Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 16:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Публичное представление  педагогического опыта учителя математики Малышевой Татьяны Александровны

Публичное представление  педагогического опыта учителя математики Малышевой Татьяны Александровны

«Формирование вычислительных навыков через применение устного счёта на уроках математики с учащимися с недостатками слуха»

Сведения об авторе: Образование: высшее МГПИ им. М.Е. Евсевьева,  Диплом N 466216, учитель математики и физики, общий педагогический стаж работы  32 года, по специальности 18 лет.

Актуальность опыта   

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Пути и способы развития навыков устного счета на уроках математики с учащимися с недостатками слуха» - актуальная проблема современной школы для детей с нарушениями слуха, поэтому учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений. Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. Во время устной работы ученик эффективно учится устанавливать связи между объектами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивает память, речь, внимание. Наряду с этим развивает и гибкость мышления, учится контролировать свои рассуждения. Применение устного счета при обучении математики на уроках прививает интерес к предмету, формирует прочные вычислительные навыки и развивает личностные качества ребенка. Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.

К сожалению, в настоящее время мы всё чаще сталкиваемся с тем, что наши учащиеся обладают достаточно низкой вычислительной культурой. Вызвать потребность считать в уме, это очень важная и сложная задача для учителя. Устный счёт является способом направленного и всестороннего развития творческих способностей личности. Систематическое выполнение устных упражнений позволяет восстанавливать, поддерживать и умножать природные способности к восприятию, запоминанию и обработке информации, способствует поддержанию и укреплению всей умственной работоспособности, организованности, целеустремлённости. Работая с детьми, имеющими нарушение слуха и речи, столкнулась со следующей проблемой: дети данной категории испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Одними из главных причин трудностей в обучении этих детей являются сниженная произвольная память и отставание в развитии всех форм мышления. Эти дети плохо запоминают таблицу умножения, не удерживают в уме условие и вопросы задач. Им свойственно быстрое забывание, конкретность мышления.   

Таким образом, коррекционная работа с ними ведется мною в следующих направлениях:

а) осуществление индивидуального подхода к детям;

б) соблюдение здоровье - сберегающего режима;

в) максимальное использование активизации познавательной деятельности детей;

г) поощрение успехов детей, помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.   
Урок должен быть основной формой организации коррекционно-развивающего обучения. В процессе обучения развивается речь учащихся, обогащается математическими терминами и выражениями их словарь. Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых переключить ученика с одной деятельности на другую, во вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников  математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Основная идея опыта    

Основная педагогическая идея опыта - выявление эффективных способов формирования вычислительных навыков у детей с нарушением слуха и речи на уроках математики через использование различных видов и приемов устного счета.    

Целью моей работы стало доказать результативность использования интерактивных форм и методов обучения при формировании навыков устного счета, повышение познавательного интереса к урокам математики в школе – интернате для детей с нарушениями слуха. Задачи, которые  я ставила в данной работе:

1. Изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.

2. Подобрать оптимальные виды устных упражнений для успешного формирования навыков устного счета и повышения интереса к урокам математики.

3. Сформировать навык приемов устного счета при работе над задачами, уравнениями и математическими выражениями, способствующий формированию прочных вычислительных навыков.

4. Определить эффективность разработанных заданий, дидактических игр.

5. Сделать выводы и дать рекомендации по использованию данных видов устных упражнений в общеобразовательной школе – интернате для детей с нарушениями слуха.

Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности. Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.

Теоретическая база опыта

Своеобразие предлагаемого опыта заключается в применении новых методов и подходов во взаимодействии с учащимися. Теоретической базой опыта явились работы таких ученых как И.В. Колтуненко, Л.М. Быкова, Л.С. Выгодский, Л.П. Носкова, Т.С.Зыкова, Е.А. Горбунова. На основе проведенного обзора научно-методической литературы можно сделать следующие выводы:                                                                                                                       

1. Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.                                                      

2. Мировой опыт позитивным образом отразился на отечественной сурдопедагогике и способствовал пересмотру традиционной системы обучения. На сегодняшний день в современной сурдопедагогике существует множество подходов, различных по философским и методологическим концепциям,  позволяющим  успешно реализовывать инновационные идеи в обучении, воспитании, реабилитации и социализации детей с нарушением слуха.  

