Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 17.05.2024, 05:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Публичное представление собственного инновационного опыта воспитателя Бурдиной М. Н.

Публичное представление собственного инновационного опыта воспитателя Бурдиной Марины Николаевны.

Введение.

1. Тема опыта:
Роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии творческого потенциала детей с нарушениями слуха.

2. Сведения об авторе.
Бурдина  Марина  Николаевна, воспитатель.
Профессиональное образование:
Математика, преподаватель, МГУ имени Н. П. Огарёва.
Диплом  ЦВ  № 339876,  дата выдачи 25 июня 1995года.
Профессиональная переподготовка:
«Специальное (дефектологическое) образование: сурдопедагог»
АНО  ДПО  «Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки», диплом №772406850955, регистрационный номер 1473 - Д, город Москва, дата выдачи 26 мая 2018 года.
Стаж педагогической работы – 26 лет.

3. Актуальность проблемы.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования новые программы в дошкольных образовательных организациях должны быть направлены не только на формирование базовых умений и навыков, но и на сохранение индивидуальности ребёнка, развитие его творческого потенциала, воспитание неординарно мыслящей личности. Ребёнок должен быть мыслящим, самостоятельным, инициативным, иметь представления об обществе и его культурных ценностях, быть ориентированным и социально-адаптированным к жизни.
 В современной психолого-педагогической литературе понятие «творческая личность» трактуется как личность способная к активным и творческим преобразованиям окружающего мира в любом виде деятельности, к поиску оптимальных оригинальных решений поставленных задач. Данная проблема характерна для всех звеньев образования, и в первую очередь дошкольного. Отечественные психологи и педагоги (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова и другие) подчёркивают, что формирование творчески  активной  личности закладывается в детстве, и является условием последующего развития личности человека.
С этих позиций становится актуальным поиск наиболее эффективных средств развития творческого потенциала  детей с недостатками слуха.
 Современная специальная педагогика в поиске таких средств, всё чаще обращается к различным видам искусства как к средствам творческого развития и коррекции. Одним из действенных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является народное декоративно-прикладное искусство.

 

4. Основная идея опыта.

Основная идея опыта – это создание системы работы по формированию творческих способностей дошкольников с недостатками слуха средствами декоративно-прикладного искусства и побуждения у них интереса к культуре народов России и Мордовии.
Для реализации данной идеи мною были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- формировать у детей интерес к образцам народно-прикладного искусства;
- формировать обобщённые знания и умения (умение различать стили  росписи: гжель, хохлома, дымковская роспись, мордовские узоры и т. д.), освоение характерных элементов узора;
- способствовать овладению элементарными изобразительными и техническими навыками художественной деятельности детей, умению создавать эти узоры на бумаге и объёмных предметах;
- учить работать разными материалами, проявлять творчество и инициативу.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, проявление фантазии в изложении собственных замыслов, уверенность в своих силах;
- развивать сообразительность, логическое мышление, умение доводить начатое до конца;
- развивать моторику рук, умение управлять своими движениями.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к творчеству;
- воспитывать чувство цвета, ритма, симметрии, формы, пропорций;
- воспитывать нравственные качества: уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость.
Коррекционные:
- расширять и обогащать словарный запас детей с недостатками слуха по всем темам программы, закреплять его в самостоятельном произношении, активизировать его в речи.
5. Теоретическая база.
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста интересовала педагогов и психологов многих поколений. Теоретической базой моего опыта стали труды известных педагогов, искусствоведов, исследователей детского творчества, таких как  А.А. Волкова, В. С. Воронов, А. В. Бакушинский, Т. С. Комарова, Н. А. Ветлугина, А. В. Запорожец, И. А. Лыкова, Т. Г. Казакова, Т. Н. Грибовская.
Многие исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Н. Грибовская  и др.)  отмечают важную роль  декоративно-прикладного искусства в художественно творческом развитии детей дошкольного возраста. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Известные исследователи народного декоративно-прикладного искусства    В. С. Воронов и А. В. Бакушинский в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов. Именно поэтому занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов должны играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков.

6. Технология опыта.  
Анализируя литературу различных авторов по данному вопросу, можно отметить, что главной проблемой является противоречие между требованием программы и реальным уровнем развития детей.  У детей с нарушениями слуха  больший объём информации происходит на слухо-зрительной основе, поэтому, для них характерна быстрая утомляемость, снижение объёма памяти, внимания и скорости переработки информации, бедность словарного запаса и низкий темп переключения.
Любое нарушение слуха часто сопровождается не только нарушением  речи, но и  недоразвитием мелкой моторики, неловкостью пальцев рук. Значительные затруднения возникают при усвоении новых инструкций и понятий. Всё это сильно влияет на развитие фантазии и воображения у детей с недостатками слуха, формирование их изобразительных навыков, затрудняет развитие творческих способностей, ведёт к развитию детской неуверенности. В этом и состоит главная трудность формирования творческого воображения, фантазии  и изобразительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли открыть свои способности и проявить таланты, необходимо осуществлять квалифицированную коррекцию нарушений их развития, оказывать индивидуальную помощь. Учитывая специфические образовательные потребности дошкольников с недостатками слуха, а также особенности их развития, необходимо было найти такую форму  организации работы, которая учитывала  возможности и потребности детей, а также давала положительный развивающий эффект.
 
