Представление собственного педагогического опыта воспитателя дошкольного отделения Бельтюковой С. А.
Тема: «Социальное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»
Сведения об авторе: Бельтюкова Светлана Анатольевна, воспитатель группы №4.
Образование: высшее, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, диплом №196, от30 июня 1994г. Специальность «Педагогика и психология» (дошкольная). Квалификация «Методист по дошкольному воспитанию. Воспитатель в детском саду».
Переподготовка, АНО ВО «МИСАО», диплом№ДЛ-161 от 04.04. 2016г.
Педагогический стаж: 27 лет, из них в данной должности 23года.
Актуальность проблемы. Реформы, осуществляемые в России, вызывают кардинальные изменения в обществе. Преобразованиями затронуты практически все сферы жизни и деятельности людей.
В отношении системы специального образования научно обоснован новый широкомасштабный подход к решению проблем обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, Как правило, любое отклонение в развитии ребенка влечет за собою нарушение его взаимодействия со сверстниками и окружающими взрослыми. Лица с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от ряда объективных и субъективных причин имеют определенные трудности социальной адаптации.
Практика обучения глухих и слабослышащих детей показывают, что лица с недостатками слуха испытывают значительные трудности при включении их в социум не только слышащих людей, но и в микросоциум глухих и слабослышащих.
Проблема социального развития глухих и слабослышащих детей при сложной структуре нарушений развития является значимым направлением в современной отечественной сурдопедагогике.
Основная идея опыта. Для успешной социализации неслышащего дошкольника необходимо создать условия для усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной культуры.
Данная проблема социальной адаптации детей с нарушениями слуха может быть решена в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия, через включение детей в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно-значимой деятельности, учитывая интересы и возможности детей.
Новизна. В системе образования детей с нарушениями слуха намечен новый подход к решению проблем обучения и воспитания лиц с ОВЗ. В рамках модернизации образования делается акцент на усиление внимания к социально-эмоциональному, личностному развитию, сознательной регуляции поведения неслышащего ребенка в социуме.
На современном этапе развития специального образования усложняются задачи подготовки неслышащих детей к их социализации в обществе. Естественно расширяется круг проблем обучения и воспитания детей, что предполагает усиление личностно-ориентированного подхода к обучению, учет индивидуальных особенностей, психического развития детей. С потерей слуха далеко не все еще потеряно в жизни. Глухие люди могут счастливо работать и жить. Они могут быть высококвалифицированными инженерами, художниками, конструкторами и т.д.
Компенсация глухоты является сложной проблемой. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с нарушением слуха, довольно длительный процесс. Социальное развитие ребенка многогранно. Оно предполагает присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование определенных личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими людьми, развитие самосознания и самооценки.
Для решения данных задач на базе нашей школы в дошкольном отделении воспитателями была создана и апробирована программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с нарушениями слуха «Наш край». Эта программа позволяет решать не только задачи духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, но и задачи социальной направленности:
- развивать умение действовать в коллективе, команде;
- воспитывать позицию толерантности и терпимости к представителям других культур и народностей;
- умение выслушивать точку зрения другого ребенка (детей);
- тактично отстаивать свою точку зрения;
- умение идти на компромисс;
- стремление действовать дружно, бесконфликтно и др.
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории: В исследованиях Н.А. Рау, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозова широко раскрыты средства и методы нравственного воспитания дошкольников с нарушением слуха, а так же показана огромная роль овладения речью в процессе нравственного развития. В ряде исследований Л.П. Носкова раскрыты возможности личностного развития глухих и слабослышащих детей в процессе специального обучения. Л. И. Лисина показала влияние процесса развития общения слабослышащего ребёнка со взрослым в первые семь лет жизни. Использованием различных средств общения занималась Е.И. Исенина. Л.С. Выготский в дошкольном этапе специального обучения видел «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей».
Технология опыта.
Система социализации включает в себя следующие методы:
1. Комплекс социально-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию или компенсацию первичного дефекта и предупреждение вторичных отклонений.
2. Комплекс медицинских и психофизических мероприятий, способствующих развитию физиологических возможностей ребенка с нарушением слуха.
3. Обучение коммуникативному взаимодействию (участие в различных мероприятиях, играх, способствующих развитию речевых навыков).
4. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и трудовой деятельности (развивающие игры, занятия).
5. Включение детей с нарушением слуха в инклюзивную среду. Насыщенная социальная среда способствует повышению мотивации детей с нарушением слуха к общению со здоровыми детьми.