3. Согласно личностно-деятельностному подходу сущность педагогического процесса в современной школе для детей с нарушениями слуха заключается во всестороннем гармоническом развитии личности на различных возрастных этапах и направленности на свободное и творческое самоопределение индивидуальности.       

Разработаны методы и приемы, направленные на формирование логического мышления, развитие математической речи, вычислительной культуры учащихся. Имеются рабочие программы, поурочные конспекты, большой спектр дидактического материала, в том числе к самостоятельным, проверочным и тестовым работам, открытые уроки, презентации. Своим опытом работы делюсь с коллегами на открытых уроках, МО учителей естественно – математического цикла, заседаниях педагогических советов.       

Новизна опыта      

Новизна заключается в расширении опыта творческой деятельности учащихся по отношению к устному счету.

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которое обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Можно ли современный урок в школе сделать интересным, занимательным и радостным? Можно ли активизировать творческие и познавательные силы ученика?

Достичь этого можно активизацией познавательно-игровой деятельности на уроках. Важным условием активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления, интереса и способности, является дидактическая игра.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности  проведения этих занятий.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работе.

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому,  использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной  наукой.  Применяемый на уроках игровой приём должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.

Наглядность у детей – это как бы образное решение и оформление игры. Она помогает учителю объяснить новый материал, создать на уроке определенное эмоциональное настроение. На любом этапе урока игра должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся.  На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, вычислительного приёма. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью я использую распространенные  средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зелёного цвета с одной стороны и красного - с другой), счётный материал или геометрические фигуры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В большую часть игр вношу элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Многие упражнения  строю на материале различной трудности (базовый и повышенный), что дает возможность осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании, этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием методических журналов и пособий.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Этот результат выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний,  или в их применении.

Технология опыта

Наличие индивидуальных особенностей речи слабослышащих учащихся и необходимость заниматься по общей программе делают актуальной проблему соотношения способов организации работы на уроке. Групповые формы работы на уроке также позволяют учесть состояние речи детей и, кроме того, организовать их непосредственное общение при выполнении одного и того же задания. Моя задача – с первого урока, «не теряя ни минутки», пробуждать и поддерживать интерес к предмету. Интерес – один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающих их речевые способности.

Слабослышащим учащимся бывает трудно овладеть языковым материалом, способами его преобразования в меняющихся условиях общения, в зависимости от возникающих каждый раз новых задач. Особые затруднения возникают при выражении собственных суждений, отношений, чувств, побуждений и так далее. Поэтому учителю приходится оказывать помощь учащимся в выборе необходимого лексического материала, тщательно продумывать организационную сторону деятельности детей, используя различные способы побуждения их к высказываниям, к уточнению мысли, к выражению ее в развёрнутой форме. Самостоятельные высказывания, рассуждения детей содержат много грамматических ошибок и фактических неточностей, поэтому требуется большая тактичность со стороны учителя в исправлении этих недочетов.

Высокие требования предъявляются к речи педагога (как к ее содержательной стороне, так и к форме выражения). Для слабослышащих учащихся речь учителя является образцом, главным источником приобретения речевого опыта. Поэтому она должна быть четкой, достаточно громкой (но без форсирования голоса), обязательно сохраняющей естественность интонаций, правильно расчлененной паузами. В речи необходимо использовать все средства смысловой и эмоциональной выразительности (логическое ударение, тембровая окраска, ритм, темп). Лучшему пониманию речи учителя способствует и использование внеречевых компонентов: выразительной мимики лица и естественной жестикуляции.

На занятиях наряду с устной использую письменную, жестовую и дактильную формы общения. Варианты сочетания названных средств зависят от изучаемого на занятиях материала, этапа его освоения, уровня речевого развития учащихся.

На успешную реализацию задач учебного процесса  влияет выбор организационных форм обучения. Наибольший эффект достигается лишь в условиях применения всех существующих организационных форм. Необходимое условие - вести занятия  целенаправленно, с четкой дозировкой учебного (в том числе и речевого) материала, проработкой его в необходимой системе и последовательности.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у детей с недостатками слуха навыка хорошего устного счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счету, так и к урокам вообще. Поэтому я имею в запасе различные игры, направленные на выработку вычислительных навыков учащихся, на активизацию мыслительной деятельности.

