Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 09:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Публичное представление  педагогического опыта учителя математики Малыйкиной Елены Владимировны

Публичное представление педагогического опыта учителя математики Малыйкиной Елены Владимировны

«Пути и способы активизации словарной работы на уроках математики с учащимися с недостатками слуха»

Введение

1. Тема опыта: Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Пути и способы активизации словарной работы на уроках математики с учащимися с недостатками слуха».

2. Сведения об авторе: Малыйкина Елена Владимировна, учитель математики

Профессиональное образование: Физик. Преподаватель физики и математики. МГУ им. Н.П. Огарева, Диплом ЭВ № 212821, дата выдачи: 23 июня 1995г.

Стаж педагогической работы – 24 года,  в данной должности - 15 лет.​

Актуальность

Одна из важных проблем обучения математике – активизация  речи учащихся с недостатками слуха». От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять и рассказать.

Жизнь не стоит на месте, общество постоянно развивается. Сегодня не нужны пассивные граждане, не умеющие думать, самостоятельно принимать решения, а главное - не готовые осознанно отвечать за принятые решения.

Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на коррекцию его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно расширить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.

Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу, что именно системная работа по математике с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию и обогащению разговорной речи, познавательных интересов учащихся.

Основная  идея

Ведущая педагогическая идея опыта - развитие ученика как личности (его социализация) не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение словаря, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.   
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.   
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, принцип индивидуализации. Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающим собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, формированию математических знаний, а также развитию познавательной активности и самостоятельности в процессе собственной деятельности через коррекцию высших психических функций ребенка: восприятия, мышления, памяти и т.д.

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Практика школьного обучения и наблюдения за математическими навыками учащихся с особыми образовательными потребностями свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности математических знаний,  что выражается в типовых ошибках, бедном, и  зачастую, недифференцированном словаре, ошибочном распознавании геометрических фигур, слабой ориентации во времени и пространстве, а так же в  вычислительных навыках. У  таких детей   недостаточно  развиты  такие   структуры, как  житейский  опыт, понятия и  практические  умения.

Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими на уроках математики.

Теоретическая база         

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.   
Теоретической базой опыта явились работы таких ученых как Выгодский Л.С., Колтуненко И.В., Носкова Л.П., Л.М.Быкова, Е.А.Горбунова, Т.С.Зыкова. Работы данных учёных представлены в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них: Гусев В.А. и др. внеклассная работа по математике в 6-8 классах – М.: «Просвещение», 1985

Новизна 

На мой взгляд, педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.  Настоящий урок ориентирован на: активизацию словарной работы, развитие творческих, интеллектуальных возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей и на его активную роль в процессе обучения. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение различных форм и видов словарной работы позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Чем выше уровень словарного запаса, тем легче ребенку приспособиться к условиям современного общества, найти в нем свою «нишу». Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование данных технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой.

Технология опыта

Наличие индивидуальных особенностей речи детей с нарушениями слуха и необходимость заниматься по общей программе делают актуальной проблему соотношения способов организации работы на уроке. Групповые формы работы на уроке также позволяют учесть состояние речи детей и, кроме того, организовать их непосредственное общение при выполнении одного и того же задания. Фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы на уроке создают условия для само- и взаимоконтроля и само- и взаимопомощи, что также способствует мотивированному общению. Моя задача  – с первого урока, «не теряя ни минутки», пробуждать и поддерживать интерес к предмету. Интерес – один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающих их речевые способности.

Учащимся с недостатками слуха бывает трудно овладеть языковым материалом, способами его преобразования в меняющихся условиях общения, в зависимости от возникающих каждый раз новых задач. Особые затруднения возникают при выражении собственных суждений, отношений, чувств, побуждений и так далее. Поэтому учителю приходится оказывать помощь учащимся в выборе необходимого лексического материала, тщательно продумывать организационную сторону деятельности детей, используя различные способы побуждения их к высказываниям, к уточнению мысли, к выражению ее в развёрнутой форме. Самостоятельные высказывания, рассуждения детей содержат много грамматических ошибок и фактических неточностей, поэтому требуется большая тактичность со стороны учителя в исправлении этих недочетов.

Высокие требования предъявляются к речи педагога (как к ее содержательной стороне, так и к форме выражения). Для учащихся с нарушениями слуха речь учителя является образцом, главным источником приобретения речевого опыта. Поэтому она должна быть четкой, достаточно громкой (но без форсирования голоса), обязательно сохраняющей естественность интонаций, правильно расчлененной паузами. В речи необходимо использовать все средства смысловой и эмоциональной выразительности (логическое ударение, тембровая окраска, ритм, темп). Лучшему пониманию речи учителя способствует и использование внеречевых компонентов: выразительной мимики лица и естественной жестикуляции.

