Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 03:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление собственного педагогического опыта учителя истории Пищиковой Валентины Павловны.

Представление собственного педагогического опыта учителя истории Пищиковой Валентины Павловны

Тема опыта: «Активизация познавательной деятельности  учащихся с нарушениями слуха на уроках истории»

Сведения об авторе: Пищикова Валентина Павловна, учитель истории

Профессиональное образование: географ. Преподаватель по специальности «География», МГУ им Н. П. Огарёва,    НВ № диплома  674803, дата выдачи 27 июня 1987 года.

Стаж педагогической работы – 36 года, в данной образовательной организации – 27 лет. ​ 

I. Введение.

1. Актуальность опыта

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей. В преподавании истории и обществознании руководствуюсь требованиями государственного образовательного стандарта, задачами формирования конкурентоспособной, свободно адаптирующейся личности.  Целью учебно-воспитательной работы считаю создание условий для развития личности ученика, его интеллектуального роста, формирование историко-познавательной, информационной и коммуникативной компетентности школьника. В течение последних  лет работаю над методической темой «Активизация познавательной деятельности неслышащих и слабослышащих учащихся на уроках истории», целями которой являются - повышение качества образования и способы активизации словарной работы с учащимися с нарушением слуха. Моя профессиональная деятельность напрямую согласуется с целью деятельности данного образовательного учреждения.  Главную цель своей деятельности я вижу в том, чтобы  научить своих учеников всему тому, что знаю и умею  сама, привить им желание учиться, повысить качество знаний по преподаваемым мной предметам, подготовить их к поступлению и учебе в других учебных заведениях.

Развитие способностей детей с нарушениями слуха  самостоятельно "добывать" необходимые им знания и навыки через различные приемы активизации познавательной деятельности учащихся. На основе компетентностного подхода обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной  личности). Совершенствовать содержание предметного образования на основе внеклассной и кружкой работы. Активизировать познавательную деятельность учащихся с нарушениями слуха  через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

2. Основная идея

Мое  педагогическое кредо я могу определить так: «Чтобы что-то получить, нужно отдать. Получать можно много, лишь много отдавая». К педагогическим условиям, способствующим эффективной активизации познавательной деятельности неслышаших и слабослышащих учащихся следует отнести:

- использование педагогом приемов активизации учения школьников на всех этапах учебного процесса (целеполагание и мотивация, организация учебной работы, контроль и оценка результатов);

- связь приемов активизации с содержанием изучаемого материала;

- ориентацию на формирующуюся у учащихся совокупность общеучебных, логических, предметных умений(на основе требований образовательных стандартов);

- учет возрастных особенностей учащихся;

- дифференцированный, индивидуальный подход

- использование комплексов познавательных задач для школьников.

Необходимым условием активизации познавательной деятельности неслышащих и слабослышащих школьников является учет их возрастных возможностей. Учителю истории важно принимать во внимание, что учащимся с нарушением слуха 5-6 классов свойственен преимущественно конкретный характер мышления. У них возникает интерес к личности человека, его жизни, а затем только к событиям. Семиклассников начинает привлекать не только внешняя, но и внутренняя  сторона факта: почему произошло, что стало потом. Проявляется интерес к духовному миру человека, к проблемам, связанным с поведением и деятельностью людей. Подростки начинают овладевать навыками рассуждения. Учащимся 8-9 классов присуща большая способность к абстрактному мышлению. На этом этапе обучения развиваются умения выделять и группировать опорные факты и понятия, связывать новый материал с ранее изученным. Школьники проявляют больший интерес к общественно значимой деятельности, к проблемам взаимоотношений «человек-человек», «человек - общество», появляется стремление к осознанию своего «я». Они более активны при обсуждении оценок исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей.

Учет реальных знаний и умений учащихся служит важным основанием для отбора средств и приемов активизации, которые помогут вовлечь в активную работу школьников с различными возможностями  познания. Наряду с эти важно принимать во внимание разнообразие склонностей, интересов, мотивов деятельности школьников.

3. Теоретическая база

Анализ педагогической литературы позволяет выделить два магистральных направления исследований, относящихся к рассматриваемой проблеме. Работы, развивавшие различные аспекты теории учебно-познавательной деятельности в педагогической психологии, содержащие такие важные положения:

  • Об учебном процессе как взаимосвязанной деятельности учителя и ученика;
  • Об обучении как процессе активной, целенаправленной, самоуправляемой деятельности;
  • О типологии деятельности детей и подростков (предметно-манипулятивной, игровой, учебной, общественно полезной) и ведущих типах деятельности  в отдельные возрастные периоды (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов);
  • О содержании и этапах формирования учебной деятельности(Д.Б.Эльконин, Н.А.Менчинская, Н.Ф. Талызина, Л.В.Занков);
  • О мотивации учения и развития познавательных интересов школьников (В.С. Ильин, А.К. Маркова, Л.И. Божович и др.);

В дидактике и предметных методиках особое внимание уделялось проблематике самостоятельной работы школьников. В  исследованиях М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Т. Огородникова, П. И. Пидкасистого,  И. Я. Лернера  и др.

