Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 07:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Публичное представление собственного педагогического опыта работы воспитателя Кангиной А. М.

Публичное представление собственного педагогического опыта работы воспитателя Кангиной А. М.

Тема: «Использование дидактической игры как средства развития младших школьников с нарушениями слуха»

Сведения об авторе: Кангина Анна Михайловна, воспитатель начальных классов.

Образование высшее. Профессиональное образование: учитель начальных классов и учитель иностранного языка, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, диплом 101305 0301199, дата выдачи 06.07.2015г., г.Саранск;
Педагогический стаж работы – 6 лет. Общий стаж работы и в данной образовательной организации – 6 лет.

Актуальность. Игра единодушно признается уникальным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений. У младших школьников с нарушениями слуха имеются отставания в развитии словесно-логического мышления и речи. В связи с этим необходимо проводить коррекционную работу с такими детьми, используя различные воспитательные методики. Используя дидактическую игру во внеурочное время, воспитатель достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушениями слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. Дидактические игры - это разновидность игр с применением правил, специально созданных педагогикой в целях развития детей. Дидактическая игра носит познавательный характер; она направлена на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на развитие познавательных способностей детей. Игра помогает воспитателю сблизиться с детьми. Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. Всё это свидетельствует об актуальности и перспективности данного опыта.

Основная идея опыта.  Дидактическая игра является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и, самое главное, средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Поэтому ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в том, что развитие слабослышащих младших школьников во внеурочной деятельности возможно через дидактическую игру. Систематическое применение дидактических игр во внеурочной деятельности детей с нарушениями слуха оказывает положительное влияние на развитие познавательной сферы и речи детей с нарушениями слуха.

Теоретическая база. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена. Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются многие специалисты (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Б.И. Хачапуридзе, К.Г. Мачабели, З.М. Богуславская, Т.М. Бабунова и др.). А.А. Катаева и Г.Л. Выгодская отмечали, что снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказывается на становлении предметной и игровой деятельности. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимости от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, закрепление поставленных звуков), развитие умения ориентироваться во времени, пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Особенности содержания и методики использования дидактической игры во внеурочной деятельности младших школьников с нарушениями слуха рассматриваются Е. Г. Речицкой.

Теоретическая значимость моей работы заключается в накоплении теоретического материала по проблеме развития речи у слабослышащих младших школьников средствами дидактической игры во внеурочное время. Дидактические игры в работе с детьми с нарушениями слуха выполняют функции: дидактическую - формирование соответствующих знаний и умений, навыков; развивающую - формирование психических функций, обогащение общего и личностного развития; формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии; коммуникативную - умение вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации,  формирование адекватных взаимоотношений, установление эмоциональных контактов; релаксационную - игра снимает эмоциональное напряжение, стабилизирует психическое состояние ребенка; коррекционную - в игре отрабатываются навыки четкой, внятной, выразительной, интонированной речи, происходит развитие слухового восприятия.

Все перечисленные функции дидактической игры подчеркивают значимость ее использования во внеурочной работе с младшими школьниками, имеющими нарушения слуха.

Новизна опыта состоит в создании комплекса и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных и речевых способностей младших школьников.

Технология опыта. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Адаптируя ту или иную дидактическую игру, руководствуюсь учебной задачей, но в занимательной для детей форме. Например, обучающая задача: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»), уточнить представления о столовой посуде («За обедом») или одежде («Одеваемся на прогулку»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось?», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Дидактические игры могут быть направлены на закрепление знаний по математике («Живые числа», «Веселый счет»), по русскому языку («Лото», «Что потом?»), по ознакомлению с окружающим миром (кроссворды «Животные», «С какого дерева лист?», игра-упражнение "Что бывает осенью" и др.). В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Животные», «Насекомые», «Одежда», « Транспорт». В домино дети подбирают парные карточки при очередности хода. Обучающая задача игр воплощается в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.

