Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 08:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Публичное представление собственного педагогического опыта работы воспитателя Курковой Т. А

Публичное представление собственного педагогического опыта работы воспитателя Курковой Т. А

Тема: «Использование аудиовизуального курса для развития диалогической речи у детей с нарушениями слуха»

Сведения об авторе: Куркова Татьяна Александровна, воспитатель дошкольной группы.

Образование высшее. Профессиональное образование: учитель музыки, МГПИ им.М.Е.Евсевьева,  Диплом УВ № 326079, дата выдачи 11 июля 1990г.,  г. Саранск;

Профессиональная переподготовка: Обучение и развитие детей с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС. МИСАО. С 21.01.16 по 3.04. 2016 г.

Педагогический стаж работы – 31 год. Общий стаж работы в данной образовательной организации – 30 лет.

Актуальность опыта. Потеря слуха у ребенка ведет к отклонениям в развитии речи и в общем развитии.  Из опыта работы с неслышащими детьми мы знаем, что больше всего им не хватает умения говорить и понимать устную речь, свободно общаться в любых бытовых ситуациях.  Поэтому особое место в обучении и воспитании детей с недостатками слуха занимает процесс формирования речи. Для того чтобы ребенку с нарушением слуха овладеть устной речью, нужна языковая среда.  Педагоги специально создают  и организуют речевую среду для формирования и развития коммуникативных навыков с помощью разных методических приемов. Поэтому передо мной встала проблема поиска новых приемов, средств и видов работ по раннему развитию речевых навыков, в частности навыков диалогической речи. Изучив специальную литературу, в которой предлагаются разные варианты решения проблемы развития диалогической речи, я остановила свой выбор на аудиовизуальном методе.

Аудиовизуальный курс (АВК)  является современным и эффективным подходом в обучении  речи. Это метод обучения устной  речи, в основе которой лежит интенсивное использование средств зрительной и слуховой наглядности. Основное восприятие материала – на слух, а наглядность раскрывает его значение. Весь лексический и грамматический материал ребенок получает в форме диалогов, на которых построен весь курс.

Основная идея опыта заключается в том, что использование аудиовизуального курса в работе позволяет развивать у детей с нарушениями слуха коммуникативное общение со сверстниками и взрослыми, посредством усвоения слов и фраз с помощью АВК, повышать уровень речевого развития в игровой деятельности.

Цель АВК: перенос в самостоятельную речь; развитие слуховосприятия; развитие внимания, мышления; повышение коммуникативных качеств; повышение мотивации к учению, развитие эмоциональной сферы. Аудиовизуальный курс это развитие диалогической речи, когда в качестве словесного материа­ла используются фразы, как минимальная единица законченной мысли, вы­раженной словами; непроизвольное запоминание правильных грамматических кон­струкций; самостоятельное построение фраз в аналогичных ситуациях; развитие коммуникативных навыков

Теоретическая база. Теоретические основы метода были разработаны в Научно-исследовательском центре по изучению и распространению французского языка за рубежом, входящего в состав педагогического института в Сен-Клу и возглавляемого Ж. Гугенеймом. Под его руководством и при активном участии П. Риванка, К. Маландена, Д. Миаларе, югославского профессора П. Губерины были произведены отбор и описание учебного материала для работы по методу и выпущен в 1962 г. первый аудиовизуальный курс французского языка «Голоса и образы Франции». Аудиовизуальный курс (АВК) является составной частью верботонального метода, который был создан в 1954 году академиком, доктором Петаром Губерина. Главной особенностью метода является положение о том, что язык развивается из устной речи, а речь общественное явление. Под термином «аудиовизуального» подразумевается слуховая и зри­тельная помощь - слух и картинка, когда каждой фразе текста соответствует определённая картинка. Картинки, соответствующие фразам диалога, связа­ны между собой, т.к. они должны восприниматься как единое целое.

