Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 16:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Публичное представление собственного педагогического опыта музыкального руководителя Автайкиной И.А.

Публичное представление собственного педагогического опыта музыкального руководителя Автайкиной И.А.

Тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе подготовки и проведения праздников»

Сведения об авторе: Автайкина Ирина Александровна, музыкальный руководитель дошкольного отделения.

Профессиональное образование: учитель начальных классов, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, диплом УВ № 325840, дата выдачи 6.07.1990г,  г. Саранск.

Профессиональная переподготовка: «Обучение и развитие детей с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС. Сурдопедагогика и сурдопсихология» МИСАО ГАПС С 21.01.2016 по 03.04. 2016 г, диплом 772403640142.

Стаж педагогической работы – 31 год, в данной организации – 20 лет.

Актуальность опыта

Дошкольное детство – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, самого себя, именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес. И именно в дошкольном возрасте педагогам необходимо пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, научить самостоятельной деятельности, сделать первые шаги в творчестве, чтобы в дельнейшем развиваться и радостно, полноценно жить. Подтвержден факт, что прогресс в обществе зависит от количества творчески развитых личностей, степени их самореализации в жизни  общества. Именно поэтому развитие творческих способностей детей, начиная с раннего возраста, является актуальной темой для педагогов и родителей.

Музыкально-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения.

Работа педагога по воспитанию детей с нарушенным  слухом требует особого внимания, т.к. таким детям  свойственно своеобразие сенсорной, речевой, познавательной и эмоциональной сферы.  Восприятие и осмысление будет более полным при использовании ярких красочных образов, впечатлений.  Праздник в детском саду для решения данной проблемы можно рассматривать как средство комплексного воздействия на развитие слабослышащих детей, в том числе как  мощное средство эмоционально-психологического воздействия и эстетического воспитания. Активное участие детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздников и развлечений способствует накоплению эстетического опыта, развитию положительной эмоциональности, развитию речи детей, дает возможность получить новые и  закрепить ранее полученные навыки, способствует развитию творческих способностей, формированию дружеских отношений в детском коллективе.

Основная идея

Праздник, сочетая различные виды искусства, оказывает большое влияние на чувства и сознание детей. На этапе дошкольного возраста происходит закладка основ формирования творческих способностей детей, что проявляется в возникновении замысла, претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в эмоциональном выражении своих чувств, переживаний. В процессе подготовки и проведения праздников все элементы работают сами по себе и объединяются в одно действо, увеличивая силу эмоционального воздействия. Праздник несет радость всем детям, учит видеть прекрасное. Каждый ребенок обладает исполнительскими способностями,  может почувствовать себя в роли артиста, актера, музыканта и ощутить свою причастность к миру искусства.

Теоретическая база

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и дети с нарушениями слуха, являются особой категорией, в работе с которыми творчество используется не только как средство эстетического развития и формирования творческой культуры, но и становится предпосылкой для раскрытия компенсаторных возможностей. Исследования в сурдопедагогике по этой проблеме проводили: Т.В. Розанова,  М.М. Нудельман, М.Ю. Рау, Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина и др. 

Личность ребенка с нарушенным слухом формируется в условиях дефицита информации, поступающей через слуховой анализатор. Это затрудняет процесс общения с нормально слышащими людьми, обедняет социальный опыт ребенка, что требует больших усилий для воспитания полноценной личности. Исследования, проводимые В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым, И. М. Догелем, И. М. Сеченовым, И. Р. Торхановым, Г. П. Шипулиным и др. подтвердили положительное влияние музыки и различных ее средств на ребенка с нарушенным слухом.  Во второй половине XX в. музыкотерапия используется в лечебной и коррекционной практике как в разных направлениях в медицине, так и в психологии, в частности,  специальной психологии. Эффективность применения терапии музыкой в профилактико-адаптационных и лечебных целях подтверждают научные исследования А. С. Брусиловского, В. И. Петрушина, И. М. Гриневой, С. В. Шушарджана, А. Л. Готендинера, Н. Д. Масловой, С. Мамуловой, И. М. Гриневой, Ю. Б. Некрасова и др.  

