Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя ГБОУ РМ «саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Нечайкиной Анастасии Васильевны
Введение
1. Тема опыта: «Духовно - нравственное воспитание в школе - интернате для детей с нарушениями слуха»
2. Сведения об авторе: Нечайкина Анастасия Васильевна, воспитатель
Профессиональное образование: учитель мордовского языка и литературы, русского языка и литературы, МГУ имени Н.П. Огарёва, диплом РВ № 227213, дата выдачи 29.06.1988 год
Стаж педагогической работы – 31 год, в данной образовательной организации в должности воспитателя- 26 лет.
3. Актуальность
В системе современного образования особое внимание уделяется духовно - нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе духовно - нравственное воспитание детей приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является привитие навыков культуры поведения. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере духовно - нравственного воспитания молодежи. С целью решения социально-педагогических задач специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
4. Основная идея опыта
Воспитание духовного и физически здорового человека будущего, который освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Необходимость адаптировать детей с нарушениями слуха и дать им возможность стать полноценными участниками социальной жизни. В период обучения в школе - интернате закладываются основы социальной жизни, поэтому процесс их формирования необходимо построить с учётом их интересов, индивидуальных и физических возможностей. Процесс духовного воспитания и обучения глухих и слабослышащих школьников станет эффективным только в том случае, когда каждый ученик поймет, что от него ждут, каким хотят видеть.
5. Теоретическая база
Проблема духовно - нравственного воспитания школьников, имеющих нарушения слуха сейчас стоит особенно остро. (Различные аспекты социального развития детей школьного возраста с нарушениями слуха изучены недостаточно.) В исследованиях Н.А. Рау, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозова в большей мере раскрыты средства и методы нравственного воспитания школьников с нарушением слуха, показана роль овладения речью в процессе нравственного развития. В ряде исследований Л.П. Носкова раскрыты возможности личностного нравственного развития глухих и слабослышащих детей в процессе специального обучения. Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у детей стала предметом научных изысканий в различных областях. Социально-психологические аспекты исследования ценностей исследуют А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн и др., включая авторов занимающихся проблемой социализации через ценности: Л.С. Выготский, Н.С. Морова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов.
6. Новизна
В современной специальной педагогике и психологии определены направления работы по социализации детей с нарушениями слуха, формы, методы их реализации, однако практические вопросы формирования у школьников основ социальной жизни и духовно - нравственного воспитания остаются нерешенными. Наблюдения показывают, что на практике осуществление данной проблемы базируется на интуитивном, стихийном подходе. Педагоги испытывают затруднения в проведении системы мероприятий по социализации и нравственному развитию, т. к. процесс общения у школьников с нарушениями слуха сильно нарушен. Новизна заключается в поиске и реализации технологий и методик психолого - педагогического сопровождения процесса духовно - нравственного воспитания детей с нарушениями слуха.
II. Технология опыта
Цель педагогического опыта: содействовать целостному духовно - нравственному и социальному развитию личности ребенка с нарушениями слуха, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья посредством его приобщения к высшим ценностям духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). В улучшении качества жизни ребенка, имеющего недостатки слуха, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
Задачи: формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей; ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; развивать правовую базу для духовно - нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно - нравственной культуры деятельности школы - интерната; воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения; воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Методы и формы
Словесно-образный метод: чтение и обыгрывание литературных произведений; чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией: беседа с элементами диалога, обобщающие рассказы; ответы на вопросы педагога, детей; рассказы детей о своих впечатлениях; разбор житейских ситуаций.
Наглядно - действенный метод: показ и рассказывание сказок (педагогом, детьми); рассматривание икон, книжных иллюстраций, репродукций, презентаций; проведение игр; наблюдений; экскурсий; воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Практический метод: организация продуктивной деятельности - изобразительное искусство, ручной труд, проведение игр, участие в городских и республиканских конкурсах, олимпиадах для детей с ОВЗ.
При организации воспитательной работы я не разделяю детей, глухих, слабослышащих и детей с кохлеарной имплантацией. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует толерантность у других.
Воспитательный процесс организуется по единому тематическому плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Таким образом, глухие дети не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Я учу детей с нарушением слуха, вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Привлекаю к активному участию в праздничных утренниках, развлечениях и прочих подобных мероприятиях. Это тоже важный шаг в социализации и духовно - нравственном развитии детей с нарушением слуха - публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. В этих условиях они учатся действовать в группе, в команде; учатся подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других.
У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей: творческую и познавательную активность, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов); набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности; навыки общения, потребность в нем; адекватную самооценку и уровень притязаний.