На занятиях, наряду с устной речью, я использую письменную, жестовую, дактильную формы общения. Последняя применяется, главным образом, при коррекции произношения, введении новой лексики, исправлении грамматических ошибок. Варианты сочетания названных словесных средств зависят от изучаемого на занятиях материала, этапа его освоения, уровня речевого развития учащихся.

Выполнение домашних заданий учениками школы  для детей с нарушениями слуха преследует не только обычную цель закрепления материала уроков математики, но в значительной мере направлено на расширение речевой практики и обогащению словаря.       

На успешную реализацию задач учебного процесса  влияет выбор организационных форм обучения. Наибольший эффект достигается лишь в условиях применения всех существующих организационных форм. Необходимое условие - вести занятия  целенаправленно, с четкой дозировкой учебного (в том числе и речевого) материала, проработкой его в необходимой системе и последовательности.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у детей с недостатками слуха навыка хорошего устного счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счету, так и к урокам вообще. Поэтому я имею в запасе различные игры, направленные на выработку вычислительных навыков учащихся, на активизацию мыслительной деятельности. Это  и разнообразные игры при проведении  устного счета: «Восстанови цепочку», «Лесенка», «Математическая эстафета», блок-схемы и т.д.

В этом задании можно задать следующие вопросы:

Как найти неизвестное слагаемое?

Как найти неизвестный множитель?

Как найти неизвестное уменьшаемое?

Как найти неизвестный делитель?

  1. Любят учащиеся всех возрастов, когда уроки оживлены задачами – шутками, заданиями на внимание

 - Сколько десятков получится, если два десятка умножить на  два десятка?

 - Сколько получится, если полсотни разделить на половину?

 - Сколько ножек у двух сороконожек?

  1. Продолжи ряд: а) 1; 3; 9;….

Чтобы отойти от шаблонности в ответах при любой возможности я использую прием «приведи свой пример», «докажи», «почему так?». Это задание наиболее сложное для неслышащих детей, например, назови натуральное число, придумай линейную функцию и т.д.

Вся эта работа на уроках математики, не занимая много времени, вызывает интерес у учащихся. Азарт, раскрепощает их, ребята не боятся задавать вопросы, пропадает неуверенность, боязнь допустить ошибку и получить порицание. Я вижу, как горят глаза у ребят, как они зажигаются, с каким удовольствием приходят снова на урок в ожидании чего-то нового. На этих уроках достигается максимальная открытость детей к педагогу, к товарищам, создаются условия для непосредственного живого общения с детьми.

На уроках математики я использую компьютер. Он обладает большими возможностями в реализации принципа наглядности на уроках математики. С его помощью можно изобразить плоские, объемные фигуры, предъявить фигуры в статичном и динамичном режиме. К компьютерным изображениям могут быть приложены определенные задания для выполнения их учащимися, что дает возможность отойти от обычной созерцательности и вовлечь учащихся в активную работу по изучению учебного материала. Применение компьютера в процесс обучения позволяет развивать интеллект учащихся с недостатками слуха и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации; расширять объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач; разнообразить формы учебной деятельности учащихся на уроке; осуществлять индивидуальный подход в обучении; повышать качество контроля знаний учащихся и разнообразить его формы; обеспечивать гибкость управления учебным процессом.  Компьютер вызывает неизменный интерес у учащихся, и его использование при изучении математики, способствует повышению интереса к изучению не только информатики, но и математики, а также к учению в целом.

Но не следует забывать, что компьютер не заменит учителя. Компьютер-инструмент и помощник, который все же остается лишь средством обучения, хотя и весьма совершенным. А учитель – это человек, воспитатель, наставник. Его роль в процессе воспитания и обучения совершенно особая и определяющая. Компьютер же является новым мощным учебно-техническим устройством, значительно повышающим производительность труда, как самого учителя, так и каждого ученика в отдельности. При этом ведущая роль остается за учителем.

В нашей школе каждый год проходят декадники по математике. В этом мероприятии охватываются все классы. Каждый год я стараюсь удивить своих воспитанников новой игрой. Они с нетерпением ждут этих встреч. Каждая игра с математическим содержанием направлена не только на формирование математических понятий у детей с недостатками слуха, но и на активизацию их познавательной деятельности, развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), что в дальнейшем окажет большую помощь в дальнейшем образовательном маршруте. Для выполнения заданий требуется не только воспроизведение изученного материала, но и умение применить его на практике. Формируется привычка выполнять коллективные действия, вырабатываются не только «чувство локтя», т.е. потребность согласовывать свои действия с действиями партнеров, но и развивается и личная ответственность за себя и за коллектив, развивается самосознание. Игра с математическим содержанием способствует развитию творческого мышления, находчивости и сообразительности, рождают уверенность в своих силах. Дети приобретают умения и навыки общения друг с другом, овладевают приемами самостоятельного решения встающих во время игры проблем. Командные математические соревнования мобилизуют на активную работу и класс в целом, и каждого ученика в отдельности, ведь каждый из них одновременно и участник и болельщик. Такие соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей, члены команды-победительницы сталкиваются с проблемой справедливого распределения полученного призового бонуса.

