Публичное представление собственного педагогического опыта работы воспитателя ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Вашуркиной Е. А.
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха посредством игровой деятельности»
Сведения об авторе: Вашуркина Елена Алексеевна воспитатель дошкольной группы.
Профессиональное образование: учитель начальных классов, Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова, диплом СБ № 1345482, дата выдачи 22 июня 2002г.;учитель-логопед, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, диплом 101305 0457015, дата выдачи 12 февраля 2016г.
Профессиональная переподготовка: Обучение и развитие детей с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС. МИСАО.; диплом 772403640450; с 21.01.2016 по 03.04. 2016 г.
Стаж педагогической работы – 20 лет, в данной образовательной организации - 20 лет.
Актуальность опыта. Мы живем в эпоху модернизации, инновации и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Современные дети очень отличаются от времени их родителей и, тем более, от времени их бабушек и дедушек. На сегодняшний день, материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому формирование нравственных норм у детей дошкольного возраста в наше время стоит особо актуально.
Культура народов Мордовии является богатейшим материалом для знакомства с традициями разных народов, проживающих на территории республики. В дошкольной группе для детей с нарушениями слуха, где я работаю, так же есть дети разных национальностей. Поэтому одними из важных направлений моей работы являются: приобщение детей к культуре народов населяющих Мордовию, формирование нравственных представлений, воспитание любви к родному краю. Выбор проблемы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха посредством игровой деятельности» продиктован необходимостью поиска новых методов и форм коррекционного воздействия, эффективных путей в работе с детьми, имеющими патологии слуха.
Основная идея опыта - использовать игровую деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. Активное познание культуры родного края способствует формированию первоначальных представлений о малой Родине, воспитанию духовно-нравственных чувств. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у него, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Теоретическая база. Духовно-нравственному воспитанию детей 5-6 лет большое внимание в своих трудах уделяли следующие выдающиеся авторы: Л. С. Выготский, В. А. Сухомлинский, А. Н. Виноградова, Н. С. Карпинская и другие ученые.
Л. М. Аболиным, А. В. Зосимовским, Ж. Пиаже, Л. Колбергом, Г.А. Урунтаевой были разработаны первые концепции морального и духовно-нравственного развития в детском возрасте. Р.Н. Ибрагимовой, А.С. Золотниковой изучены особенности отношений дошкольников к нравственным нормам и правилам поведения.
Исследования B. А. Горбачёвой, В. Г. Щур, С. Г. Якобсон и других ученых, обогатили теорию нравственного развития знаниями о формировании нравственных представлений и моральных оценок у детей. Так же мною были изучены: концепция морального и духовно-нравственного развития в дошкольном возрасте Р. Н. Ибрагимовой, и А. С. Золотниковой); теоретические положения Б. Н. Чумакова, В. Г. Алямовской, Г. К. Зайцева, Ю. Ф. Змановского, М. Л. Лазарева, Л. Г. Татарниковой о формировании нравственного поведения детей дошкольного возраста; теоретические положения М.М. Алексеевой, В. И. Яшиной, А. М. Бородич, Л. Нечаевой о формировании нравственного поведения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Проблема использования театральной игры как средства эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха рассматривается в работах В.В.Заболтаны. В работе по привлечению детей к мордовской народной культуре можно руководствоваться такими программами и пособиями как - «Мы в Мордовии живём» О.В. Бурляевой, Л.П. Карпушиной; книгой В.С. Брыжинского «Серебряные цепочки», где содержится богатейший материал (подвижные игры, театрализованные игры) мордовского народа.
Новизна заключается в том, что мною и моими коллегами была разработана программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с нарушениями слуха «Наш край». Данная программа направлена на приобщение подрастающего поколения к истокам культуры России и Мордовии, она знакомит детей с обычаями и традициями русского, мордовского и татарского народов, с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и учитывает их образовательные особенности (быструю утомляемость, неустойчивое внимание, задержку речевого развития и др.).
Программа рассчитана на три года обучения для детей 4-7лет. Для каждой возрастной группы представлено примерное комплексно-тематическое планирование, подобран необходимый словарь. При составлении тематического планирования, учтены образовательные особенности детей с недостатками слуха.
Работа строится по принципам: от простого к сложному, системности, наглядности, последовательности, доступности и индивидуального подхода к каждому. Реализация программы проходит через все образовательные области: социально-коммуникативную, речевую, художественно-эстетическую, познавательную и область физического развития.
Программа включает в себя игры и сказки для каждого возрастного периода. Она реализуется через разные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников и направлена на приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой они проживают, знакомства с бытом и традициями коренного населения.
Технология опыта. Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. В настоящее время получили широкое распространение новые концепции и образовательные программы, которые нашли применение в дошкольном образовании.
Дети дошкольного возраста с нарушениями слуха так же нуждаются в целенаправленной педагогической поддержке духовно-нравственного развития. У дошкольников с нарушениями слуха выявлена специфика всех компонентов нравственного развития. Исследование когнитивного компонента обнаружило ограниченность представлений об эмоциях; трудности в понимании причин поступков окружающих, неумение передать в речи эмоции, настроение. Эмоциональный компонент нравственного развития проявляется у части детей в неадекватном отношении к поступкам персонажей и их оценке; отсутствие интереса и содействие сверстнику. Поведенческий компонент отразился в трудностях налаживания контактов со сверстниками, развертывания социального содержания в игре; зависимости оценки поведения сверстников от мнения взрослого. Важнейшим источником нравственного развития ребенка является взаимодействие и общение с взрослым в процессе различных видов деятельности, и, прежде всего, в игре как ведущей деятельности дошкольного возраста.
