Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 17.05.2024, 08:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Представление собственного педагогического опыта учителя математики Рузановой И. В.

Представление собственного педагогического опыта учителя математики ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Рузановой Инны Викторовны

Тема опыта: «Формы и виды самостоятельной работы на уроках математики в обучении детей с нарушениями слуха».

Сведения об авторе: Рузанова Инна Викторовна, учитель математики

Профессиональное образование: математик. Преподаватель по специальности «Математика», МГУ им Н. П. Огарёва,    № диплома БВС 0025580, дата выдачи 29 июня 1996 года.

Профессиональная переподготовка: Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС. МИСАО. С 21.01.2016 по 03.04.2016, диплом 772403640485, регистрационный номер ДП-209

Стаж педагогической работы – 24 года, в данной образовательной организации – 24 года. ​ 

I. Введение.

1. Актуальность опыта

Формирование навыков самостоятельной работы – одна из главных задач современного образования. Задача школы-интерната для детей с нарушениями слуха – научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из разных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большими приёмами самостоятельной работы. Выработка их происходит постоянно, в течение всех лет обучения. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого неслышащего и слабослышащего школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки.

Данная проблема актуальна, так как знания и умения нельзя передать от учителя к учащемуся, прибегая только к теории. Их надо применять на практике, используя различные формы и виды самостоятельной работы.

2. Основная идея

Самостоятельная работа ученика с нарушением слуха - главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Я замечала, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо в начальных классах. Самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она рождает у детей с нарушениями слуха веру в себя, в свои силы и возможности. Слабослышащий ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним. Самостоятельная работа на уроках математики тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплинирует учащихся.

3. Теоретическая база

Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль учёные всех времён. Особенно чёткие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева. Понятие «самостоятельная работа» используется различными авторами в разном значении. Например, Л.Г. Вяткин под самостоятельной работой понимает «такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика». Различные аспекты проблемы самостоятельной работы учащихся исследовались Б. П. Есиповым, М. А. Даниловым, М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, Н. А. Полоеноковой, и др.

4. Новизна

Мне кажется, что педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.  Настоящий урок ориентирован на развитие творческих, интеллектуальных возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей и на его активную роль в процессе обучения. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение различных форм и видов самостоятельной работы позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование данных технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой.

II. Технология опыта

Самостоятельная работа учащихся в школе-интернате для детей с нарушениями слуха является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без неё невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особенностью методов самостоятельной работы является выполнение учебных заданий учениками без непосредственного управления этим процессом со стороны учителя. Я стараюсь все уроки по математике выстроить так, чтобы предоставить учащимся с нарушениями слуха  возможность планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допускаемые в ходе собственных познавательных действий, вносить необходимую коррекцию в процесс осуществления своей деятельности.

Творческий подход к учёбе, умение самостоятельно работать не приходят сами собой, они формируются, воспитываются в ходе всего обучения, от класса к классу степень самостоятельности должна возрастать. Особое место в организации самостоятельной работы учащихся занимают те классы, с которых начинается каждая ступень обучения, т.е. 1 класс, 5класс (II ступень обучения), 10 класс. Среди этих классов особенно надо выделить 5 класс (II ступень обучения).

 Во-первых, с 5 класса II ступени обучения начинается предметное обучение, увеличивается число учебных предметов, объём информации, что требует формирование навыков самостоятельной работы.

Во-вторых, ученики 5 класса II ступени обучения имеют уже достаточный запас знаний по математике. Эти  знания служат основой не только для приобретения новых знаний, но и для их самостоятельного применения.

В-третьих, в курсе математики 5 класса постоянно усиливается роль доказательств, элементов рассуждений, учащиеся знакомятся с особыми математическими оборотами речи.

В-четвертых, в 5 классе II ступени обучения ученики уже достаточно свободно читают, поэтому целесообразно учить их самостоятельной работе с учебником. Организация самостоятельной работы учащихся 5 класса приобретает особое значение. И если элементарные навыки самостоятельного приобретения знаний в 5 классе II ступени обучения не будут привиты детям, то можно просто упустить время и возможность.

Самая  важная  моя задача, как учителя математики, – привить учащимся  навыки  самостоятельной  работы.  Готовясь к урокам, я стараюсь тщательно продумывать организацию самостоятельной работы на всех этапах изучения материала - при введении новых понятий, при закреплении материала, в ходе решения задач, при текущем учёте знаний учащихся. Поэтому  нужно  знать  формы  и  виды  самостоятельных работ,  их  место  в процессе  обучения. Основные формы организации самостоятельных работ: индивидуальные, фронтальные, групповые. Основные виды самостоятельных работ: работа с книгой, выполнение упражнений, выполнение практических работ, проверочные самостоятельные, контрольные работы, подготовка докладов, рефератов, домашние опыты.  В  зависимости от  целей,  которые  ставятся  перед  самостоятельными  работами,  они  могут  быть:

1)  обучающими  

Самостоятельная  работа  по  формированию  навыков  состоит  в  том,  чтобы  в  процессе  самостоятельной  деятельности  совершенствовались  приобретённые  учащимися  навыки  выполнения  тождественных  преобразований,  решения  уравнений,  неравенств,  различного  рода  задач,  навыки  построения  графиков  различных  функций.  Эти  работы, в зависимости от темы, я провожу  практически  на  каждом  уроке.  При  составлении  заданий  я  исхожу  из  принципа  «от простого  к  сложному». Например,  используя  тождество  сокращённого  умножения,  преобразуйте  выражения: 

          а) (m - k)(m + k);

          б) (4а – x2)(4а+x2);

          в) x2 -y2;

          г) 16а2p4.