Были проведены следующие игры: «Поле математических чудес», математический КВН, брейн-ринг, «По тропинке математики», интеллектуальный  марафон.

Важное значение на внеклассных мероприятиях придается развитию произносительной стороны речи учащихся.

Анализ результативности

Применение словарной работы на уроках математики повысило активность детей, интерес к предмету, успешное усвоение математических знаний   в самых разнообразных  ситуациях. Повысился уровень самостоятельности. Увеличился объём работы на уроке, повысились внимание и работоспособность. Дети не боятся ошибок, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых в школе.   Улучшился общий психологический климат на уроках.

Оптимальными условиями я считаю те, при которых дети в максимальной степени овладевают навыками коммуникации, чтобы находить ответы на свои вопросы, интересоваться своими результатами, прогнозировать свою учебную профессиональную деятельность и добиваться поставленной цели.

Одним из показателей результативности считаю, что выпускники нашей школы поступают в специализированные учебные заведения в Пензе, в Санкт - Петербурге, в Москве, в техникумы Саранска, занимают призовые места в предметных олимпиадах среди неслышащих детей «Родник знаний», участвуют в различных конкурсах. Например, результаты VII Международной предметной интернет-олимпиады «Родник знаний» по математике: Миша А. – 1 место; результаты VIII Международной предметной интернет-олимпиады «Родник знаний» по математике: Данила Ш.- 3 место; результаты  IX Международной предметной интернет-олимпиады «Родник знаний» по математике: Александр  М. – 1 место,  Илья Г. – 3 место, Максим Г. – 3 место.

Я стараюсь готовить своих учеников к жизни, чтобы все знания и умения, которые они получают, пригодились бы им в дальнейшем. Опыт работы представлен на Международной научно–практической конференции «55-е Евсевьевские чтения» в докладе «Развитие творческих способностей на уроках математики у детей с нарушениями слуха». По данной проблеме имеются выступления на заседаниях педагогического совета, методического объединения учителей естественно-математического цикла.

Оптимальные условия:

  • интерес к предмету математики;
  • актуализация познавательной деятельности на уроках математики;
  • использование инновационных технологий в проведении уроков и мероприятий;
  • внеклассная работа по предмету, участие в предметных конкурсах, олимпиадах;
  • совместные мероприятия со слышащими детьми.

Так как общение является одним из важнейших факторов социализации, то на уроках математики кроме образовательных задач, необходимо уделять особое внимание и воспитательным.

В соответствии с этой целью, были определены задачи:

  • привлекать учащихся с недостатками слуха к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлекать их в участие различных конкурсах, олимпиадах по предмету;
  • прививать интерес к предмету математики;
  • организовывать неслышащих учащихся в совместные мероприятия со слышащими сверстниками тем самым предоставлять подросткам с нарушениями слуха все возможности для успешной социализации.

Трудности и проблемы при использовании опыта

Начало освоения нового всегда сложно, а поэтому и трудоемко, как для учителя, так и для учащихся. Сказывается нехватка литературы как учебной, так и методической для специальных коррекционных школ. У учителя занимает много времени подборка и разработка инновационных дидактических материалов.

Адресная направленность

Опыт работы по данной методике может использоваться учителями математики коррекционных школ.

Наглядное приложение: конспект открытого урока.

Список литературы

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 кл. – М.: «Просвещение», 2008
  2. Гусев В.А. и др. внеклассная работа по математике в 6-8 классах – М.: «Просвещение», 1985
  3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя – 2-ое изд., исправленное – М.: Просвещение, 1988
  4. Курут И.А., Меркушев Н.Ю., Мастер-класс «Проектная деятельность для начинающих и не только» г.Волжский, 2008
  5. Акулов А.А., Клинов А.В., Князев К.А. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в цикле естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе // ВНИК под научным руководством Хеннера Е.К./Пермь: Изд-во ПРИПИТ,2004
  6. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М. Издательский центр «Академия», 2002
  7. Развитие детей с нарушением слуха во внеурочной деятельности, под ред. Речицской Е.Г. – М., Владос, 2005
  8. Дефектология. Журнал. 1999 – 2006 гг.
  9. Большая энциклопедия школьника, ЗАО «Росмэн-Пресс»,2006
  10. Интернет-ресурсы: http://schools.perm.ru - Пермский городской школьный порталhttp://mat.1september.ru – Газета «Математика» «Первое сентября»

Приложение

  1. Портфолио (просмотр)
  2. Видеофрагмент урока (просмотр)
  3. Наглядное приложение: конспект открытого урока (просмотр)

 

 

 

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (06.10.2020)
Просмотров: 361
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024