Народное декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид художественно-творческой деятельности, позволяет одновременно с формированием эстетического вкуса, обучать воспитанников технологическим и техническим приёмам, развивать творческие способности, трудовые умения и навыки. Доступность, свойственная декоративно-прикладному искусству, позволяет заниматься этим видом творчества многим детям. Мною был сделан вывод, что художественная деятельность, основанная на материале народного декоративно-прикладного искусства, может выступать важным средством формирования у детей с недостатками слуха технических навыков рисования и выступать источником развития их творческих способностей.
Для достижения поставленных целей и задач, была проделана следующая работа: составлен перспективный тематический план  по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством и разработаны конспекты занятий, создана предметно-развивающая среда, оформлен уголок с соответствующим материалом (посудой, деревянными и глиняными игрушками, куклами в национальных костюмах), сделаны обучающие таблицы с элементами росписи и обучающие дидактические игры, подобран различный иллюстрированный материал, напечатаны таблички с тематическим словарём.
В результате планомерно проводимой работы за год уровень художественных способностей детей стал заметно лучше. Дети стали различать стили известных видов декоративной росписи, научились составлять несложные узоры по мотивам русской и мордовской росписи, улучшилась техника изображения. Однако как показала практика, для сохранения и закрепления полученных знаний и умений  для  детей с недостатками слуха необходимо неоднократное обращение к одной и той же теме, повторение и закрепление тематического словаря не только на занятиях изобразительной деятельности. Дальнейшая работа по этой проблеме побудила к поиску целостного подхода в учебной деятельности. Стало понятно, что процесс  развития творческих способностей дошкольников с недостатками слуха требует системного комплексного подхода и единой программы обучения, охватывающей все направления образовательного процесса.