О пользе праздников и развлечений как механизмов комплексного влияния на развитие и воспитание личности ребенка дошкольного возраста писали В. И. Ядэшко и Ф.А. Сохина, другие специалисты. Интересна работа «Особенности подготовки и проведения праздников в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха» авторов: Жук Михаил Викторович. Научный руководитель, доцент, канд. пед. наук Кораблёва Любовь Витальевна. Санкт-Петербург, 1991г.

Тема изучения вопроса комплексного положительного воздействия праздника на развитие творческих способностей детей с нарушениями слуха,  является актуальной в настоящее время. Целесообразно дальнейшее развитие данной темы в педагогике.

Новизна опыта, творческие находки

Работая по реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию, при подготовке праздников и утренников я подбираю материал как с учетом общих закономерностей развития ребенка дошкольного возраста, так и особенностей слабослышащего ребенка, индивидуальных особенностей каждого, а также с учетом принципов и подходов, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

При подготовке праздника очень важно изначально составить хороший сценарий. Все сценарии, по которым  проводится работа в процессе подготовки к праздникам и развлечениям, являются авторскими.  Я разрабатываю сценарии, содержащие материалы, соответствующие особенностям и потребностям детей с нарушенным слухом. Это: яркая сюжетная линия, построенная на основе известных сказочных персонажей, разумная последовательность номеров и сценических действий, не допускающая усталости детей, эмоциональной перегрузки, доступность,  стихотворный авторский текст и отрывки из произведений известных детских  поэтов, репертуар, содержащий необходимое количество включенных в каждую разработку танцев, стихотворений, песен, хороводов, инструментальных зарисовок. Тексты песен, которые предлагаются для исполнения детям, редактируются, часто пишутся на простые мелодии, они доступны, понятны детям, легко запоминаются. Дети старшего возраста могут участвовать в написании текстов. Темп мелодии при необходимости замедляется в специальных компьютерных программах.

В каждый праздник обязательно включаются музыкальные игры,  доступные детям определенного возраста. Авторская подборка игр «Оригинальные игры на Новогоднем празднике для малышей» опубликована в №3/124 всероссийского интернет - журнала «Дошкольник. РФ».

Усилению эстетического эффекта способствует праздничное оформление зала, яркие костюмы детей, доброжелательные улыбки зрителей. Особенно нравятся детям занятия после проведения праздника, когда музыкальный материал, с которым выступали другие дети, предлагается для исполнения ребятам, являвшимся наблюдателями, зрителями. Они с удовольствием и со своим творческим подходом  танцуют, поют, становятся дирижерами, берут на себя другие роли. Все это способствует развитию творческих способностей каждого ребенка.

Технология опыта.

При формировании творческих способностей детей с нарушениями слуха на музыкальных занятиях в процессе подготовки и проведения праздников решаются следующие задачи:

  • формировать музыкальную культуру детей и их родителей;
  • воспитывать желание принимать участие в проведении музыкальных праздников и мероприятий;
  • побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
  • подвигать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально-ритмические  движения, певческие импровизации, игра на детских шумовых инструментах, исполнение роли в сценической постановке, сказке;
  • развивать творческое воображение;
  • выявлять и развивать природную музыкальность, задатки способностей к различным видам музыкальной деятельности.

Можно выделить следующие виды музыкальной деятельности, на которые опирается процесс музыкального воспитания, подготовки и проведения детских праздников:

В процессе подготовки любого праздника я использую разнообразные средства,  формы, методы и приемы работы. Применяю метод показа, презентации  для знакомства с темой праздника, материалом, который будет взят в качестве репертуара данного конкретного праздника в форме исполнения танца, песни или инструментального произведения.

Весь процесс от начала подготовки до осмысления результатов (последействия) праздника предполагает обязательное включение речевой функции: рассказа, диалога, беседы с детьми, объяснения, показа с разъяснением, работы над песней, стихами, инсценированными фрагментами и целыми пьесами (старший возраст), речевых игр, восприятия театрализованной речевой игры взрослых действующих лиц.

Во время беседы или элементов беседы (с более младшими детьми) стараюсь заинтересовать детей темой праздника, вызвав в  детях эмоциональные проявления и речевую активность, чтобы они делились своими впечатлениями, имеющимся у них детским опытом.

Чтобы детям была понятна и интересна тема каждого праздника, применяется комплексный подход: педагоги  - воспитатели, учителя-дефектологи  на своих занятиях помогают детям шире раскрыть определенную тему, получить и углубить представления, заинтересовать ребенка.

