Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя Масловой Л. Н.
Введение
1. Тема опыта:
Социализация неслышащих детей дошкольного возраста
2. Сведения об авторе:
Маслова Людмила Николаевна, воспитатель
Профессиональное образование:
воспитатель детского сада; Зубово - Полянское педагогическое училище Мордовской АССР; диплом ГТ №820255; дата выдачи 30 июня 1981г.,
Стаж педагогической работы – 39 лет, в данной должности - 39 лет.
3. Актуальность проблемы: Одной из проблем современного российского общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость. С целью решения важных социально-педагогических задач специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
4. Основная идея опыта. Необходимость адаптировать детей к социальному окружению с раннего возраста. Сегодня у людей с нарушениями слуха есть возможность стать полноценными участниками социальной жизни. Но воспользоваться этой возможностью они часто затрудняются. Более значимой эта проблема становится в условиях учебно-воспитательных учреждений для глухих и слабослышащих дошкольников. Именно в этот период закладываются основы социальной жизни, поэтому процесс их формирования необходимо построить с учётом их интересов, индивидуальных и физических возможностей. Процесс воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников станет эффективным только в том случае, когда он будет осуществляться в интересной для них игровой форме.
5. Теоретическая база. Проблема включения в социальную жизнь людей, имеющих нарушения слуха сейчас стоит особенно остро. (Различные аспекты социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха изучены недостаточно.) В исследованиях Н. А. Рау, Б. Д. Корсунской, Н. Г. Морозова в большей мере раскрыты средства и методы нравственного воспитания дошкольников с нарушением слуха, показана роль овладения речью в процессе нравственного развития. В ряде исследований Л.П. Носкова раскрыты возможности личностного развития глухих и слабослышащих детей в процессе специального обучения. Л. И. Лисина показала процесс развития общения слабослышащего ребёнка со взрослым в первые семь лет жизни. Использованием различных средств общения занималась Е. И. Исенина. Л. С. Выготский в дошкольном этапе специального обучения видел «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей».
Принципиальный подход к изучению социальной адаптации аномального ребенка, предложен Л. С. Выготским, который рассматривал общение детей с окружающими как фактор развития и коррекции их недостатков. Представлена обширная психолого-педагогическая литература, посвященная проблемам нарушения механизмов социализации в детском и подростковом возрасте (Е. В. Кудряшова, Л. С. Чурилова, А. Ю. Юричка). В исследованиях многих авторов (О. М. Кодатенко, Е. Н. Лекомцева, Л. С. Яковлев и др.) разрабатываются технологии воспитания, коррекции нарушений социализации.
6. Новизна. В современной специальной педагогике и психологии определены направления работы по социализации детей с нарушениями слуха, формы, методы их реализации, однако практические вопросы формирования у дошкольников основ социальной жизни остаются нерешенными. Наблюдения показывают, что на практике осуществление данной проблемы базируется на интуитивном, стихийном подходе. Педагоги испытывают затруднения в проведении системы мероприятий по социализации, т.к. процесс общения у дошкольников с нарушениями слуха сильно нарушен. Новизна заключается в поиске и реализации технологий и методик психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей с нарушениями слуха.
Технология опыта
Цель педагогического опыта: содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего недостатки слуха, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
Задачи: Развитие творческих возможностей; пробуждение социальной активности, деятельности ребёнка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей; воспитание чувства собственного достоинства; формирование способности к выбору жизненной позиции, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.
Методы и формы. При организации воспитательной работы я не разделяю детей, глухих, слабослышащих и детей с кохлеарной имплантацией. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует толерантность у других. Воспитательный процесс организуется по единому тематическому плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в рамках культурных досугов, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха. Таким образом, глухие дети не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду.
Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Я учу детей с нарушением слуха, вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Привлекаю к активному участию в праздничных утренниках, развлечениях и прочих подобных мероприятиях. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха - публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы. В этих условиях они учатся действовать в группе, в команде; учатся подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других.
У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей: творческую и познавательную активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов); набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности; навыки общения, потребность в нем; адекватную самооценку и уровень притязаний.
Результативность опыта. Я работаю учителем-дефектологом в школе для детей с нарушениями слуха уже более 30 лет. Считаю, что главное в обучении - наличие мотивации, заинтересованности, полное взаимопонимание с педагогом и уважение друг к другу. При проведении занятий, праздников, спортивных мероприятий, режимных моментов я стараюсь воспитывать в детях положительные черты характера, нравственные качества: чувство совести, дружбы, различение добра и зла, послушание. Воспитываю навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, умение выполнять доступные трудовые поручения. Дети становятся раскрепощеннее, активнее, самостоятельными, и уверенными в себе, преодолевают стеснительность и страх перед большой аудиторией.
В процессе социализации детей с нарушением слуха дети приобретают социальный опыт, усваивают культуру поведения, нормы нравственно – духовного воспитания, у них формируется устная речь, положительное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки; дошкольники принимают участие в школьных, муниципальных, российских олимпиадах, творческих конкурсах, утренниках и развлечениях. Таким образом, наши воспитанники становятся полноценными членами общества. Считаю, что данный педагогический опыт мог бы быть полезен воспитателям, работающим с дошкольниками с нарушениями слуха.
Проведено по теме:
2.12.2017 года. Открытое занятие по ручному труду «Бусы на елку». ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха». (Протокол № 2/4).
4.03.2016 года. Утренник «8 марта». ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха». (Протокол № 3/3).
22.02. 2017 года. Утренник «Праздник пап». ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха». (Протокол № 3/2).
28.11.2018 года. Развлечение кукольный спектакль «Колобок». ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха». (Протокол № 2/1).
29.05.2019 года. Утренник «Прощание с детским садом». ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха». (Протокол № 4/6).
13.01.2020 года. Развлечение кукольный спектакль «Зимняя сказка». ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха». (Протокол № 3/1).
28 марта 2018 года. Выступление «Проблема социализации неслышащих детей дошкольного возраста». Международная научно-практическая конференция «54-е Евсевьевские чтения». Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева.
29 марта 2019 года. Выступление «Профориентация детей дошкольного возраста как условие успешной социализации». Заседание методического объединения воспитателей дошкольного отделения школы-интерната (Протокол №4).
31 декабря 2019 года. Выступление «Формирование познавательного интереса на занятиях с дошкольниками с нарушениями слуха». Заседание педагогического совета школы-интерната (Протокол №3).
Список литературы:
1. Астафьева, В. М. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха [Текст]/ В.М. Астафьева – М.: АПК и ПРО, 2000. – 116с.
2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология. [Текст]: Учебное пособие/ Т. Г. Богданова – М.: Академия, 2002. – 211 с.
3. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка [Текст]/ Ш. Зауш-Годрон – СПб.: Питер, 2004. – 302с.
4. Козлова, С.А. Программа социального развития ребенка [Текст]: Школьная пресса/ С. А. Козлова – 2005. – 105 с.
5. Плахова, Т. В., Дмитриева Л. В. Социальное развитие детей с нарушением слуха [Текст]: Журнал Дефектология/ Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева. – 2004. – No 2.
6. Солодянкина, О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста [Текст]/ О. В. Солодянкина – М.: Аркти, 2006. – 277 с.
Приложение:
1. Презентация портфолио (просмотр) |