6. Развитие социальной активности таких детей (организация и проведение выставок работ, выполненных руками воспитанников, поездки в художественные музеи, галереи).
Таким образом, вышеперечисленные формы и методы направлены на создание условий, обеспечивающих независимое существование детей-инвалидов с нарушением слуха и максимально полноценное функционирование в обществе.
Для успешной социализации неслышащего ребенка очень важен этап детства. Ребенок знакомиться с нормами и правилами поведения, обычаями, усваивает язык окружающих людей. Используя в своей работе программу «Наш край», это позволяет посредством игры, как ведущей деятельности ребенка-дошкольника, не только знакомить детей с культурой народов населяющих нашу малую Родину, но и создавать условия для формирования полноценных социальных (жизненных) компетенций.
Цель работы образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности – содействие в улучшении качества жизни ребенка с недостатками слуха, защита его интересов в различных кругах, создание необходимых условий для выравнивания возможностей детей, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
У детей с недостатками слуха, в процессе социализации важно формировать целый ряд личностных особенностей:
- творческую и познавательную активность личности,
- высокий уровень саморегуляции (это навыки организации межличностных контактов);
- набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и т. д.
- перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;
- навыки общения, потребность в нем;
- адекватную самооценку и уровень притязаний.
Задачи, стоящие перед педагогами, по социализации воспитанников можно определить следующие:
- пробуждение социальной активности, деятельности ребенка, который традиционно воспринимался обществом как больной, нуждающийся в милосердии;
- воспитание чувства собственного достоинства;
- стремление к самоопределению;
- формирование способности к выбору жизненной позиции;
- стремление к активному участию в жизни общества.
Процесс социализации детей требует системного, комплексного подхода, с опорой на программы непрерывного образования, охватывающий все направления, все звенья и всех участников процесса социализации, начиная с диагностического этапа.
Начиная уже с поступления ребенка в специализированное образовательное учреждение, проводятся определенные мероприятия, способствующие успешной адаптации и последующему социальному развитию: психолого-педагогическое обследование ребенка; наблюдение за ним в группе; наблюдение за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов; анкетирование родителей с целью выяснения особенностей взаимодействия в семье и выявление социального статуса семьи. В ходе данного обследования определяется уровень социального, физического, психического, познавательного развития, а так же состояние развития слуха и речи.
Для успешной социализации неслышащих детей необходима тесная связь с семьей. Родителей необходимо вовлекать в воспитательно – образовательный процесс для того, чтобы они соблюдали единые требования к воспитанию ребенка в семье. Родителям следует как можно раньше, до года, выявить наличие патологии слуха у ребенка. После обследования и установления точного диагноза следует протезировать ребенка. Слухопротезирование – это важнейшее условие полноценного слухо – речевого развития малыша. При постоянном ношении слуховых аппаратов, либо кохлеарных имплантов (КИ) будет развиваться слуховое восприятие и речь. И сразу же нужно начать специальные занятия с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация.
Большая работа ведется по развитию слухового восприятия. Само по себе ношение слухового аппарата не дает должного эффекта. Детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребенка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Необходимо создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку. Иногда демонстрировать успехи ребенка в накоплении словаря, письме, чтении, рисовании, танцах. И тогда положительный эффект не замедлит сказаться. Родителям нужно воспитывать нравственные качества в ребенке. Это доброжелательность, готовность и стремление помогать другим людям, внимательное отношение к окружающим. От этих нравственных качеств и свойств характера во многом зависит успешная адаптация ребенка в социуме. Глухой или слабослышащий ребенок обязательно должен принимать активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и других подобных мероприятиях. Важно, чтобы неслышащий ребенок мог прочитать небольшое стихотворение, танцевал. Это так же очень важный шаг в социализации детей с нарушениями слуха – публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией.
Незаменимы в социальной адаптации и сюжетно – ролевые игры. Это игры: «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «В автобусе» и др. Они развивают кругозор ребенка, учат принимать на себя социальную роль и действовать в соответствии с ней. Пусть в игровой форме, но ребенок, играя ,лучше понимает социальные отношения между людьми и приобретает социальный опыт.
Очень полезны для социализации детей с потерей слуха экскурсии и походы, в которых могут участвовать члены семьи, знакомые и товарищи ребенка. Таким образом, создаются условия, где неслышащий ребенок учится действовать в группе, в команде. Следовательно, ребенок с нарушениями слуха учиться подчинять свои интересы и желания другим желаниям.
В коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, “готовность” руки к письму, появляется интерес к познанию окружающего мира. Повышение эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений мелкой моторики детей с нарушениями слуха может быть достигнуто средствами верботонального метода как коррекционно – педагогической технологии, стимулирующей интенсивное формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики) и фонетической стороны речи (звукопроизношения). Коррекцию нарушений моторной сферы и звукопроизношения можно осуществлять приёмами верботонального метода за счёт нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций.
Одними из направлений моей коррекционной работы является:
1. Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.
2. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
3. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.
4. Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
5. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги.
6. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.)
7. Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.
8. Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Опыт работы по коррекции мелкой моторики показывает, что только глубокое знание психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями слуха, грамотный подбор психодиагностических методик и коррекционных техник, учет индивидуальных особенностей и личностных потребностей детей позволяет специалисту создать условия для наиболее успешного развития. И создает психологическую базу для формирования речи и успешной социализации.
Результативность. Исходя из проделанной работы за несколько лет, можно сделать вывод: дети становятся более образованными в плане понимания системы взаимоотношений в социуме и о своем месте в нем; стремятся к установлению социальных контактов. Заметно улучшается культура поведения и общения. Ребята с интересом участвуют в различных конкурсах и выставках. Соня М. и Даша Б. являются призерами 2, 3степени Всероссийских конкурсов: «Волшебная пора Новогодней сказки…» и Зимние вечера». На открытых занятиях: ИЗО (рисование), тема: «Лошадь»; Труд в уголке природы. Тема: «Цветы для мамы»; дети не только овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и учатся культуре поведения и общения при наличии большой аудитории.
Таким образом, на социальное развитие ребенка с нарушениями слуха оказывают влияние такие факторы: состояние его слуха, уровень развития речи, индивидуальные особенности, специально организованное обучение, семья. Социализация детей с нарушениями слуха заключается в интеграции их в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
Работая над данной проблемой, мною были подготовлены:
Дата
|
Место
|
Тема
|
Название
|
Март 2019г.
|
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
|
«Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования, 56-е Евсевьевские чтения».
|
«Социальное воспитание неслышащих дошкольников со сложными нарушениями развития» (публикация)
|
Март 2019г.
|
ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования»
|
Образовательный форум «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы».
|
«Значение сюжетно-ролевой игры в успешной интеграции и социализации дошкольников с нарушениями слуха» (выступление)
|
Март 2019г.
|
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
|
Международная научно-практическая конференция
«55-е Евсевьевские чтения».
|
«Социальное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха» (выступление)
|
Март 2019г.
|
ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования»
|
«Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях» (для слушателей КПК).
|
«Поделки из природного материала» (мастер-класс)
|
Март 2018г.
|
ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
|
«Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями слуха»
|
«НАШ КРАЙ» (соавторство)
|
Февраль 2020г.
|
ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
|
Открытое занятие по ИЗО (рисование)
|
Тема: «Лошадь»
|
Март, 2019г.
|
ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
|
Педагогический совет протокол №4
|
«Формы и методы экологической работы, используемые в дошкольных учреждениях» (выступление)
|
2019г.
|
ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
|
Методическое объединение воспитателей протокол №2
|
«Использование современных педагогических технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников» (выступление)
|
Ноябрь, 2020г.
|
ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
|
Методическое объединение воспитателей протокол №2
|
«Использование современных педагогических технологий в организации игровой деятельности дошкольников (выступление)
|
Список используемых источников:
1. Богданова Т. Г. «Сурдопсихология: Учеб.пособие. — М.: «Академия», 2002.
2. Журнал Дефектология, 2004г. № 2 «Социальное развитие детей с нарушением слуха» Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева
3. Козлова С. А. «Я — человек. Программа социального развития ребенка», Школьная пресса, 2005г.
4. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии.- М.: Правда, 1972.-387с.
5. Леонгард Э. И. Воспитание глухих дошкольников в детском саду.- М.: Наука,1984.-294с
6. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005. — 172 5.
7.Носкова. Л. П. Воспитание глухих детей дошкольного возраста.- М.: Лога: 1991.-318с
8. Рау Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей.- М.: Педагогика,1981.-374с
9. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.- М.: Логос,1995.-386с
10. Солодянкина О. В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста», М.: Аркти, 2006г.
11. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В. М. — М.: АПК и ПРО, 2000. авторов Интернет-магазин Самые популярные статьи
12. Щипицина Л. М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и в обществе.- СПб.: Речь, 2009.-203с
13. Яшаева Н.В. Социально – психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями.- М.: Просвещение,2002
Приложение:
1. Презентация портфолио (просмотр)
|