В основу работы был положен комплексный подход, при котором целенаправленная организация игры сочеталась с речевой, двигательной и изобразительной деятельностью. Свою практическую деятельность я осуществляю с учетом как общедидактических принципов - воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, историко-культурной и гуманистической направленности, так и специальных принципов коррекционной педагогики.
В настоящее время нет точных данных о процессе духовно-нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха, отсутствуют методические рекомендации по духовно-нравственному развитию и, в частности, использованию игр в этом процессе. Поэтому работая по своей проблеме, я изучила возможности использования игровой деятельности (театрализованной и дидактической) как средства духовно-нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха. В качестве литературной основы театрализованных игр использовались адаптированные народные сказки. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни, превращаются в нравственные эталоны, которыми регулируются поступки ребенка.
На всех этапах коррекционной работы особое внимание мною уделялось обучению дошкольников пониманию текста и развитию речи. В ходе работы над текстом в первую очередь я обеспечивала понимание содержания, что являлось основой для появления первоначальных нравственных представлений, введение соответствующего словаря. Для этого использовала такие методические приемы как инсценированный рассказ, анализ иллюстраций к текстам, ответы на вопросы, рассказывание. Основными условиями эффективности использования театрализованных игр являлись: организация предметно-игровой среды, моделирование проблемных ситуаций с учетом социального опыта и особенностей речевого развития воспитанников, подбор и разработка доступных, связанных с жизненным опытом детей текстов, отражающих нравственные отношения людей; их передача в игровой, изобразительной, двигательной, музыкальной деятельности; тесное взаимодействие сурдопедагога, воспитателя, музыкального руководителя в процессе решения поставленных задач. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка.
Результативность опыта. Использование игровой деятельности в духовно-нравственном воспитании показали ее эффективность. Дети познакомились с декоративно прикладным искусством народов, населяющих Республику Мордовию посредством дидактических игр. Использование театрализованных игр было направлено на закрепление представлений об эмоциональных состояниях и правилах поведения, на поиски способа выхода из конфликтных ситуаций и их переносу в новые игровые ситуации, осознание детьми связи между поступком, его последствиями и эмоциями сказочных персонажей. Это, в конечном итоге, создавало условия для достижения основного результата духовно-нравственного воспитания - формирование нравственного поведения дошкольников с нарушением слуха. Проведенная работа создала благоприятные условия для расширения возможностей слухового восприятия, развития выразительных движений, взаимодействия детей и взрослых, соблюдения правил поведения.
Результативностью своей работы с детьми считаю то, что:
- дети усвоили нормы нравственно – духовного воспитания, такие как: открытость к добру, позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- ребята понимают свое место в семье и оказывают посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;
- осознают те базовые нравственные качества, которые я пытаюсь воспитать в них: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
- ребята понимают необходимость послушания, почитания родителей и взрослых;
- дети знают определенные сказочные сюжеты, умеют понимать сюжетную линию сказки, стараются выражать свои мысли и чувства в речи;
- умеют передавать художественный образ в рисунке;
- понимают эмоциональные состояния окружающих;
- дети знакомятся с многообразием народной игрушки, с основами декоративно-прикладного искусства русского, мордовского и татарского народов.
В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.
Распространение опыта. Своим педагогическим опытом делилась на Международной научно-практической конференции «55-е Евсевьевские чтения», где выступала с докладом «Игра как форма обучения детей с нарушениями слуха»; участвовала в работе образовательного форума «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы» и выступила с докладом «Особенности обучения игровой деятельности детей с нарушениями слуха»; были опубликованы статьи: в сборнике научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «55-е Евсевьевские чтения» - «Игра в жизни дошкольников с нарушениями слуха» и в электронном сборнике ГБУ ДПО «МРИО» «Лучшие практики республики Мордовия» - «Формирование игровой деятельности у детей с нарушениями слуха»; провела мастер-класс в ГБУ ДПО «МРИО» «Изготовление кукол для настольного театра из бросового материала»
Опыт работы по данному направлению перенимается педагогами школы-интерната - было сделано выступление на методическом объединении воспитателей дошкольного отделения «Роль народной сказки в социализации детей с нарушениями слуха»; подготовила и провела драматизацию сказок «Репка» и «Три поросенка», где все роли исполняли воспитанники моей группы.
Список литературы.
- Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2013. - 111 с.
- Гаврилова Е.В. Игровые приемы в системе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 45-49.
- Гладкова Л.В. Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников. Справочник воспитателя - 4 - М., 2014. - 122 с.
- Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. - М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2014. -- 160с.
- Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. - М.: «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с.
- Заболтина В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально- нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. - Москва:, 2007. - 23 с.
- Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М., «Просвещение», 1975 3.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада /Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983
Приложение:
- Презентация портфолио (просмотр)
|