С этой целью коллективом дошкольных воспитателей была разработана программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с нарушениями слуха  «Наш край». Данная программа направлена на приобщение подрастающего поколения к истокам культуры России и Мордовии, она знакомит детей с обычаями и традициями русского, мордовского и татарского  народов, знакомит с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и учитывает их образовательные особенности (быструю утомляемость, неустойчивое внимание, задержку речевого развития и др.).
 Программа рассчитана на три года обучения для детей 4-7лет. Для каждой возрастной группы представлено примерное комплексно-тематическое планирование, подобран необходимый словарь. При составлении тематического планирования, учтены образовательные особенности детей с недостатками слуха. Работа строится по принципам: от простого к сложному, системности, наглядности, последовательности, доступности и индивидуального подхода к каждому.  Реализация программы  проходит через все образовательные области: социально-коммуникативную, речевую, художественно-эстетическую, познавательную и область  физического развития. Программа дополнена играми и сказками для каждого возрастного периода.
Приёмы и методы.
Для реализации программы использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод использовался во время наблюдений, показа сказок, рассматривания иллюстраций и  предметов, проведения игр, экскурсий. Словесный метод представлялся наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений, бесед с элементами диалога, рассказов, ответов на вопросы, проведения разнообразных игр, моделирования сказок.  Практический метод использовался, когда необходимо было организовать продуктивную деятельность, провести игры, инсценировки, изготовить кукол к сказкам, наглядные пособия для занятий с детьми, организовать постановку сказок, организовать вечер с родителями и т.д. Возможные формы работы: групповая, по подгруппам, индивидуальная.
Данная программа  успешно прошла апробацию в нашем учреждении, а в 2018году ведущие специалисты ГБУ ДПО «Мордовского Республиканского
7. Сакулина Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 1989.
 института образования» рекомендовали её к использованию в дошкольных образовательных организациях Республики Мордовия.
 7. Новизна.
Новизна данной программы заключается в том, что она включает в себя не только материалы обогащающие опыт, знания и представления детей с недостатками слуха о мире, о национальных и природных особенностях нашего региона, но и работу над звукопроизношением, закреплением тематического словаря, развитием речи и слуха. Она реализуется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Результативность.
Для того чтобы проверить уровень усвоения знаний и формирования навыков, в течение всего периода обучения по программе «Наш край», нами проводился мониторинг усвоения знаний и умений наших воспитанников на начальном и итоговом этапах обучения. Диагностика осуществлялась в 1-2 неделю сентября и в 3-4 неделю мая. По результатам мониторинга видно, что работа по программе «Наш край»  привела к стабильным устойчивым результатам в обучении, воспитании и развитии детей.  Большинство наших воспитанников стали иметь более чёткое представление о России и Республике Мордовия, о гербе, гимне, флаге, о народах  населяющих Мордовию и  их трудовой деятельности. Расширился словарный запас по всем темам программы, закрепился и активизировался в самостоятельном произношении изученный материал. Появился интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Большинство детей научились различать и называть изделия разных народных промыслов, выделять и называть элементы узоров, определять их форму и цвет, рисовать узоры по мотивам народных орнаментов, а также проявлять активность и самостоятельность в изложении собственных замыслов. Для создания изображений чаще стали применять нетрадиционные техники и различные материалы. Повысился уровень ручной умелости, появилась плавность, ритмичность и точность движений, закрепились навыки рисования. У детей появилась уверенность в своих силах, увеличилась речевая активность, появилось умение выражать в речи свои впечатления и оценки. Появились такие качества как, доброта, дружелюбие, взаимопомощь, любовь к близким. Но главным результатом нашей работы считаю, творческие работы наших детей. В них нет шаблонности и подражания, каждая из них выражает индивидуальность автора. Детские работы украшают интерьер группы, а лучшие из них принимали участие в международных и всероссийских выставках и фестивалях, где неоднократно занимали призовые места. Дипломы и сертификаты служат дополнительным стимулом для активного участия детей в создании новых творческих работ.
Работа по развитию творческих способностей более эффективна, если установлена тесная связь с родителями воспитанников. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса, принимают активное участие в проведении праздников, в изготовлении атрибутов к театрализованной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам Рождество, Новый год, Масленица, принимают участие в изготовлении поделок к тематическим выставкам.
Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения, формировать у детей с нарушениями слуха представление о природном и социальном мире, региональных особенностях, знакомить с народным декоративно-прикладным искусством, развивать творческие способности, приобщать их к восприятию людей другой культуры и других традиций, одновременно находя в них общечеловеческие ценности. Формирование творческих способностей и духовно-нравственной культуры длительный процесс. Поэтому работу в этом направлении необходимо продолжать и совершенствовать.
Опыт моей работы представлен на Международной научно-практической конференции «54-е Евсевьевские чтения» в работе дискуссионной площадки «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации современного образования» выступление на тему: «Роль народной игрушки в духовно-нравственном воспитании дошкольников с нарушениями слуха» (28-29 марта 2018г.), ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования»  на образовательном форуме «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы» выступление  на тему: «Приобщение младших дошкольников с ОВЗ к истокам культуры» (5.10 2017г.) и выступление на тему «Роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и обучении дошкольников с недостатками слуха» (14.03.2019г), выступление на методическом объединении воспитателей дошкольного отделения школы-интерната на тему: «Использование современных педагогических технологий в художественно-эстетическом развитии детей с нарушениями слуха в соответствии с ФГОС» (Протокол №3 от 28.12.2016). Опубликован материал в сборнике «Лучшие практики Республики Мордовия» на тему: «Специфика коррекционно-педагогической работы по поликультурному воспитанию дошкольников с нарушениями слуха», конспект открытого занятия «Гжельские узоры» во всероссийском журнале «Дошкольник.РФ» (№2 за февраль 2018г.).
Проведено открытое занятие по игре на тему: «Изучаем цвет с матрёшками» (Протокол №3/4 от23.03.2017г) и открытое занятие по рисованию на тему: «Дымковские игрушки» (Протокол №3/2 от 14.02.2019г).
9. Список литературы.
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. –Москва: ТЦ СФЕРА, 2016.
2. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок. – Москва: Педагогика, 1992.
3. Головчиц Л. А., Носкова Л. П., Шматко Н. Д., Салахова А. Д., Короткова Г. В. Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста». – Москва: Просвещение, 1989.
4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – Москва: Педагогическое общество России, 2005
5. Комарова Т. С.  Развитие художественных способностей дошкольников. – Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2014.
6. Леонова Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, 2015.
7. Сакулина Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 1989.
7. Рау М. Ю. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушениями слуха. – Москва: Просвещение, 1989.
8. Сакулина Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 1989.
9. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. –Москва: Просвещение, 1992.
10. Шпикалова Т. Я.,  Поровская Т. А. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. – Москва: Владос, 2000.

Приложение:

1. Презентация портфолио (просмотр)

2. Приложение к описанию  собственного педагогического опыта воспитателя дошкольной группы Бурдиной М. Н. (просмотр)

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (08.08.2020)
Просмотров: 306
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024