Устный счет я всегда провожу так, чтобы ребята начинали работу с легкого, а затем постепенно брались за вычисление все более и более трудных примеров. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята, обнаружив своё собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.

Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга, а учитель становится не столько контролером, сколько лидером, придумывающим все новые и новые интересные задания. А ведь всем известно, чем больше учащиеся решают задачи и упражнения, тем лучше и глубже усваивается программа по математике.

Устные упражнения могут быть разнообразны по форме, содержанию и степени сложности, могут носить тренировочный, контролирующий или обобщающий характер.

Приемов устного счета много, но как ни велика их педагогическая и практическая ценность, учитель должен стоять на позиции сознательного их выбора, а не механического применения. Кроме того, большое значение имеет выбор формы устного счета:

  • беглый слуховой; при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
  • зрительный; (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
  • комбинированный.

Опишу коротко известные мне формы устной работы, которые я применяю на уроках.

Беглый счёт.

Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает её. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают ответы. Карточки быстро сменяют друг друга. Последние задания предлагаются без карточек, только устно.

«Равный счет».

Учитель на доске записывает упражнение с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух воспринимать названные числа и определять верно ли составлен пример.

«Графический диктант»

-слуховой

Учитель читает высказывания. Учащиеся отвечают, рисуя отрезок или уголок. Ответ «да», то отрезок, если «нет», то уголок.

- зрительный

Учащиеся устно выполняют действия, либо устно сравнивают. Ответ «да» соответствует отрезку, ответ «нет» - уголку.

«Математическое лото»

Каждому ученику выдается карточка лото и полоски бумаги размером в одну ячейку лото. Учитель читает примеры, а учащиеся закрывают в карточке соответствующие ответы. Из оставшихся незакрытых букв можно складывать слова, которые подскажут тему урока.

Кроссворды.

Учащиеся разгадывают кроссворд и отгадывают тему урока.

«Круговые примеры»

Примеры записаны на карточках, карточки прикреплены к доске. Суть этого устного счета заключается в том, что результат одного примера является началом следующего. Учащимся дается первый пример, далее, вычисляя, они показывают стрелками следующие примеры.

«Геометрия на готовых чертежах»

На уроках геометрии применяю таблицы с готовыми чертежами по отдельным темам. Учащиеся с помощью этих таблиц решают устно задачи.

Устный счет можно превратить в увлекательную игру.

«Лесенка» На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Команда учащихся из двух человек (столько ступенек у лесенки) поднимается по ней. Каждый член команды выполняет действие на своей ступеньке. Если ошибся – упал с лесенки. Вместе с неудачником может выбыть из игры и вся команда. Или команда заменяет своего выбывшего товарища другим игроком. В это время вторая команда продолжает подъём. Выигрывают те ребята, которые быстрее добрались до верхней ступеньки. По лесенке можно подниматься и с разных сторон, играя вдвоём. Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы на всех ступеньках.

 «Торопись, да не ошибись». Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках пишут свои ответы.

С активным внедрением ИКТ в учебный процесс появилась замечательная возможность разнообразить свои уроки, сделать их ярче и интереснее.

Устный счёт является обязательным этапом на уроке математики. Таким образом, усвоение математических знаний детьми происходит более эффективно при проведении данного этапа путём интерактивных методов и форм обучения, игровых технологий, ИКТ, разнообразных приёмов коррекционной работы.

Организация устных упражнений всегда была и остается «узким местом» в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную «вычислительную нагрузку», предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально- волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – весьма трудная задача. Помочь в разрешении этой проблемы помогают, как показывает опыт обучения школьников в средних классах, наборы упражнений - таблицы. Они предназначены как для работы на уроке, так и для самостоятельной работы ученика дома. Основное их назначение - формирование у обучающихся прочных навыков вычислений, эффективно развивая при этом внимание и память - необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики. Учителю на уроке они помогают организовать, сделать более продуктивной и насыщенной устную работу, каждодневную тренировку детей в устных и письменных вычислениях.