III. Результативность опыта
Я работаю воспитателем в школе для детей с нарушениями слуха уже более 26 лет. Как и раньше, так и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств воспитания позволяют создавать рабочую атмосферу на занятиях и повседневной жизни детей с нарушениями слуха, формируют умения и навыки.
В своей деятельности использую следующие направления в работе с воспитанниками: духовно - нравственное воспитание: сформировать у подрастающего поколения духовно - нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствие современному образу жизни. Участие в школьных праздниках, экскурсии в музеи, обобщение духовной культуры через тематические праздники «Рождественские встречи», «Масленица», «День матери». Патриотическое воспитание: воспитание духовности, патриотизма, гражданственности на основе изучения национальных культурных традиций «Город в котором я живу», «Героями не рождаются, героями становятся», «Мордовия - мой край родной».
Наблюдая в течение нескольких лет за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа в данном направлении дает определенные результаты. Воспитанники становятся более культурными, выполняют все режимные моменты распорядка дня школы - интерната, знают правила поведения в общественных местах, с удовольствием общаются друг с другом, учитывают мнение других учащихся. Я считаю, что эту работу необходимо продолжать ежедневно.
В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи: продолжить разработку данной темы, создание общей системы работы, связанной с привитием навыков духовно - нравственного поведения, для дальнейшей их социализации в современной жизни. Итак, какие духовно - нравственные качества необходимо сформировать у воспитанников? Прежде всего - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, уважение к мнению других, трудолюбие. Считаю, что данный педагогический опыт мог бы быть полезен воспитателям, работающим с детьми с нарушениями слуха.
Проведено по теме:
открытые занятия и внеклассные мероприятия:
- общешкольное внеклассное мероприятие ко дню Матери «Перед матерью в вечном долгу» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 3/2 от 23.11.2017 года);
- открытое занятие для воспитателей методического объединения воспитателей школы-интерната «Экология и мы». ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 3/3 от 28.12.2017 года);
- экскурсия в храм Кирилла и Мефодия «Встречаем Рождество» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 4/1 от 16.01.2018 года);
- общешкольное внеклассное мероприятие «Женщина. Весна. Любовь» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 4/4 от 06.03.2018 года);
- экскурсия в храм Кирилла и Мефодия «Рождественские встречи» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 4/1 от 10.01.2019 года);
- квест-игра «Здоровье - это здорово!» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха». (Протокол № 3/2 от 03.12.2020 года);
- экологический квест «День леса» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 4/4 от 17.03.2021 года);
- торжественная линейка «Последний звонок» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 4/5 от 22.05.2021 года);
- общешкольное внеклассное мероприятие «Новогодний переполох» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 3/2 от 24.12.2021 года).
Выступления:
- выступление на заседании методического объединения воспитателей основной школы-интерната «Требования к адаптивным основным образовательным программам» (Протокол №4 от 30.03.2017 года);
- выступление на заседании методического объединения воспитателей основной школы-интерната «Использование корреляционно - развивающих методов работы с детьми ОВЗ» (Протокол №3 от 27.12.2018 года);
- выступление на заседании методического объединения воспитателей основной школы-интерната «Активные формы работы с родителями (обмен опытом)» (Протокол №3 от 30.12.2019 года);
- выступление на заседании педагогического совета школы-интерната «Рекомендации воспитателям основной школы по организации внеурочной деятельности в условиях пандемии» (Протокол №5 от 13.05.2020 года);
- выступление на заседании методического объединения воспитателей основной школы-интерната «Формирование созидательного отношения личности ребенка к своему здоровью» (Протокол №3 от 29.12.2020 года);
- выступление на заседании методического объединения воспитателей основной школы-интерната «Нравственное воспитание обучающихся с использованием МЭО как одно из условий развития личности детей с ОВЗ» (Протокол №3 от 30.12.2021 года).
Список литературы.
- Астафьева, В. М. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха [Текст]/ В.М. Астафьева – М.: АПК и ПРО, 2000. – 116с.
- Богданова, Т. Г. Сурдопсихология. [Текст]: Учебное пособие/ Т. Г. Богданова – М.: Академия, 2002. – 211 с.
- Белогурова В. А. Воспитание нравственно и физически здорового человека: учебное пособие по педегогике и психологии / В.А. Белогурова. - Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014. - 471 с.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов: сборник научных статей: [по материалам международной научно-практической конференции / ред.-изд. совет: А. А. Симонова, С.Л. Фоменко, доктора пед. наук, профессора]. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. - 329 с.: ил.
- Плахова Т. В., Дмитриева Л. В. Социальное развитие детей с нарушением слуха [Текст]: Журнал Дефектология/ Т.В. Плахова, Л.В. Дмитриева. – 2004. – № 2.
- Губанова, Е. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. С. 8-14 .
Приложение:
1. Презентация портфолио (просмотр)
|