Подготовка к праздникам проходит планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, незаметно на каждом музыкальном занятии при освоении программы по музыкальному воспитанию при разучивании песен, танцев, инструментальных зарисовок, лучшие из которых включаются в праздничные концерты и выступления.

Главное -  вызвать в воспитанниках искреннюю живую заинтересованность происходящим процессом, чтобы все действия педагогов и детей, связанные с подготовкой и проведением праздника, были естественны, вызывали желание заниматься происходящим, что, соответственно, помогает достигать положительных результатов, развивать творческие способности детей с нарушенным слухом.

Результативность опыта.

Праздник выполняет не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.  Он оказывает большое влияние на развитие речи. В процессе подготовки и проведения праздников осуществляется эстетическое воспитание детей.   

Дети получают первоначальные знания об искусстве, областях, жанрах, знакомятся с народным, классическим танцем, учатся различать их, исполнять на свойственном возрасту уровне, становятся певцами, у них появляются любимые песни, любимые музыкальные произведения.  И, самое главное, развиваются зачатки творческих способностей, основываясь на которые можно в дальнейшем получить сформированную развитую творческую личность, способную создавать оригинальные продукты в различных видах искусства и сферах жизни.

Успешным можно будет назвать музыкальное творчество детей при условии:

  • Нахождения детьми выразительных средств воплощения образа  в мелодиях и    движениях;
  • Появления новых элементов при создании простейших форм песенного, инструментального, танцевального, театрального и игрового творчества.

Следует отметить своеобразие детской продукции, оригинальные  формы  решения творческих  заданий.

К моменту выпуска из дошкольной группы дети показывают определенные успехи в умении декламировать стихи, исполнять песни, передавая настроение, характер музыкального произведения, задорно танцевать, выступать в элементарных сценических образах. У них развивается эмоциональное восприятие,  появляется чувство прекрасного, проявляются задатки любви к музыке и другим видам искусства. Педагоги рады самым малым успехам детей с ОВЗ, так как эти успехи помогают ребенку развиваться дальше, быть смелее, социализироваться, найти себя в жизни.

С лучшими номерами дети выступают на городских и республиканских площадках, а также участвуют в заочных конкурсах, организуемых на российском и международном уровне посредством электронно-коммуникативных технологий, где занимают призовые места, а также получают зрительские симпатии и заряд  для дальнейшего развития творческих способностей.

Распространение опыта.  

Опыт работы:

  • Публикации: 

- в журнале  «Дошкольник.РФ», №3/124, январь 2020, «Оригинальные игры на Новогоднем празднике для малышей»;

- в информационном и научно-методическом журнале «Педагог.13РУ», №1, октябрь 2021, «Совместная деятельность школы и НКО в обучении и воспитании детей с нарушением слуха»;

- на образовательном портале «Инфоурок», сентябрь 2021, методическая разработка «Сценарий утренника для детей с ОВЗ. Мамин день»;

- публикации методических разработок  на личной странице сетевого сообщества педагогов «Maam.ru».

  • Выступления:

- на педагогическом совете образовательного учреждения с докладом «Организация работы музыкального руководителя в условиях пандемии»;

- на методическом объединении воспитателей дошкольных групп «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкального воспитания».

  • Постоянная музыкальная поддержка утренников,  мероприятий, праздников, драматизаций сказок, спортивных развлечений и  т. п.
  • Авторские песни «Мы – воспитатели» и «Песня об огоньке», изначально выпущенные на дисках, получили  распространение у педагогов- пользователей интернет-сети.  
  • Создана видеотека-копилка всех праздников, проведенных в дошкольном отделении и в начальной школе.
  • Открытые занятия на темы «Детские музыкальные инструменты», «Музыкальные краски Осени».

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
  2. Соловьева Е. Встреча в гостиной "Театра" // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
  3. Сорокина Н.Л., Миланович Л.Г., Мерзлякова С.И., Ермолаева М.В. Театр - творчество - дети // - Дошкольное воспитание. - 1996. - №8.
  4. Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.
  5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль, 1999.
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.

Приложение:

  1. Презентация портфолио (просмотр)

 

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (10.11.2021)
Просмотров: 250
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024