Для  выполнения  задания:

а)  ученику с нарушениями слуха  достаточно  вспомнить  тождество 

(a - b)(a + b)=a2b2;

б) кроме  этого,  необходимо  уметь  возводить  в  квадрат  одночлен;

в) тем  же  тождеством  воспользоваться,  но  в  противоположном  порядке;

г) будет  успешно сделан,  если  выполнены  все  предыдущие.

2) тренировочными

К  тренировочным  заданиям  относятся  задания  на  распознавание  различных  объектов  и  их  свойств.  В  самостоятельных тренировочных  работах  часто  требуется  воспроизвести  или  непосредственно  применить  теоремы,  определение,  свойства.    Эта  работа  мало  способствует  умственному  развитию  детей,  но  она  необходима, т.к.  позволяет  выработать  основные  навыки  и  умения и  тем  самым  создать  базу  для  дальнейшего  изучения  математики.  При  выполнении  таких  работ  я  разрешаю  пользоваться  учебником,  записями  в  тетрадях,  таблицами.  Всё  это  создает  благоприятный  климат,  позволяет  слабым  учащимся  легко  включаться  в  работу. Например: самостоятельная работа по карточкам - задания с выборочной формой ответа в 5 классе II ступени по теме «Десятичная запись дробных чисел».  Карточки составляю в нескольких вариантах.

Тест

1. Запишите цифрами десятичную дробь: нуль целых двадцать пять тысячных.

1) 0,25;           2) 0,00025;          3) 0,0025;            4) 0,025.

2. В каком разряде числа 6,3415 записана цифра 5?

1) в десятитысячных;                          3) в десятых;

2) в сотых;                                           4) в тысячных.

3. Выразите в километрах 39 м.

1) 0,39 км;               2) 0,00039 км;     3) 0,0039 км;       4) 0,039 км.

4. Выразите в килограммах 0,006 т.

1) 60 кг;          2) 600 кг;             3) 6000 кг;           4) 6 кг.

5. Из чисел 5,6; 5,006; 5,600; 5,060; 5,60 выберите равные.

1) 5,006; 5,600; 5,060;               2) 5,6; 5,60; 5,600;

3) 5,6; 5,60; 5,060;                     4) 5,60; 5,600; 5,060.

6. Расположите в порядке убывания числа 0,789; 0,78; 0,7801.

1) 0,789; 0,7801; 0,78;

2) 0,789; 0,78; 0,7801;

3) 0,78; 0,7801; 0,789;

4) 0,7801; 0,78; 0,789.

7. Запишите в виде десятичной дроби частное 40802 : 100.

1) 4,0802;                 2) 4080,2;            3) 40,802;            4) 408,02

3) закрепляющими

К  закрепляющим  самостоятельным  работам  относят  такие  работы,  которые  способствуют  развитию  логического  мышления  и требуют  комбинированного  применения  различных  правил  и  теорем.  Они  показывают,  насколько  прочно,  осмысленно  усвоен  учебный  материал.  По  результатам  проверки  заданий  данного  вида  я  определяю,  нужно  ли  еще  заниматься  этой  темой. Часто при решении примеров по математике необходимо осуществлять их быструю проверку. Если в учебнике не даны ответы, иногда поступаю таким образом: на доске записываю ответы примеров, меняя их порядок. Учащиеся сами проверяют свою работу, ищут, есть ли найденный ответ в этом списке. Если есть, продолжают решение, а если нет, ищут ошибку. В этом случае все ответы перед глазами учащихся на доске в течение всей проверки. В это время я смотрю работы у слабоуспевающих учеников.

4) повторительными (обзорные,  тематические)

Перед  изучением  новой  темы  я должна  знать,  подготовлены  ли  ученики,  есть  ли  у  них необходимые  знания. При  проведении  таких  работ  можно  применить  различные  нестандартные  формы  занятий – конкурсы, соревнования.

5) развивающими

Самостоятельные  работы  развивающего  характера  могут  быть:  домашние  задания  по  составлению  сообщений и докладов  на  определенные  темы,  подготовка  к  олимпиадам,  проведение  в  школе недели математики, сочинение  математических  сказок,  кроссвордов.      

