Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 12:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя-дефектолога Воронковой Л.М.

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя-дефектолога ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Воронковой Л.М.

Тема:   «Особенности развития речи у слабослышащих детей с использованием современных технологий на коррекционных занятиях»

Сведения об авторе: Воронкова Людмила Михайловна, учитель-дефектолог. Образование высшее дефектологическое. Педагогический стаж работы -30 лет. Общий стаж работы и в данной образовательной организации – 27 лет.

Актуальность и перспективность опыта. Современные требования к специальной школе предполагают обновление и совершенствование методов, приемов и содержания обучения, улучшение подготовки школьников к самостоятельной жизни. Федеральные государственные образовательные стандарты позволили по-новому подойти к определению стратегической цели и содержанию обучения школьников с нарушениями слуха: обеспечение качественного образования, способствующего формированию личности психически здорового, социально адаптированного, физически развитого неслышащего выпускника, отвечающего потребностям общества, родителей и современного рынка труда.   

Постоянно возникает поиск нестандартных, стимулирующих, инновационных разработок, которые помогли бы детям с нарушениями слуха более эффективно развивать свой слух и речь. В качестве одной из них считаю применение современных  технологий на занятиях. Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями.

Применение современных технологий,  позволяет сделать занятие интересным, увлекательным информационно и эмоционально насыщенным, это делает учебный материал более доступным для восприятия детей с дефектами слуха. Кроме того, использование современных технологий повышает мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, а также учащиеся расширяют свои умения в работе с компьютером. Использование компьютерных программ на занятиях позволяет слабослышащим учащимся усовершенствовать навыки развития эмоционально – окрашенной речи и понимание на слух, отрабатывать произношение и расширить словарный запас.

Ведущая педагогическая идея опыта. Рациональное применение современных технологий способствует развитию эмоционально – окрашенной речи у слабослышащих детей,   активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к слабослышащим детям. С помощью современных технологий может быть  создана особая личностная форма общения, позволяющая сосредоточить внимание на наиболее существенных аспектах изучаемого материала и формируемых элементах учебной деятельности.

Теоретическая база. Компьютерные технологии в систему специального образования внедрены и разработаны в институте коррекционной педагогики, где был предложен путь широкого использования современных технологий специалистами-дефектологами ( Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К.) в различных содержательных областях специального образования, начиная с первых лет школьного обучения, введение его сразу в качестве инструмента учебной деятельности, отвечающей возрасту, уровню развития, этапным задачам коррекционного обучения ребенка.

В настоящее время ряд специалистов-дефектологов (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Никольская И.А., Годин Л.С., Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З. и др.) исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии внедрения ИКТ в коррекционный процесс.

Новизна. Использование современных технологий на занятиях является эффективным способом обучения, помогающим ученику осознавать себя как активного субъекта познания, испытывать радость победы и успеха в личностно-значимой для него деятельности. Использование мультимедийных презентаций имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их с развитием слуха создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Технология опыта. В работе со слабослышащими детьми я использую общедидактические компьютерные программы, но их  адаптирую для решения задач развития слухового восприятия и формирования произношения. Нужно условно определить, какую дидактическую и специфическую задачу будет выполнять игра. Так, в одной из общедидактических программ модуль "Нарисуй",  использую для восприятия речи материал из уроков биологии по теме "Части тела человека". Ученику предлагаю на слух задания: нарисовать мальчика, девочку, выбрать детали лица - глаза, рот, нос, уши, брови, волосы, нарисовать лицо. Ученик воспринимает задания с помощью ЗУА и выполняет их, оперируя "мышкой". При восприятии материала из уроков математики использовала модули "Выбери фигуру", "Составь фигуру", содержанием которых являлся геометрический материал.