Детей привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

При организации и проведении дидактических игр со слабослышащими школьниками необходимо учитывать определенные педагогические условия. Игры не должны быть длительными по времени (до 15 мин). Взрослые могут принимать непосредственное участие в игре (степень их участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры).  Внеклассная работа по развитию слухового восприятия является неотъемлемой частью всего образовательно-коррекционного процесса в нашей школе. Поэтому игры для развития слухового восприятия так же применяются мной в работе. Дидактические игры во внеурочное время содействуют закреплению ранее приобретенных умений по восприятию речи,  неречевых звуков, формированию новых слуховых представлений,  помогают в решении общих образовательно-коррекционных задач, включая воспитание у детей с нарушениями слуха навыков ориентировки в быту, формирование понятий и представлений, отражающих звуковые явления; развитие восприятия устной речи и неречевых звучаний, формирование произносительных навыков. Для успешного развития слуха очень важно проводить игры систематически. В соответствии с возрастом детей игры необходимо усложнять. Игры, направленные на развитие слухового восприятия во внеклассное время, следует проводить не менее одного раза в неделю со всеми учащимися. Игра должна строиться таким образом, чтобы каждый ребенок с нарушением слуха был активен, выполнял посильные игровые действия; умел попросить, чтобы педагог повторил сказанное. При организации игр нужно ориентироваться на слуховые возможности большинства учащихся. Речевой материал, используемый в дидактических играх, должен быть обязательно связан с содержанием различных уроков, внеклассных занятий во внеурочной и внешкольной деятельности детей. Содержание игр должно планироваться совместно учителем, учителями- дефектологами и воспитателем. Кроме того, на внеклассном занятии необходимо научить слабослышащих детей играть друг с другом самостоятельно, а также проводить игры с младшими товарищами.

Результативность опыта. В течение нескольких лет я проводила работу по адаптации и разработке дидактических игр как средства развития коммуникации, активизации познавательной деятельности и слухо-речевого развития младших школьников с нарушениями слуха. В классе, где я работаю, четверо школьников. Речевое развитие детей различно. Общаясь между собой, дети используют в основном устную речь. Почти у всех снижена речевая коммуникация, предложения односложные и простые, фразы с аграмматизмами, нарушение звукопроизношения. Успеваемость в классе на среднем уровне, но из-за быстрой утомляемости имеются трудности в усвоении знаний.

В свою внеурочную работу с детьми я включаю разные виды деятельности, в том числе игровую, направленную на коррекцию речи и развитие словесно-логического мышления. В связи с этим мною был разработан  и апробирован на практике комплекс дидактических игр, направленных на коррекцию недостатков развития. Игры организовывались во второй половине дня. В связи с особенностями детей (быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью), на каждую игру отводилось по 15 минут. Но так как у детей проблемы с речью, сначала были затруднения: дети плохо проговаривали слова, а правила игры требовали четкого произношения. Но дети старались четко произносить поставленные звуки. В процессе проведения игр были использованы следующие методические приемы: показ воспитателем действий; показ игровых действий с привлечением детей; совместные игровые действия воспитателя и детей; обучение детей выполнению сопряженных и отраженных действий; называние игровых действий и предметов.

Результатом своей работы считаю углубление и обобщение знаний у детей, посредством развития их познавательных способностей и активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи) в результате использования, в процессе развития, воспитания и обучения детей, различного рода дидактических игр. По мнению классного руководителя  и учителя-дефектолога, наша работа была успешной. У детей наблюдается прогресс в развитии словесно-логического мышления, речь стала более четкой: поставленные звуки автоматизировались, при частом произношении дети стали четко проговаривать слова, закреплялся словарь.

Дальнейшее использование комплекса этих игр положительно повлияет на развитие их познавательной деятельности и речи.

Доступность выражена в том, что разработанный комплекс дидактических игр по развитию речи младших школьников с нарушениями слуха может использоваться в коррекционно-развивающей деятельности воспитателя, учителя, сурдопедагога и дома родителями.

Опыт моей работы представлен:

  • на заседаниях педагогического совета школы: «Моделирование воспитательного процесса в условиях цифровой образовательной среды» и методических объединениях: «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста в игре»;
  • публикации в сборнике статей ГБОУ ДПО «МРИО» «Проектирование образовательного процесса в современной школе» (Часть 2): «Значение дидактической игры для развития младших школьников с нарушениями слуха»;
  • проведено открытое занятие для воспитателей по игре: тема «Птицы»;
  • проведено развлечение «Сказочные старты».

Литература

  1. Белова Н.И. К вопросу произношения глухих дошкольников// Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся. - Л., 1973.
  2. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя. - 2-е изд., испр. - М., 1988.
  3. Выгодская Г.Л. Игровая деятельность глухих детей// Психология глухих детей. - М., 1971.
  4. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. —160 с.
  5. Минский Е.М. От игры к занятиям. - М., 1982.
  6. Развитее детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида/ Под ред. Е. Г. Речицкой. - М., 2005.
  7. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М., 1975.
  8. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.

Приложение:

  1. Презентация портфолио (просмотр)
  2. Приложение к описанию собственного педагогического опыта (просмотр)
  3. Занятие на тему «Птицы» просмотр (просмотр)
  4. Развлечение «Сказочные старты» (просмотр)

 

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (22.10.2021)
Просмотров: 239
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024