Многочисленными теоретическими и практическими исследованиями сурдопедагогов и сурдопсихологов (В. Флери, Г. Гурцева, И. Я. Селезнева,

И. А. Бурменского, И. М. Лаговского, Ф. А. Рау, P. M. Боскис, Б. Д. Корсунской, Н. Г.Морозовой, Ж. И. Шиф, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская) доказано, что благодаря сохранности мозга и полноценному развитию наглядного мышления у глухих детей своевременно формируются предпосылки к овладению речью, поэтому, чем раньше начинается работа над развитием их речи, тем значительнее её результаты.

В связи с этим, я пришла к выводу, что проведение более ранней работы по развитию диалогической речи с применением АВК дает детям возможность легче и быстрее развивать свою самостоятельную речь, так как курс построен в форме диалога, являющегося основной языковой формой речевой ситуации.

Новизна, творческие находки. Разработан и апробирован комплекс диалогов  на основе курса АВК, способствующих развитию диалогической речи в процессе обучения в соответствие с программой «Воспитание и обучение  дошкольников с нарушениями слуха», методическое пособие  «Народные сказки  в картинках», проведены подгрупповые и индивидуальные занятия с применением метода АВК.

Технология опыта. Одно из решений проблемы развития речи – это правильное, системное использование адаптированного аудиовизуального курса. Принципы:

  1. Строится на естественном изучении речи. Все элементы изучаются не изолированно, а в целом.
  2. Необходимо выбрать самое естественное, конкретное.
  3. Речевая ситуация является основной формой обучения.
  4. Диалог – основа АВК.
  5. Необходима картинка.
  6. Необходим слуховой аппарат.

Методика проведения АВК:

  1. Демонстрация и запоминание.
  2. Работа над пониманием содержания.
  3. Повторение.
  4. Драматизация.
  5. Активизация – перенос в другую ситуацию.

Работа с аудиовизуальным курсом, направленным на развитие диалогической речи дошкольников с нарушением слуха, проводится с использованием следующих специальных приемов:

1. Использование жизненных речевых ситуаций, отраженных в иллюстративном материале аудиовизуального курса:

«Приветствие», «Покорми куклу», «Семья», «В магазине», «У врача». Этот прием,  характеризу­ет естественные жизненные ситуации, и максималь­но побуждает ребенка к речи.

2. Участие педагога на правах персонажа. Этот прием дает возможность руководить ситуацией во время игры, побуждать переносить изученный на занятиях материал с использованием АВК в самостоятельную речь, стимулировать детей действовать по правилам игры, выражать свои мысли.

3. Использование модели «Маленький учитель». Ребенок берет на себя роль вос­питателя, родителей, врачей или основного действующего лица, которого надо «учить», «советовать» ему. Это помогает ребенку строить самостоятельно диалог, соответственно выбранной роли.

4. Использование игр-инсценировок по сюжетам сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», по диалогам аудиовизуального курса. Драматизация – деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное или услышанное в лицах, используя интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие. Этот прием переводит чувства и переживания ребенка в действия, слова в поступки, помогает закреплению понимания содержания и использованию речи как средства коммуникации.

Использование АВК начинается с раннего возраста. Первые АВК я cтала применять в работе с 2-3 летними детьми, посещающие дошкольную группу с различными степенями потери слуха. Четверо из их имеют кохлеарный имплант, 2 ребенка с диагнозом: двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Имея в активе всего несколько звуков, ребенок может рассказывать сюжетную серию картинок, передавая голосом радость, удивление испуг. Постепенно речь ребенка развивается и обогащается. Количество слов и фраз расширяется в процессе обыгрывания предметов и игрушек. Если вначале это были восклицания и короткие слова, то в дальнейшем появляются новые слова и выражения, умение отвечать на вопросы. На 1 году обучения дети научились составлять предложения с помощью рисунков: сначала используя лепетные слова: ляля ам,  ав-ав -бай, затем с полными словами собака спит, кукла ест. Далее составляются вопросы: Ляля АМ? Кукла спит? Кукла ест? Где ляля?