Использование средств мультимедиа помогает представить явления, действия, предметы, ситуации в приближенном к реальности виде. Анимация дает возможность наблюдать объект в действии, движении, что очень важно для детей с нарушением слуха. Также можно планировать и осуществлять различные виды работы по развитию слуха в сочетании с формированием произношения. Работая со слайдами, имеется возможность переходить с одного вида работы на другой, изменяя последовательность заданий. При этом целесообразно использовать наглядный материал, дополняя его, усложняя или упрощая. Ученик имеет возможность сочетать игру и обучение: составлять предложения, дополнять их новыми словами, отвечать на вопросы, проверять себя, исправляя ошибки. Совместное создание слайдов позволяет сделать работу более эффективной: дети сами подбирают рисунки в соответствии с темой, группируют речевой материал, составляют вопросы к речевому материалу, что является одним из сложных видов работ. Работа со слайдами предусматривает и работу с текстом. При этом расширяются возможности для работы с учеником: предъявление разного рода наглядного материала, образца текста, объяснение действий предметов с помощью FLASH-анимации, создание новых ситуаций по тексту. Используя слайды, можно работать и с грамматической терминологией, показывая слабослышащим детям пространственные отношения объектов. Составлять предложения с предлогами, при этом отражая, их смысл. Данные разработки являются и справочным материалом для ученика: просмотрев нужный речевой и анимационный материал, ребенок сможет применить его в реальной жизни или в учебном процессе. Запоминание и усвоение тем идет увлекательнее и эффективнее. В основу использования на занятиях мультимедийных презентаций, положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами языка: познавательным, учебным, развивающим, а внутри учебного аспекта – всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием.

Для развития слухового восприятия и формирования речи учащихся можно создавать собственные презентации по учебным темам (времена года, явления природы, глаголы, транспорт, растения, спорт и др.), собирать медиатеку - собственные компьютерные разработки по развитию слухового восприятия в виде компьютерных презентаций; озвученные мультимедийные презентации из образовательных ресурсов сети Интернет; специализированные компьютерные программы, рекомендованные Институтом коррекционной педагогики; компьютерные обучающие программы-тренажеры; компьютерные развивающие программы.

Результативность опыта. Использование современных технологий в учебных и внеучебных коррекционно-развивающих занятиях позволяет: 1)достигнуть качественного обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки; 2) повысить мотивацию учащихся к занятиям; 3) овладеть новой информационной культурой; 4) улучшить произносительные навыки учеников; 5) расширить их кругозор; 6) развивать мышление и память; 7) улучшать слуховое восприятие. Применение современных технологий в коррекционном обучении позволяет выйти на новый уровень помощи ребенку с особыми нуждами, работать не просто с каждым учеником, а работать с каждым по-разному, выстраивая индивидуальную программу обучения. Использование интерактивных технологий на занятиях способствует более успешному овладению произношением и устной речью, а также развивает мыслительную деятельность и способствует развитию эмоционально-окрашенной речи детей с нарушением слуха, что является одним из условий их социализации и подготовки к жизни в современном обществе.

В рамках работы над проблемой были проведены следующие мероприятия:

  • выступление на международной научно-практической конференции на тему «Использование ИКТ- компетенций на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися» 57-е Евсевьевские чтения на базе «МГПУ им М.Е.Евсевьева» 15-16 апреля 2021г.;
  • выступление на заседании  педагогического совета школы: «Интонация, как средство развития речевых возможностей у слабослышащих детей» Протокол №6 от 06.06.2019г.;
  • выступление на заседании  методического объединения учителей-дефектологов: «Особенности развития эмоционально-окрашенной речи у детей с нарушением слуха используя современные средства обучения» Протокол №2 от 31.10.2018г.;

провела открытое индивидуальное занятие в рамках  методического объединения учителей-дефектологов на тему:

1. Дифференциация звуков С-З. 2.Различение речевого материала на слух по тексту С.Д. Нефедов (Эрьзя). Протокол №4 от 07.12.2021г.

  • Провела речевые конференции: « Природы чудные мгновения» Протокол№8 от 05.04.2018г.; «Мастерами славится Росси» Протокол№11 от 20.03.2019г.
  • Участие в конкурсе чтецов «Памяти пылающих лет» посвященный 76-летию победы ВОВ,  г. Волгоград.
  • Публикация в научно-методическом и информационном журнале «Народное образование Республики Мордовия» №5 2020: «Использование компьютерных технологий на индивидуальных занятиях»
  • Опубликовала авторский материал на ресурсе всероссийского информационно-образовательного  портала «Академия педагогических проектов Российской Федерации» речевую конференцию «Береза-символ России».

Список литературы:

1. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

2. Кузьмичёва Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. - М., 1991.

3. Назарова Л.П. Роль и место компьютерных программ в работе над произношением в школе слабослышащих: Сб. статей кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И.Герцена-1991.

4. Селиверстов В.И. и др. Речевые игры с детьми. - М., 1994.

5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М., 1997.

6. Кузьмичёва Е.П. Развитие устной речи у глухих школьников. -М: Изд - во НЦ ЭНАС, 2001. -136 с.

Приложение:

1. Презентация портфолио (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (25.01.2022)
Просмотров: 218
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024