Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 05:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Публичное представление собственного педагогического опыта работы воспитателя Вишняковой Г. А.

Публичное представление собственного педагогического опыта работы воспитателя Вишняковой Г. А.

Тема: «Экологическое воспитание и развитие учащихся с нарушениями слуха во внеурочной деятельности».

Сведения об авторе: Вишнякова Галина Александровна, воспитатель начальных классов.

Профессиональное образование: высшее, химик, МГУ им. Н. П. Огарева  МВ № 788128, 20.06.1985г.

Профессиональная переподготовка: АНО ВО «Московский институт современного академического образования», «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС», диплом 772403640136, регистрационный номер ДЛ-163, дата выдачи 04.04.2016г.

Педагогический стаж работы – 37 лет. Общий стаж работы в данной образовательной организации – 23 лет.

Актуальность темы, основная идея опыта

На современном этапе вопросы взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Чтобы люди научились бережно относиться к природе, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание необходимо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения

Экологическое образование способствует эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру, формирует основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте у ребёнка с нарушением слуха появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил, правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становится стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка.

Я считаю, что живое переживание, эмоции, полученные в детстве, помогут изменить отношение людей к нашей прекрасной планете Земля, сделают шаг к решению некоторых экологических проблем. Довольно частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам зафиксировать те нежелательные преобразования, которые происходят в природе.

Дети с нарушением слуха особо нуждаются в экологическом воспитании. Они являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Образовательные учреждения готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, и дети с нарушением слуха должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Экологическое образование и воспитание – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств; он обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников.

Основная идея моего опыта - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, воспитание личности каждого ребёнка.

В описываемом опыте эффективно решены следующие задачи:

  1. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного взаимодействия с природой, бережного отношения к ней.
  2. Научить детей понимать цель наблюдений и производить их, делая доступные данному возрасту простейшие выводы.
  3. Способствовать коррекции эмоционально – волевой сферы, развитию речи учащихся с нарушением слуха.
  4. Развитие познавательного интереса к миру природы.
  5. Воспитание эстетического отношения к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Теоретическая база

Экологическое воспитание детей нужно рассматривать как одно из направлений работы воспитателя. Работа в данном направлении является очень актуальной и важной на сегодняшний день в развитии человечества, так как сложилась такая экологическая обстановка, которая становится разрушительной деятельности самого человека.

По мнению российского ученого Н.Н. Моисеева, спасти окружающую среду можно лишь осознав ответственность за судьбу всей планеты, что требует пересмотра правил отношения человека к природе. Эта проблема породила необходимость экологического образования, призванного реализовать интересы общества.

Еще Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский основную задачу образования видели в изучении природы. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег провозглашали, что природа - это средство укрепления гуманных чувств ребенка. Любовь к природе, как содержание образования, обосновывали в своих работах Б.В. Всесвятский, Б.Е. Райков, А.А. Яхонтов и многие другие.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. «Мы стремимся к тому», - писал В.А. Сухомлинский, чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок».

Значительные достижения в разработке проблем экологического образования накоплены за последние два десятилетия коллективом лаборатории экологического образования Института общеобразовательных школа РАО и Проблемного Совета по экологическому образованию РАО (Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Захлебный А.Н., Салеева Л.П. и др.).

С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным, В.И. Пановым разрабатывается концепция экопсихологии детства. По утверждению авторов, под «экологией детства» в самом общем виде следует понимать заботу о сохранении в детях творческой природы человека, его природной способности к развитию.

Новизна педагогического опыта

Совместно с другими воспитателями, я активно работаю также над проблемой этнопедагогического подхода к процессу экологического воспитания школьников.

Этнопедагогическое наследие мордовского народа включает в себя основы единства человека и природы: опыт по воспитанию бережного, разумного отношения к родной земле и природе.

Таким образом, углубляя, расширяя природоведческие и экологические знания на занятиях во внеурочное время, стараюсь формировать ценностные ориентации по отношению к природной среде. Беседа, тематическая экскурсия, чтение детской, ролевая игра, прогулка, классный час обеспечивают понимание существующих связей и зависимостей в природе. Практическая работа в природе, уход за растениями, изготовление кормушек, заготовка плодов и семян, наблюдение, «экологическая разведка» способствуют выработке практических природоохранных умений и навыков, усвоению норм и правил поведения в природной среде.

Технология опыта

Безусловно, в своей работе я учитываю психологические и физиологические особенности детей с нарушением слуха. Весь материал стараюсь преподносить учащимся в доступной, привлекательной и интересной форме. Система внеклассных занятий построена с учётом учебного материала. Мы тесно взаимодействуем с учителями, сурдопедагогами. Материал, изученный на уроках и на занятиях с сурдопедагогом, закрепляем во время наблюдений за природой на экскурсиях, на занятиях по ИЗО, музыке, технологии, через чтение литературы, просмотров видеофильмов, театрализованных постановок, предметных недель, речевых конференций.

В практике воспитательной работы использую педагогические средства организации работы по формированию экологической культуры:

  1. Наблюдение (во время экскурсий за объектами живой и неживой природы, за деревом и его сезонными изменениями во время работы по проекту).
  2. Практические работы (труд на участке школы, посадка цветов, уборка свалок).
  3. Памятки (памятка «Правила поведения в природе).
  4. Составление паспорта растения, животного.
  5. Использование художественной литературы.
  6. Модели «отраженной природы» (комнатные растения, «огород» на окошке).
  7. экологические акции («Сделай кормушку», «Покорми птиц зимой», «Посади дерево»).

