Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 17.05.2024, 08:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление собственного педагогического опыта учителя-дефектолога Космачевой Надежды Владимировны

Представление собственного педагогического опыта учителя-дефектолога ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Космачевой Надежды Владимировны

Тема: Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога по развитию речевого слуха и формированию устной речи у детей с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях.

Сведения об авторе: Космачева Надежда Владимировна, учитель-дефектолог

Образование – высшее, учитель и логопед специальной (вспомогательной) школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений, МГПИ им. М.Е. Евсевьева № диплома 245467, дата выдачи 2 июля 1991г.

Профессиональная переподготовка: «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС», МИСАО c 21.01.16 по 03.04.16, диплом 772403640122 регистрационный номер ДЛ-170

Педагогический стаж: 29 лет

Актуальность.

Как известно, речь развивается на основе слуха. Патология слуховой системы приводит к недоразвитию импрессивной и экспрессной речи. Характер нарушения речи при патологии слуха зависит от степени его потери, времени наступления нарушения, от своевременного начала специальных занятий, а также от индивидуальных особенностей детей.

Одним из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с большими потерями слуха является кохлеарная имплантация (КИ). Прошло несколько десятилетий от начала теоретических разработок до практического применения метода кохлеарной имплантации. Инна Васильевна Королёва в своей книге «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых» пишет: «Долгое время глухие люди были обречены жить в мире безмолвия. Но теперь кохлеарная имплантация даёт им возможность слышать все звуки, даже самые тихие! А имплантация малыша в возрасте до 2-х лет создаёт потенциальные условия для того, чтобы он развивался, как нормально слышащий ребёнок, и способствует полноценной интеграции в общество слышащих». Сама операция (кохлеарная имплантация) – лишь залог успеха. Необходимы регулярные, ежеминутные реабилитационные занятия с имплантированным ребенком. Для педагогов, работающих с детьми до и после операции, очевидно одно, что должен пройти не один год, прежде чем ребенок приблизится по уровню речевого развития к нормально слышащему ровеснику. Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации является достаточно новым направлением работы.

Ведущая педагогическая идея.

Идея опыта заключается в том, чтобы научить ребенка на слух с помощью кохлеарного импланта воспринимать неречевые и речевые звучания, и формировать коммуникацию на естественной сенсорной основе. Условием для возникновения и становления опыта – стала необходимость оказания коррекционной помощи детям с кохлеарными имплантами.

Наличие теоретической базы опыта.

Вопросами изучения и обучения детей, имеющих нарушения слуха посвящены работы отечественных ученых (Г. П. Бертынь, Л. А. Головчиц, Н. Ю. Донская, М. В. Жигорева, И. В. Королева, Б.Д. Корсунская, Е.П. Кузьмичёва, И. Ю. Левченко, Э.И. Леонгард, М. С. Певзнер, Ф.Ф. Рау, Т. В. Розанова, Л. И. Тигранова, Н.Д. Шматко)

Новизна.

Традиционные методики сурдопедагогики для развития слуха и речи (Ф.Ф. Рау, Н.А. Рау, Н.Ф. Слезиной, Б.Д. Корсунской, Е.П. Кузьмичёвой, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской, Э.И. Леонгард), доказавшие на практике высокую эффективность в работе с детьми протезированные слуховыми аппаратами, не могут быть зеркально перенесены в коррекционно-развивающую работу с детьми после кохлеарной имплантации. Так как дети с индивидуальным слуховым аппаратом приобретают навыки на слухо-зрительной основе, а дети с кохлеарным имплантом – на слуховой основе, что соответствует естественному ходу развития ребенка. Следовательно, в работе с детьми после КИ необходимо использовать слухоречевой метод.

Технология опыта

Цель педагогического опыта – сформировать у детей с кохлеарными имплантами способность использовать речь, как средство общения и познания окружающего мира.

Развитие слуха и речи у детей после кохлеарной имплантации происходит в двух ситуациях: спонтанно – дома, на улице. В этой ситуации успех зависит от активного участия родителей. И во время специальных целенаправленных занятий.

Проводя занятия, я использую общедидактические методы и приемы: игровые (создание игровых ситуаций), словесные (называние игрушек, предметов и их изображений, действий, качеств), практические (совместные действия педагога и ребенка, выполнение действий по образцу, самостоятельная деятельность детей, выполнение поручений), наглядные (непосредственное восприятие предмета, изображения; показ с называнием – демонстрации).

Коррекционно-развивающая работа с учащимися после кохлеарной имплантации в нашем учреждении осуществляется совместно с детьми, имеющими индивидуальные слуховые аппараты.

Фамилия, имя

Класс

Диагноз

1

2

3

 

4

5

 

6

7

 

8

Егор Г.

Оксана Н.

Соня Т.

 

Алина П.

Павел К.

 

Виталий О.

Виктория Т.

 

Кристина К.

4 «А»

4 «А»

4 «А»

 

4 «А»

4 «Б»

 

4 «Б»

4 «Б»

 

2 «Б»

двусторонняя с/н тугоухость IV ст.

