Представление собственного педагогического опыта мастера производственного обучения Балакшиной Л.В.
1.Тема опыта: Социализация и профессиональная ориентация детей с нарушениями слуха в условиях организации профессионально-трудовой подготовки.
2.Сведения об авторе: Балакшина Людмила Васильевна, мастер производственного обучения.
Профессиональное образование: средне- техническое, специальность техник-технолог, Клепиковский технологический техникум.
Стаж педагогической работы – 43 года, в данной образовательной организации - 26 лет.
3.Актуальность Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с нарушениями слуха, проблема достаточно сложная, т.к. представления выпускников школы об отдельных проблемах трудоустройства не всегда адекватны реалиям жизни. В связи с этим важным является не только правильный, осознанный выбор профессии, но и адекватное представление о возможностях трудоустройства и сопряженных с ним проблемах. Поэтому профориентационная работа, проводимая со старшеклассниками с нарушенным слухом, должна включать не только ознакомление обучающихся, воспитанников с различного вида профессиями и обсуждение социальных аспектов трудоустройства, но и формирование у них адекватной самооценки своих способностей и возможностей, с целью профессионального самоопределения.
Профессиональное образование детей с нарушениями слуха рассматривается педагогическим коллективом ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа - интернат для детей с нарушениями слуха» как ключевая составляющая системы их непрерывного образования, значительно расширяющая возможности их последующего трудоустройства. Требования рынка труда к профессионализму и мобильности кадров являются основой для формирования системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей реализацию способностей, запросов и возможностей личности на протяжении всей жизни.
4.Основная идея опыта: создание условий для профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся с нарушением слуха, получение ими необходимых жизненных компетенций, способствующих решению проблем социальной адаптации.
5.Теоретическая база В настоящее время ученые (В. Л. Белинский, Э. И. Вийтар, А. П. Гозова, В. Петшак, М. М. Нудельман, Т. Н. Прилепская, B.C. Собкин), занимающиеся проблемами образования глухих и слабослышащих, особенностями различных аспектов психологии личности учащихся с нарушениями слуха, отмечают, что назрела необходимость оптимизации системы работы по профориентации в школе для детей с нарушениями слуха в условиях современной экономики, при которой на первый план должны выдвигаться задачи формирования знаний о развитии рынка труда, профессиональных требованиях, трудовых правах и обязанностях, формирования умений социально-бытового ориентирования, навыков адаптации в процессе трудовой деятельности, осознание профессиональных целей и путей их достижения с учетом своих возможностей и потребностей современного общества. Для решения этих задач глухие и слабослышащие учащиеся старших классов должны быть подготовлены к самостоятельному выбору будущей профессии.
Новизна В городе Саранске школа для детей с нарушениями слуха была открыта в 1987 году. Выпускники столкнулись с проблемой дальнейшего трудоустройства, т.к. чтобы устроиться на работу необходимо получить профессию. Система профессионального образования Республики Мордовия не готова была принять таких детей на обучение, потому что необходимо знать специфику обучения и воспитания детей данной категории. В образовательные учреждения других регионов, ведущих подготовку лиц с нарушениями слуха, не готовы были отдавать своих детей родители. И в рамках решения данной проблемы в 1994 году на базе нашей школы-интерната было организовано профессиональное обучение детей с нарушениями слуха по профессиям: повар, обувщик, парикмахер, швея. Авторским коллективом, куда вошли методисты Мордовского РИПКРО по профессиональному образованию и администрация школы, была разработана нормативно-правовая база, учебно-методическая документация. Для осуществления профессиональной подготовки школьников были привлечены педагоги из профессиональных организаций.
Эксперимент, проводившийся в течение нескольких лет, был посвящен поиску новых подходов к выработке новых технологий по профориентации и социализации детей с ОВЗ. Мастерами производственного обучения были разработаны, в том числе и мной, рабочие программы профессиональной подготовки по вышеперечисленным специальностям, которая является интегрированным курсом. Обучение по профессиям начинается с 7 класса по желанию учащихся и их родителей.
Наша программа участвовала в конкурсном проекте «Образовательная программа профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ», где получила диплом 3-ей степени НОЦ «Социальная защита детей и молодёжи» МГГУ им М.А. Шолохова.
По окончании школы наряду с аттестатом об основном общем образовании, выпускники получают свидетельства о присвоении квалификационного разряда по одной из профессии. Обучение по этим учебным планам и программам имеет завершенный характер на уровне начального профессионального обучения, т.е. дает необходимый объем знаний, умений и навыков по профессиям, позволяющих выполнять работу в доступном виде труда и занять им равноправную позицию в обществе на уровне их социальных возможностей.
Технология опыта При разработке технологий обучения лиц с нарушениями слуха необходимо дифференцировать содержание, приемы и методы организации учебной и коррекционно-образовательной работы с неслышащими (глухими) и слабослышащими обучающимися.
Для учащихся 7-10 классов по профессии «Швея» разработан адаптированный учебный план, скорректированы рабочие программы по профессиональным модулям и практическому обучению. Мастерам производственного обучения приходится учитывать личностные особенности слабослышащих, влияющие на процесс ох обучения.
