Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 17.05.2024, 07:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя-дефектолога Макаровой И.В.

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя-дефектолога ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Макаровой И.В.

Тема: «Использование методик верботонального метода в работе с детьми с нарушениями слуха»

Сведения об авторе: Макарова Ирина Владимировна, учитель-дефектолог дошкольной группы №2. Образование высшее дефектологическое. Педагогический стаж работы – 28 лет. Общий стаж работы и в данной образовательной организации – 28 лет.

Актуальность опыта. Дошкольники с нарушениями слуха представляют собой сложную неоднородную группу, различающуюся по времени наступления стойкого нарушения слуховой функции, по степени снижения слуха и речи, по наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии. У отдельных детей к началу обучения в дошкольной группе речевое развитие находится на низком уровне, а у некоторых наблюдается полное отсутствие речи. Они не понимают обращенную к ним устную речь, общаются посредством голосовых реакций, неотнесенного лепета, жестов и мимики. Поэтому, чтобы научить детей дошкольного возраста с нарушенным слухом произносительной стороне речи используется фонетическая ритмика. Фонетическая ритмика, как одна из методик верботонального метода используется на разных этапах обучения произношению и играет важную роль как в коррекции речи у детей с нарушенным слухом, в том числе и после операции по кохлеарной имплантации, так и в развитии у них раскованности и естественности движений.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что применение фонетической ритмики является эффективным и результативным приёмом в формировании и развитии произносительной стороны устной речи у детей с нарушенным слухом, в том числе и после операции по кохлеарной имплантации.

Теоретическая база опыта основывается на исследованиях о значительной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека (Н. А. Бернштейн), в исследованиях зарубежных специалистов, свидетельствующих о коррекционно-развивающем влиянии на речь ритмических занятий. Верботональный метод обучения был предложен Петаром Губерина хорватского Центра СУВАГ (Хорватия). Приёмы и технологии верботонального метода: фонетическая ритмика, музыкальная стимуляция, аудивизуальный курс, индивидуальные занятия, пиктографическая ритмика. С 70-х годов метод используется в России – в более 20 центров. А также на публикациях Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымской «Формирование произношения у детей с нарушениями слуха» 1995г., Е. П. Кузьмичевой, Э. И. Леонгард, 1991 г. Их идеи о влиянии ритмических движений на формирование речи. Фонетическая ритмика в качестве нового приёма работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей был представлен Т. М. Власовой, А. Н. Пфафенродт в пособии «Фонетическая ритмика» М.: «Просвещение», 1989 г.

Опыт работы построен на основе методик обучения детей с нарушениями слуха и методические разработки (авторы Н. Д. Шматко, О. О. Новикова «Речевая ритмика для малышей» Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт «Фонетическая ритмика», Э. И. Леонгард, Ф. Ф. Рау), а также на программу под редакцией Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко «Воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста».

Новизна опыта заключается в том, что были разработаны и проведены подгрупповые и индивидуальные занятия с применением метода фонетической ритмики, а также индивидуальные занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия для ребёнка с диагнозом: синдром Дауна, двусторонняя тугоухость 4 степени, пограничная с глухотой.

Технология опыта. Цель педагогического опыта – формировать у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха речевого дыхания и слитности речи, овладевать умением изменять силу и высоту голоса, правильно воспроизводить звуки и их сочетания, способствовать развитию навыка восприятия и воспроизведения различных ритмов, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Коррекционно-развивающую деятельность осуществляю с учётом общедидактических принципов и специальных принципов коррекционной педагогики.

Принцип систематичности обуславливает последовательность изложения материала. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности и планомерности коррекционного процесса.

Принцип наглядности определяет широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Развитие движений в сочетании со словом, изучение их взаимосвязи осуществляется с помощью органов зрения, остаточного слуха, вестибулярного, двигательного аппаратов и др. Принцип наглядности осуществляется путём показа движений педагогом.

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с нарушениями слуха. Он обусловлен разным физиологическим развитием детей и разным методическим подходом к построению занятия, разными средствами и формами воздействия. Оптимальная мера доступности определяется возрастными и двигательными возможностями детей, степенью трудности задания. Для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение характера патологического процесса и уточнение реабилитационного потенциала ребёнка. Индивидуальный подход предполагает также учёт типа высшей нервной деятельности, возраста, двигательного статуса.

Принцип постепенного повышения требований определяет постановку более трудных заданий: двигательных и словесных. Переход к новым заданиям осуществляется по мере закрепления навыков.