Затем с детьми проводились игры с использованием данной ситуации. Дети укладывали куклу спать, купали и кормили ее. Чтобы дошкольники легче усвоили новые слова, выражения, используем их длительное время в похожих ситуациях. На втором и третьем годах обучения детей мы продолжаем обучать игровыми приемами, производить развернутые действия связанных между собой.

Дети постепенно научились отвечать на вопросы:

- Во что вы играете? В магазин (в больницу).

- Кто ты? Продавец (врач).

- Что ты делаешь? Продаю (лечу больных).

- Кто с тобой играет? Настя (Соня).

- Кто Настя? Кассир (медсестра).

- Что будет делать кассир (медсестра)? Получать деньги, давать чеки делать укол, бинтовать руку, ногу.

Цель этих вопросов – помочь детям в игре, чтобы, играя, дети знали, что каждый из них будет делать. Соответственно на каждом году обучения для игры на одну и ту же тему употреблялись разные слова и выражения.

Постепенно в речи малышей стали появляться первые предложения. Количество картинок в аудиовизуальном курсе увеличивалось, и  дети сами могли расположить картинки в логической последовательности.

Дети не учат наизусть грамматические правила, отдельные слова. Они сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения речи. Таким образом, сразу получаем речевую базу, которая даёт возможность самостоятельного, слухового восприятия простых ежедневных выражений.

Результативность опыта.

На подготовительном  этапе были  подготовлены условия для  реализации курса АВК. Был приобретен материал для изготовления атрибутов, дидактический материал к занятиям и пособия.

На втором этапе были проведены следующие мероприятия:    

- использование АВК  при изучении каждой темы, индивидуальные занятия, показаны отрывки из занятий по ознакомлению с окружающим миром для родителей (во время проведения  родительских собраний) и проведение открытых занятий для коллег;

- разработано методическое пособие по народным сказкам в картинках с использованием АВК. Результат работы на данном этапе: пополнился  и расширился словарный запас детей.

Из проделанной работы можно сделать вывод, что использование  АВК оказало положительное влияние на развитие речи детей, с нарушениями слуха. Речевой словарь у детей значительно увеличился, речь стала более эмоциональная. У детей появилась потребность речевого общения в играх, исчезла скованность при общении. Считаю, что данный педагогический опыт может быть полезен  воспитателям, работающим с детьми с нарушениями слуха и детьми после операции кохлеарной имплантации.

Опыт моей работы представлен:

  • на Международной научно-практической конференции 55-е Евсевьевские чтения 14-15 марта 2019 года в работе дискуссионной площадки «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации современного образования». Выступление на тему: «Развитие устной речи дошкольников с нарушениями слуха через аудиовизуальный курс»;
  • на заседаниях педагогического совета школы: «Развитие познавательной активности дошкольников с нарушениями слуха в процессе обучения» и методических объединениях школы: «Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей речевому развитию дошкольников»;
  • публикации в сборнике научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции 55-е Евсевьевские чтения «Развитие речи у детей с нарушениями слуха в игровой деятельности с использованием аудиовизуального курса»;
  • проведены открытые занятия для воспитателей по игре: Тема «У врача» и по ОЗОМ: Тема «Игрушки»

Список литературы

  1. Балышева Е. Н. Ребёнок плохо слышит. Санкт – Петербург, 2005.
  2. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Программы для специальных дошкольных учреждений. – М. Просвещение, 19991г.
  3. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развития слухового восприятия у глухих дошкольников. М., 1971.
  4. Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М., 2003.
  5. Роу Ф. Ф., Слезина Н. Ф.. Произношение. М., «Просвещение», 1985.
  6. Самощенко И. Глухой ребёнок. Изд. «Сталкер», 2003.
  7. Херлевич Ивана. «Проговори 1», «Проговори 2».
  8. Шматко Н. Д. Если малыш не слышит. – М. Просвещение, 2003г.

Приложение:

  1. Презентация портфолио (просмотр)
Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (22.10.2021)
Просмотров: 202
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024