4. Новизна

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Появление компьютерной техники привело к появлению новых разновидностей учебных пособий и обучающих программ, В курсах истории, кроме того, произошло обновление и пополнение материала с привлечением значительного круга исторических источников, обусловленное развитием базовой науки, пересмотром прежних методологических подходов.

Таким образом, речь идет не только о количественном, но и качественном расширении используемой в школьных курсах информации, что влечет за собой повышение требования к познавательной деятельности учащихся, и к организации учителем педагогического сопровождения учебной работы.

Все отмеченные факты дают основания для признания возрастающей актуальности в образовательном процессе вопросов о путях активизации познавательной деятельности школьников.

II.Технология опыта

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте и исторических знаниях, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

Внедрение современных информационных технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, предоставляет доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем  фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя.

Использование информационных технологий в процесс обучения неслышащих и слабослышащих школьников позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечить доступ к большому объему информации,
  • использовать образно-наглядную форму представления изучаемого материала,
  • осуществить поддержку активных форм обучения,
  • моделировать процессы и явления и т.д.

Для развития познавательного интереса неслышащих и слабослышащих учащихся  используются различные виды традиционных и  нетрадиционных уроков (урок - презентация, урок – семинар, сюжетно – ролевая игра, инсценировки, пресс конференции и т.д.), разработаны методические рекомендации по применению на уроках творческих заданий, составлению опорных схем, разноуровневых тестов.

В своей работе использую следующие методы  обучения для неслышащих и слабослышащих учащихся:

На разных этапах урока  использую разнообразные приемы для активизации познавательной деятельности:

  1. Этап целеполагания

Это совместное обсуждение задач учебной работы, создание проблемной ситуации, выбор заданий. Эти приемы носят дидактический характер. Ребята имеют возможность выбора задания, способов деятельности.

  1. Этап подготовительно-организационный.

Здесь момент активизации связан с обсуждением учителем и учеником возможных путей решения познавательных задач, выработка алгоритма действия - совместное составление памяток. Система методических приемов и организационных форм обеспечивает постоянное общение "учитель - ученик", "учитель - класс", "ученик - ученик" (в группах). Организую коллективную работу, где все учащиеся оказывают помощь друг другу, используя традиционные методы, в которые вносятся и свои элементы.

  3. Этап выполнения учебной работы.

Здесь использую различные приемы активизации познавательной деятельности: активные диалогические формы (беседа с постановкой проблемы),   чередование форм работы, прием персонификации и драматизации, ролевые и игровые ситуации.

Суть работы каждого в  отдельности состоит в том, что все  ставятся в условия умственного напряжения при решении той или иной проблемы. Каждый понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению задачи, и именно эти ожидания  выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности.

Например, при изучении темы «Участие России  в первой мировой войне» ставится проблемный вопрос: «Могла ли Россия избежать участия в войне?» Задача состоит  в том, чтобы доказать, что участие России в войне не было неизбежным. Каждый ученик должен привести убедительные факты, свидетельствующие о том, что Россия не могла избежать  участия в мировой войне.

Один из вариантов  работы - игра «Колесо истории». Здесь я использую приемы персонификации и драматизации как одни из эффективных приемов активизации познавательной деятельности. Команды выступают с заранее подготовленными домашними заданиями. Такие уроки я провожу на материале региональной и местной истории.

Во-первых, он делает историю близкой и доступной для школьников благодаря непосредственному наблюдению и эмоционально окрашенному восприятию исторических объектов.

Во-вторых, при обращении к этому материалу формируется чувство причастности к истории родного края, села, а значит, и к истории Отечества и мира  в целом.

Самая сложная работа неслышащих и слабослышащих учащихся - это работа  с историческими источниками, которая способствует углублению и конкретизации знаний школьников, активизации процессов их мышления и воображения в силу необходимости реконструировать минувшее. Возможность непосредственно познакомиться с присущими историческим памятникам языком, символикой, знаменательными событиями прошлого имеет большое значение для пробуждения и развития интереса учащихся  к истории.

Другая форма активного обучения - это сюжетно - ролевая игра. Это уроки-экскурсии, уроки- презентации, уроки - путешествия, конкурсы. Играющие получают опыт общения, опыт поиска решения проблемы на основе полученных знаний. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность. Игра вовлекает учеников в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает интерес к истории.