Принцип сознательности и активности. Самостоятельная активная деятельность детей находится в зависимости от возникающего интереса к заданию, сознательного его восприятия и способа выполнения.

Принцип развития предполагает учёт параметров: развитие личности ребёнка, его речевого развития, сохранных функциональных систем Принцип развития определяет одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.

Принцип всестороннего воздействия влияет на организм в целом. Ритмика повышает общую тренированность организма, совершенствует нейрорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.

Так что же такое фонетическая ритмика?

Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт дают такое определение: фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Маленькие дети без специального обучения не могут сочетать движения с произношением: они либо двигаются, либо говорят. Движения у детей дошкольного возраста ещё неловкие, подражание движениям затруднено. Поэтому работа начинается с обучения ребёнка подражанию крупным движениям. Постепенно двигательные возможности развиваются, и подражание становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение. С помощью фонетической ритмики я вызываю у детей звуки, учу произносить слитно слова и фразы с правильным ударением. Со временем дети учатся говорить и без движений. Ведь движения рассматриваются как стимуляция для формирования произносительных навыков. От того, насколько точно дети овладевают умением, зависит эффективность использования фонетической ритмики в качестве методического приёма. А также и то, насколько естественной, слитной, ритмичной и выразительной будет речь детей в дальнейшем.

Результативность опыта. Практика показывает, что в процессе проведения занятий было замечено, что при совокупности движений тела и речевых органов происходило снятие напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с нарушениями слуха. Непринуждённость и раскованность, которую приобретают дети при выполнении ритмических движений телом, оказывали положительное влияние на двигательные особенности речевых органов. Двое детей из группы на достаточном уровне владеют движениями фонетической ритмики и научились говорить без движений, другие дети воспроизводят слова и фразы с помощью движений, а ребёнок с синдромом Дауна только на 4-ом году обучения научился подражать движениям педагога на следующие звуки: А, О, У, М, П, Н, Д, И, составлять и прочитывать слоги. И это для него большое достижение и шаг в развитии речи. Считаю, что данный педагогический опыт может быть полезен учителям-дефектологам, работающим с детьми с нарушениями слуха и после операции кохлеарной имплантации, а также родителям, имеющим детей с нарушенной слуховой функцией.

Опыт моей работы представлен:

- на Международной научно-практической конференции 55-е Евсевьевские чтения 14-15 марта 2019 года в работе дискуссионной площадки «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации современного образования». Выступление на тему: «Формирование языковых способностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха».

- на заседаниях педагогического совета школы: «Система работы учителя-дефектолога по развитию слухового восприятия и формированию произношения у дошкольников с нарушениями слуха», «Развитие познавательной активности дошкольников с нарушениями слуха в процессе обучения» и методических объединениях: «Формирование устной речи детей дошкольного возраста на третьем году обучения» и «Формирование познавательной активности, как важной задачи процесса обучения в специальной школе».

- публикации в научно-методическом и информационном журнале «Народное образование республики Мордовия» № 4 2020: «Преемственность в работе дошкольного отделения и школы-интерната для детей с нарушениями слуха».

- На Всероссийском информационно-образовательном портале «Академия педагогических проектов Российской Федерации» конспект индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия. (https://педпроект.рф/макарова-и-в-конспект-занятия/)  

- Проведены открытые занятия для учителей-дефектологов по развитию слухового восприятия: тема «Различение речевых звучаний» и по обучению произношению: тема «Звук В. Работа над речевым дыханием»

Список литературы.

  1. Бернштейн Н. А  Физиология движений и активность. – М. Наука, 1990г.
  2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М. Учебная литература, 1997г.
  3. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Программы для специальных дошкольных учреждений. – М. Просвещение, 19991г.
  4. Новикова О. О. Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом. Дефектология , 1995г. №1.
  5. Шматко Н. Д. Если малыш не слышит. – М. Просвещение, 2003г.

Рекомендации по использованию опыта. Слоговой материал подбирается одинаковый, не зависимо от степени снижения слуха у детей. Слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются с учётом состояния слуха, уровня развития произносительной стороны речи. Весь речевой материал должен быть доступен и понятен детям, а также необходим им в общении. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не заучиваются. Дети повторяют их синхронно с педагогом несколько раз (2 – 5 раз ), как только дети научатся правильно повторять движения, количество повторов уменьшается.

Приложение:

1. Презентация портфолио (просмотр)

 

 

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (08.09.2020)
Просмотров: 297
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024