с использованием следующих приёмов: воспитательных коррекционных занятий, беседы, рассказа, ролевых игр, тренингов, театрализованных представлений, экскурсий, целевых прогулок, конкурсов, викторин, проведения совместных праздников и мероприятий, организация выставок, изготовления поделок, и методов: убеждения, разъяснения, чтения, обсуждения, внушения и, конечно же, личного примера. Чтобы вся система воспитательных методов и приёмов была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие на воспитанника имело силу формирующего.
III. Результативность. Результатами работы по формированию устойчивых духовно-нравственных свойств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья стали мероприятия и коллективные творческие дела, проводимые мною с воспитанниками по следующим направлениям:
Познавательная деятельность:
открытое занятие для воспитателей методического объединения основной школы «Правила поведения в общественных местах» (портфолио слайд № 24)
Ценностно-ориентировочная деятельность:
общешкольные мероприятия: «День учителя», «День пожилого человека»
Духовно-нравственная, патриотическая деятельность:
тематическиеобщешкольные праздники «Пять ключей от сундука», «Последний звонок», «Мисс Осень», «Международный женский день», «День Победы», «День народного единства", «Женщина. Весна. Любовь.» (портфолио слайд № 24)
Трудовая и общественно-полезная деятельность:
дежурство по школе, по классу, уборка пришкольной территории, общешкольное мероприятие «В мире профессий»;
Художественно-эстетическая деятельность:
Мероприятия в сети «Интернет»: 3 место в Международном конкурсе для детей и молодёжи «Творчество и интеллект», 2019 г.(портфолио слайд №11)
Муниципальные мероприятия:
- 1 место в конкурсе детского рисунка «Мой любимый Мультгерой», 2017г.(портфолио слайд №11)
- 1 место в выставке – конкурсе «Зелёная планета глазами детей» (Номинация «Фотоработы»), 2016г.(портфолио слайд №12)
- 3 место в выставке – конкурсе «Зелёная планета глазами детей» (Номинация «Плакат»), 2016г.(портфолио слайд №12)
- 2 место в городском конкурсе по декоративно-прикладному искусству «Волшебный мир театра», 2019г. (портфолио слайд №13)
- Республиканские мероприятия:
- 3 место в Республиканской выставке прикладного творчества воспитанников детских домов «МастерОК», 2018г. (портфолио слайд №13)
- участие воспитанников школы в благотворительном музейно-педагогическом проекте «Мы нашли таланты -2!», «Мы нашли таланты -4!», «Мы нашли таланты -5!» (портфолио слайды№№6-8);
Российские мероприятия:
- Лауреат 1 степени во II Всероссийском фестивале-конкурсе «Открывая горизонты»,2017г. (портфолио слайд №14)
Международные мероприятия:
- 3 место в Международном конкурсе детского творчества «Краски», 2019г. (портфолио слайд №14)
Спортивно-оздоровительная деятельность:
- общешкольная военно-спортивная игра «Преодоление препятствий» (портфолио слайд №24)
Экологическая деятельность:
участие воспитанников в акции «За чистую планету!»; мероприятие «Как мы помогали птицам зимовать»; создание видео ролика «Утилизация ртутных ламп»
Профориентационная деятельность:
организация встреч с представителями колледжей, техникумов, с целью формирования осознанного выбора профиля дальнейшего обучения.
Анализируя результаты, полученные после анкетирования психологом воспитанников класса (портфолио слайд № 2), хочется сделать вывод о том, что воспитательная работа, осуществляемая мною, приносит положительные результаты:
- создаётся и поддерживается благоприятный психологический климат в классе;
- улучшаются взаимоотношения между воспитанниками, уменьшается количество отрицательных выборов, повышается толерантность;
- формируется активная жизненная позиция детей, сознательное отношение к общественному долгу;
- формируется способствовать воспитанников с ограниченными возможностями здоровья адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
- отношения приобретают характер взаимопомощи и ответственности друг за друга;
- развиваются познавательный интерес, творческие способности духовно-нравственной личности.
Список литературы
1. Бородулина С.Ю. «Коррекционная педагогика» Ростов – на – Дону, 2004г.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М: Просвещение, 2009 г.
3. Купина Н.А, Богуславская Н.Е «Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры». – М., 1992. - 176 с.
4. Лихачев Б.Т. «Философия воспитания». М: Прометей, 1995 г
5. Рожков М. И., Байборода Л. В., «Организация воспитательного процесса в школе». Ярославль, Академия развития, 2003 г.
6. Чампалова Е.В. «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности ребёнка». Журнал «Народное образование РМ», № 1-2, 2013 г.
Приложение:
1. Презентация портфолио (просмотр) |