Вся эта работа на уроках математики, не занимая много времени, вызывает интерес у учащихся. Я вижу, с каким удовольствием они приходят на урок в ожидании чего-то нового. На этих уроках достигается максимальная открытость детей к педагогу, к товарищам, создаются условия для непосредственного живого общения с детьми.

 Результативность опыта

Я работаю учителем математики в школе для детей с нарушениями слуха уже более 18 лет. Считаю, главное в обучении - наличие мотивации, заинтересованности, полное взаимопонимание с педагогом и уважение друг к другу. Моим ребятам интересно учиться, и это подлинный интерес. 

На своих уроках стараюсь добиться высокого уровня познавательной деятельности. Благодаря применению различных форм устной работы, мне удалось улучшить вычислительные умения учащихся. И если есть улучшение результатов, то есть и стимул двигаться дальше, применяя все новые разнообразные формы устной работы.  Устные упражнения играют немаловажную роль в повышении вычислительных навыков учащихся и эффективности урока. Здесь имеет значение, какие упражнения подбираются для каждого ученика, в какой момент они предлагаются. Устная работа должна проводиться в быстром темпе, если речь идет об отработке навыков, но если она используется с целью закрепления только что изученного материала, то не целесообразно торопить учащихся. При выполнении устных упражнений учителю не следует часто спрашивать ответ у сильных учащихся, это ослабляет инициативу и находчивость средних и слабых школьников.  Устные упражнения помогают учителю добиться оптимального решения педагогических задач на всех этапах обучения.

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе.

Работая над этой темой, приходишь к выводу, что формирование устных вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики -  это длительный процесс и является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе.

Традиционно в нашей школе проходит предметная «Неделя математики и физики», в которой мои ученики принимают самое активное участие. Также провожу с детьми викторины, ребусы, КВНы. Вовлекаю детей в разнообразные конкурсы и олимпиады. Такая проба сил, как олимпиада, несомненно, расширяет кругозор и повышает интерес к изучению предмета.

Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Я – не исключение. Результаты деятельности учителя – это успехи его учеников.

За последние три года мои ученики участвовали во Всероссийской интернет- олимпиаде среди школьников с нарушением слуха «Родник знаний», стали призёрами Байкова Надя, Надькина Вика, Кирюшкина Лена, Лапшин Кирилл, Евстифейкин Владислав.

Важность формирования прочных вычислительных навыков учащихся осознают все участники процесса обучения. Отработку вычислительных навыков можно осуществлять с помощью устных упражнений. Считаю, что систематичная тренировка в устных вычислениях поможет прочным формированиям вычислительных навыков учащихся, что в свою очередь поможет удачной сдаче выпускных экзаменов.

Опытом своей работы поделилась на:

  • международной научно-практической конференции «55-е Евсевьевские чтения» «Развитие навыков устного счета на уроках математики с учащимися с недостатками слуха» 2019 г.
  • а заседаниях педагогического совета школы, на заседаниях методического объединения учителей естественно-математического цикла.

Список литературы

1. Кононов А.Я. «Устные занятия по математике». «Столетие», Москва,    1997г.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 кл. – М.: «Просвещение», 2008

3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя – 2-ое изд., исправленное – М.: Просвещение, 1988

4. Акулов А.А., Клинов А.В., Князев К.А. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в цикле естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе // ВНИК под научным руководством Хеннера Е.К./Пермь: Изд-во ПРИПИТ,2004

5. Развитие детей с нарушением слуха во внеурочной деятельности, под ред. Речицской Е.Г. – М., Владос, 2005

6. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка./ Зайцева О.П. // «Начальная школа». -2001г. - №1.

7. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений./К.А.Зимовец, В.А.Пащенко.// «Начальная школа». -  1990. - №6.

8. Минаева С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике. Пособие для учителей/С.С.Минаева - М.: «Просвещение» - 1983. – 145с.

9. Живалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя.-2-е изд. дораб.-М.:Просвещение,1989.-63с.

10. Дефектология. Журнал. 1999 – 2006 гг.

11. Интернет-ресурсы: http://schools.perm.ru - Пермский городской школьный портал

http://mat.1september.ru – Газета «Математика» «Первое сентября»

 

Приложение:

  1. Портфолио (просмотр)
Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (07.10.2020)
Просмотров: 373
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024