6) контрольными

Контрольные  работы  являются  необходимым  условием  достижения  планируемых  результатов  обучения.  Контрольные  задания  должны  быть  равноценными  по  содержанию  и  объёму  работы. Самостоятельные проверочные  работы  предназначены  для  проверки  усвоения  отдельного  фрагмента  курса  в  период  изучения  темы.  Они  рассчитаны  на  10 – 15 минут.

Особую  роль играет  умение  самостоятельно  работать  с  учебником.  Здесь я уделяю  внимание  выработке  у  учащихся  умения  отличать  главный  материал  от  второстепенного.  Есть  ученики,  которые  стараются  заучить  весь  текст  со  всеми  примерами,  а  если  это  геометрический  материал – стараются  запомнить  и  все  обозначения  на  рисунке.  Но  если  нет  логических  связей,  нет  мышления,  нет  и  знаний.

Чтобы  научить  учащихся  самостоятельно  выделять  в  читаемом  тексте  основной  материал,  в  5 – 6 классах  изучение  нового  материала  я  провожу  по  определенному  плану,  который  записывается  на    доске.  Например,  при  изучении  темы  «Сложение  десятичных  дробей»    предлагается  учащимся  вначале  прочитать  весь  пункт,  а  затем  ответить  на  следующие  вопросы:

- как  подписываются  при  сложении  дроби? 

- что  для  этого  предварительно  следует  сделать  с  десятичными  дробями?

- как  выполняется  сложение?

- где  в  сумме  ставится  запятая?

Учитывая,  что  самостоятельные  работы  на  уроках  проводятся  часто,  то  я  создаю  специальные  памятки,  где  даю  рекомендации  по  работе,  например,  с  математическим  текстом  и  решению  задач  как  основных  видов  учебной  деятельности  при  изучении  математике.

Также  у  учащихся вырабатываю  умение  пользоваться  различного  рода  справочниками,  таблицами,  графиками.  С  этой  целью  предлагаю  учащимся  задачи,  которые  требуют  обращение  к  этим  источникам.  Например, в 5 классе (II ступень обучения)  вырабатываю  навык  работы  с  таблицами  квадратов  и  кубов  натуральных  чисел. В 6 классе  они  часто  пользуются  таблицами  простых  чисел:  при  сокращении  дробей,  при  разложении  чисел  на  простые  множители,  при  нахождении  наименьшего  общего  кратного.  В  10 классе  при  решении  задач по геометрии обращаются  к  таблице  Брадиса.

Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством развития их умственных способностей.

III. Результативность опыта

Практика показывает, что используя различные формы и виды самостоятельной работы на уроках математики в обучении детей с нарушениями слуха учащиеся 5б, 6 и 10 классов имеют стабильные результаты обучения. Одним из показателей результативности считаю, что выпускники нашей школы поступают в специализированные учебные заведения в Пензе, в Санкт Петербурге, в Москве, в техникумы Саранска, занимают призовые места в предметных олимпиадах среди коррекционных школ «Родник знаний», участвуют в различных конкурсах. Например, результаты VII Международной предметной интернет-олимпиады «Родник знаний» по математике: Алина М. – 1 место,  Андрей Б. – 3 место, Кристина П. – 1 место; результаты VIII Международной предметной интернет-олимпиады «Родник знаний» по математике: Алина М. – 1 место, Миша С. – 1 место, Кристина П. – 1 место, Кира В. – 3 место, Алиса Х. – 3 место; результаты  IX Международной предметной интернет-олимпиады «Родник знаний» по математике: Алина М. – 1 место, Миша С. – 1 место, Кристина П. – 1 место, Кира В. – 2 место, Алиса Х. – 2 место. Я стараюсь готовить своих ребят к жизни, чтобы все знания и умения, которые они получают, пригодились бы им в жизни. Опыт работы представлен на Международной научно–практической конференции «54-е Евсевьевские чтения» в докладе «Роль приёмов и методов организации ситуации успеха на уроках математики в школе для детей с нарушениями слуха», «55-е Евсевьевские чтения» в докладе «Формирование навыков самостоятельного труда как условие приобретения учащимися с нарушениями слуха базовых умений и компетенций на уроках математики». По данной проблеме имеется публикация в сборнике статей по материалам Международной научно–практической конференции «54-е Евсевьевские чтения», в  ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования «Из опыта организации самостоятельной работы учащихся с нарушениями слуха на уроках математики в среднем звене».  В рамках работы над проблемой имеются выступления на заседаниях педагогического совета, методического объединения учителей естественно-математического цикла.

Список литературы

  1. Демидова, С.И., Денищева Л.О. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы): Сб. статей. – М., 1985.- 191 с.
  2. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М: Учпедгиз, 1961. - 240 с.
  3. Математика. 5-11 классы: проблемно-развивающие задания, конспекты уроков, проекты / авт.- сост. Г.Б. Полтавская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 143 с.
  4. Миндюк, Н.Г. Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности и её отражение в организации работы на уроках математики. 
  5. 5. Сухова, В.Б. Обучение математике в VVIII классах школ для глухих и слабослышащих детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

Приложение:

1. Презентация портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (05.10.2020)
Просмотров: 413
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024