Активизация познавательной деятельности неслышащих и слабослышащих учащихся в ходе игры осуществляется посредством приемов драматизации и персонификации, моделирования исторических ситуаций, в результате необходимость определить и выразить в той или иной форме свое отношение к участникам событий. В младшем подростковом возрасте игры по типу воображаемых путешествий («Путешествие в Древний Киев», «Один день из жизни крестьянина в XVIIIв»).  Они направлены на развитие  воображения, конкретизацию  их представлений  о жизни и быте людей.

Пример заданий первого типа:

  1. Представьте, что вы оказались в Киеве XI в

(Выберите возраст, род занятий, уровень материального достатка, семейное положение. Как вы  отнесетесь к событиям того времени?)

     В  старших классах происходит  усложнение реконструктивной, моделирующей деятельности. Акценты смещаются от игровых моментов к аналитическим, от воспроизведения поступков, манеры держаться к передаче сущностных смыслов позиций и действий «героев».

Пример задания второго типа:

1. Обсуждение вопроса о заключении Брестского  мира в 1918г.

( Участники представляют позиции Ленина, Бухарина, Троцкого)

2. Встреча лидеров Германии, Италии, Великобритании и Франции и подписание Мюнхенского соглашения в сентябре1938г.

( Помимо позиций указанных лидеров важно представить также отношение к этому событию представителей Чехословакии, СССР)

Целью моей работы является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания. Я стремлюсь к тому, чтобы научить неслышащих и слабослышащих детей учиться, добывать свои знания самостоятельно.  Информационные технологии позволяют мне  по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую  видеоинформацию. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы. Школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе и выделяют главное, систематизируют и обобщают.

Считаю, что роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий очень важна. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, обществознания и  во внеклассной работе. Данная методика позволяет активно  использовать мультимедийный проектор на уроках.    

Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя  их внимание на изучаемом объекте, а развить познавательный интерес и творческие способности учащихся.    

В изучении курса истории использую следующие  формы работы: беседы, тесты, рефераты, разработка творческих проектов. Использование Интернета позволяет учащимся расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы и ее использования в изучении курса истории.    

В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что  позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.

Систематическое использование персонального компьютера при изучении курса истории  приводит к ряду  выводов:

1.      Развитие познавательного  интереса, творческих способностей учащихся при  изучении курса всемирной истории, истории Отечества.

2.      Повышение уровня использования наглядности на уроке.

3.      Установление межпредметных связей.

4.      Использование информационных технологий в  изучении курса истории.

Умения и навыки информационно-поисковой деятельности (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).

В своей работе  использую ИКТ при объяснении нового материала, постановке эксперимента, организации самостоятельной работы, контроле знаний учащихся.

С  использованием  информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена   объективность    в  оценке знаний учащихся, снижена   трудоемкость   процесса   составления контрольных работ и экзаменационных материалов. Учащиеся имеют знания по предмету, у них сформированы  познавательные интересы   

В чем инновационность моей деятельности:

  • в развитии творческой индивидуальности учащихся;
  • в формировании у школьников  способности выявлять, формулировать,

           анализировать и решать творческие задачи;

  • а также в развитии общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений  в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта;
  • в определении структуры объекта, видение альтернативы решения или

его способа;

  • в развитии критичности мышления.

III. Результативность опыта

С  использованием  информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена   объективность    в  оценке знаний учащихся, снижена   трудоемкость   процесса   составления контрольных работ и экзаменационных материалов. Учащиеся с нарушениями слуха имеют знания по предмету, у них сформированы  познавательные интересы    и  имеют стабильные результаты обучения. Одним из показателей результативности считаю, что выпускники нашей школы поступают в специализированные учебные заведения в Пензе,  Санкт- Петербурге, Москве, в техникумы Саранска, занимают призовые места в предметных интернет - олимпиадах школьников с нарушением слуха «Родник знаний», участвуют в различных конкурсах.

«Родник знаний» по истории  - 2 место Архипов М., 1 место – Козлова Е., Лапшин К., Ханина А., 2 место – Байкова Н., Надькина В., диплом 2 степени в конкурсе творческих работ «Яркие страницы моей Малой Родины»- Гробов Илья (номинация «Научное осмысление истории Саранска») 2020 г.

Стараюсь готовить учащихся к жизни, чтобы все знания и умения, которые они получают, пригодились бы им в жизни. Опыт работы представлен на Международной научно–практической конференции «54-е Евсевьевские чтения» в докладе «Технология уровневой дифференциации на уроках истории», «55-е Евсевьевские чтения» в докладе «Положение о системе оценки с переходом на ФГОС».

Список литературы

1.Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 1999г, № 47 с.29       

2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика  - С- П. 2004 с.183-201.       

3. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М.: 2003.

4. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. -  « Учитель». 2002. - № 4. – С.53.

5. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002.    № 4. с.38-39.

6. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.

Приложение:

1. Портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (08.10.2020)
Просмотров: 337
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024