Стимулирующее воздействие на учебную деятельность ребят оказывает четкая организация труда на уроках производственного обучения и многообразие методов обучения. Контроль и проверка результатов, является обязательным компонентом процесса обучения детей с нарушением слуха и имеет место на всех этапах обучения. Чем четче, системнее и разнообразнее осуществляется контроль в разных его вариантах, тем легче и качественнее усваиваются знания и приобретаются профессиональные навыки учащихся.
Система производственного обучения устанавливает последовательность изучения учебного материала, определяет направление, в котором происходит формирование профессиональных умений.
Цель уроков производственного обучения – формирование у учащихся основ профессионального мастерства в раскрое одежды, сборке и ее пошиве. Мои выпускницы должны быть не только знакомы с устройством швейных машин, оверлоков и принципами их работы, но и уметь продумывать алгоритм выполнения той или иной работы, и из большего числа возможностей выбирать наиболее выгодные.
Во время обучения учащимся должен быть предоставлен комплекс готовых технологических карт и образцов выполнения задания. В ходе проверки необходимо наглядно указать на допущенные ошибки и показать способы их устранения.
Эффективные способы обучения учениц с нарушением слуха на моих занятиях:
1.Использование интерактивной доски для личного показа и пояснения мастером производственного обучения приемов и способов выполнения заданий;
2.Организация взаимообучения, путем прикрепления учениц старших классов, освоивших приемы выполнения работ, к тем, кто их еще не освоил;
3.Самостоятельные наблюдения учащихся за работой высококвалифицированных рабочих, специалистов (экскурсии на предприятия и мастерские, проведение мастер-классов);
4. Использование производственного инструктажа с сурдопереводом и/или сопровождающим видеотекстом.
Текущий контроль за деятельностью учащихся осуществляется в виде практических работ; тестовых заданий, позволяющих оценить степень усвоения темы. Одно из направлений работы – это развитие коммуникативных навыков у учащихся с нарушением слуха – работа над расширением словарного запаса. Деятельность мастера производственного обучения направлена на создание условий для развития интеллектуальных способностей учащихся (развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы).
Учет индивидуальных особенностей учащихся с нарушением слуха, является необходимым условием в процессе производственного обучения.
Производственная практика учащихся с нарушением слуха представляет собой заключительный этап их профессиональной подготовки, и проводится в последние месяцы обучения. К задачам, решаемым в процессе производственной практики, относятся: социальная, психологическая и физиологическая адаптация учащихся к производственным условиям; совершенствование и конкретизация профессиональных знаний, навыков и умений; накопление опыта самостоятельной работы при выполнении сложных производственных работ.
Результативность опыта: На протяжении последних лет выпускники нашей школы выступают на различных профессиональных конкурсах как среди лиц с инвалидностью (Республиканский конкурс «Абилимпикс»), так и наряду со своими слышащими сверстниками, а мои ученицы 8-9 класса Кристина П. и Виктория Т. принимали участие вне конкурсной программы.
В настоящее время выпускники нашей ОО продолжают обучение по профессиям во многих образовательных организациях СПО Республики Мордовия и в других регионах: ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум», ГБПОУ РМ «СТСУиПТ», ГБПОУ РМ СПО «Ичалковский педагогический колледж имени С.М. Кирова», ГБПОУ СПО « Пензенский медицинский колледж», ФКОУ СПО «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж) и др.
Опытом своей работы я делюсь с коллегами:
- на выступлении заседания методического объединения учителей трудовой подготовки и мастеров п/о «Развитие словесной речи у обучающихся на уроках производственного обучения и трудового воспитания» (Протокол №4 от 27.03.2017 г.)
- на выступлении на педагогическом совете школы-интерната «О допрофессиональном самоопределении учащихся с нарушением слуха» (Протокол №4 от 30.03.2018 г.)
- при проведении открытого занятия по технологии: «Обработка накладных карманов и настрачивание на изделие» (Протокол №4 от 26.03.2019 г.)
- при проведении открытого занятия по производственному обучению: «Обработка низа рукавов в платье» (Протокол №3 от 12.02.2020 г.)
В свою рабочую программу включила раздел по пошиву и отделке мордовских национальных костюмов, которые были использованы в выступлениях художественной самодеятельности в республиканских и всероссийских смотрах.
Ежегодно с учащимися проводятся предметные недели, выставки-распродажи изделий, где воспитанники принимают активное участие. Ежегодно проводится праздник среди первокурсников «Посвящение в профессию».
За последние 5 лет 99% выпускников нашей школы продолжают после окончания образовательного учреждения получать среднее профессиональное образование и многие из них продолжают обучение в ВУЗах, 25% трудоустраиваются на производстве, как правило, по тем специальностям, начальные навыки по которым получили в школе.
Таким образом, работа по формированию профессионального самоопределения воспитанников с нарушениями слуха является долговременным процессом, конечная цель которого - трудоустройство выпускников и их успешная адаптация в социуме.
Список литературы
1.Профессиональная подготовка детей с недостатками слуха. Учебно- программная документация, под ред. Саулиной В.И., Костериной В.И., Романовой Т.М., Макаровой Н.Д. - Саранск,1998.
2.«Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование» - МГППУ, 2012.
3.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование - МГППУ, 2011.
Приложение:
1. Презентация портфолио (просмотр) |