двусторонняя глухота, КИ (справа)

двусторонняя с/н тугоухость IV ст. КИ (бинауральная)

двусторонняя глухота

двусторонняя с/н тугоухость IV ст.КИ (справа)

двусторонняя глухота, КИ (справа)

двусторонняя с/н тугоухость IV ст.,

аудиторная нейропатия

двусторонняя смешанная тугоухость III ст.

Группа детей после кохлеарной имплантации и детей, использующих слуховые аппараты по уровню речевого развития очень разнообразна. Это зависит от времени потери слуха, возраста слухопротезирования и проведения операции по кохлеарной имплантации, от наличия сопутствующих нарушений. А также проводилась ли коррекционная работа до операции.

Главными задачами коррекционно-развивающей работы с детьми после кохлеарной имплантации являются: развитие слуха детей, формирование и развитие физиологической базы речи: дыхания, артикуляционной моторики, голосовых реакций.

Для осуществления данных задач мной применяются различные методы и приемы: игры и упражнения для развития слухового восприятия, дыхательная и артикуляционная гимнастики.

Развитие слуха у детей после кохлеарной имплантации – основано на выработке условно-двигательной реакции на тихие звуки, а также развитие с помощью игровых упражнений умения обнаруживать, различать и узнавать неречевые и речевые звучания.

Дыхательная гимнастика проводится для формирования правильного речевого дыхания у детей.

Артикуляционная гимнастика проводится на индивидуальных занятиях для развития артикуляционной и мимической мускулатуры. Для того чтобы поддерживать интерес учащихся к данному виду упражнений, необходимо использовать различные приемы (картинки символы, презентации).

В коррекционно-развивающей работе с детьми после кохлеарной имплантации придерживаюсь следующих этапов (выделяемых И.В. Королёвой):

         1.Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ (длительность от 3-12 недель).

2.Основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ (длительность от 6-18 недель).

3.Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи (длительность 5 и более лет).

4.Этап развития связной речи и понимания сложных текстов.

Уже несколько лет с целью формирования у детей перечисленных навыков использую в работе пособия Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи «Я слышу мир» «Занимаемся с Ушариком», «Комплект реабилитационных материалов Сoсhlear» созданный компаниями «Исток Аудио» и «Сoсhlear», комплект пособий Инны Васильевны Королевой «Учусь слушать и говорить», а также пособия, созданные своими руками. Это добавляет эмоциональность и сюрпризность в процесс обучения.

Результативность опыта

В условиях коррекционно-развивающей работы с применением разнообразных методов и приемов у детей после кохлеарной имплантации и детей, использующих слуховые аппараты, наблюдается положительная динамика в слухоречевом развитии.

В процессе специально организованной реабилитации, учащиеся научились воспринимать на слух слова, словосочетания и фразы обиходно-разговорного характера, а также речевой материал, связанный с учебной деятельностью и изучением общеобразовательных предметов на расстоянии 3,5-5м (с индивидуальными аппаратами) и 5-6м (с кохлеарными имплантами). Научились изменять высоту и силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину. По подражанию учителю соблюдают правила орфоэпии.

В рамках работы над проблемой были проведены следующие мероприятия:

  • Открытое фронтальное занятие по РРС и ТР в 1 «Б» классе по теме: «Различение звучаний музыкальных игрушек при выборе из 3-х. Различение голосов животных. Различение предложений» Протокол №3/4 от 21.03.2017.
  • Речевая конференция в 1«А» и 1«Б» классах Драматизация русской народной сказки «Теремок» Протокол №9 от13.04.2017.
  • Речевая конференция в 2«А» и 2«Б» классах Драматизация сказки «Чуня» Протокол №11 от 11.05.2018.
  • Речевая конференция в 3«А» и 3«Б» классах Драматизация сказки «Козленок, который умел считать до 10» Протокол №12 от 21.03.2019
  • «Использование дидактических игр на индивидуальных занятиях в работе с детьми с нарушениями слуха» Международная научно-практическая конференция «55-е Евсевьевские чтения».
  • «Использование системно-деятельностного подхода в развитии компонентов речевой системы у детей с нарушениями слуха на фронтальных и индивидуальных занятиях» Заседание педагогического совета ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха», протокол №3 от 31.03.2017.
  • «Развитие устной речи на индивидуальных занятиях в начальной школе» Заседание педагогического совета ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха», протокол №6 от 06.06.2019.
  • «Диалогическая речь детей с нарушениями слуха» Заседание методического объединения учителей-дефектологов ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха», протокол №5 от 25.03.2020.
  • Публикация в научно-методическом и информационном журнале «Народное образование республики Мордовия» № 4 2020: «Преемственность в работе дошкольного отделения и школы-интерната для детей с нарушениями слуха».
  • На Всероссийском информационно-образовательном портале профессионального мастерства педагогических работников «Педагогические таланты России» конспект занятия по развитию речевого слуха и техники речи. (https://педталант.рф/космачева-н-в-конспект-занятия/).

Литература

         Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. – М., 1990.

         Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.

         Волкова К. А., Казанская В. Л., Денисова О. А. Методика обучения глухих детей произношению. – М., 2008.

         Королева И. В. Кохлеарная имплантация детей и взрослых. - СПб., 2008.

         Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. – М., 1991.

Приложение:

1. Презентация портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (08.09.2020)
Просмотров: 315
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024