Внеурочная деятельность позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками, что немаловажно для детей с нарушением слуха. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, прежде всего, заложены в дидактических играх.

Невозможно переоценить значимость ухода за комнатными растениями.  Дети поливают комнатные цветы, не задумываясь, полезно это или вредно для растений. Стараюсь заинтересовать детей, дав им задание, выяснить не только происхождение растения, но и правила ухода за ним. В ходе поисковой деятельности воспитанники не только выполняют данное им задание, но и выясняют, какими лекарственными свойствами обладает то или иное растение.   

В своей практике использую простые опыты. Это необходимо для установления причин, связей, установления свойств предметов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняется их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого являются наблюдения.

Систематически проводим наблюдения за погодой. С детьми ежедневно наблюдаем за небом, уточняем характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода. Это происходит во время прогулок. Обязательно заполняем календарь природы - еще одно дело нашей повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями.

Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые, живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя.

Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у школьников с нарушениями слуха навыки использования слуховой аппаратуры не только для восприятия речи, но и для восприятия жизни природы, что намного обогащает их интеллектуальное развитие. У детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности.

Дети моего класса принимали активное участие в акции: «Сбережём мордовские леса». Ученики с азартом собирали и сдавали макулатуру. В рамках этой акции мы провели мероприятие «Как можно сберечь леса Мордовии?», где обсудили для чего собирать макулатуру, как нужно вести себя в природе, чтобы не засорять лесные массивы. Устроили выставку рисунков, конкурс плакатов о защите лесов Мордовии.

Сохраняя и используя эстетические ценности природы, мы с учениками выполняем поделки из природного материала, которые не раз радовали глаз посетителей городской выставки в Дворце детского творчества .

Развивая познавательные интересы, потребности в изучении природы родного края, на занятиях во внеурочное время использую элементы национально-регионального компонента. Такие темы, как «Сезонные изменения в природе», обязательно связываю с природой Мордовии, бережным отношением к деревьям, водоёмам, животным. Знакомимся с литературными произведениями о природе, вспоминаем о природе нашей земли, делаем выставку книг о природе Мордовии, оформляем тематические альбомы, мастерим кормушки для птиц.

Результативность опыта

Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно-практической деятельности. Наблюдения в природе обогащают личный жизненный опыт учащихся и позволяют использовать его в практической деятельности.  Знакомясь с различными предметами и явлениями природы, учащиеся познают разнообразие растительного и животного мира родного края, у них возникает интерес к отдельным объектам природы. Нужно помнить о необходимости постоянного контакта ребенка с природой.

Внеклассная работа, проводимая мною, как воспитателем, показала, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания, кругозор, они стали более внимательны к объектам природы.

Мои воспитанники постоянно принимают активное участие в различных конкурсах, выставках различного уровня:

муниципальный:

  • диплом III степени в выставке-конкурсе «Волшебная зима», 2018 г.;
  • 3 место в городском конкурсе «Подари пернатым дом», 2019 г.;
  • 3 место в ХVII городском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», макет «Берегите лес», 2020 г.

Опыт моей работы представлен:

  • на Международной научно-практическая конференция «57-е Евсевьевские чтения» дискуссионная площадка «Проблемное поле процесса обучения и воспитания лиц с ОВЗ» по теме «Формирование мотивационной готовности к труду в природе детей с ОВЗ в условиях перехода на ФГОС», 2021 г.
  • выступление на методическом объединении воспитателей «Проектная деятельность и её роль в формировании личности младших школьников», «Нравственно-экологическое воспитание детей с ОВЗ», «Современное занятие по экологии с детьми с ОВЗ».
  • занятия для слушателей курсов ПК педагогов РМ от ГБУ ДПО «МРИО» «Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях ведения ФГОС», «Инклюзивное образование для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», 2017 г., 2018 г.
  • открытые занятия для воспитателей: «Посев однолетних семян», «Сезонные изменения в природе».

Экологические знания способствуют нравственному формированию личности, а также позволяют детям преодолеть некоторые трудности, возникающие в процессе образования, скорректировать психофизические недостатки, которые затрудняют общение с другими людьми и природой.

Таким образом, углубляя, расширяя природоведческие и экологические знания на занятиях во внеурочное время, стараюсь формировать ценностные ориентации по отношению к природной среде. Практическая работа в природе, уход за растениями, изготовление кормушек, заготовка плодов и семян, наблюдение, «экологическая разведка» способствуют выработке практических природоохранных умений и навыков, усвоению норм и правил поведения в природной среде.

Считаю, что мой опыт работы может быть полезен не только для детей с нарушениями слуха, но и для других категорий детей с проблемами в развитии.

Список используемой литературы

  1. Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2001 – 80 с.
  2. Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/ Л.И. Грехова. –М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001 – 288 с.
  3. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. - 1989. - № 5. - С.25-27.
  4. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2.
  5. Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников.//Начальная школа. -1991, N4, С. 24-27
  6. Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009 – 189 с.
  7. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. - 1988. - № 8. - C.40-46с.
  8. Чан Г.М. Экологическая азбука для глухих и слабослышащих детей / Г.М. Чан, О.Г. Пермякова, О.Н. Лукъянова // Непрерывное экологическое образование: от дошкольного уровня до уровня повышения квалификации. – 2001. – Т. 3. – С. 85–86.
  9. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010 – 135с.

Приложение:

  1. Презентация портфолио (просмотр)
Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (11.11.2021)
Просмотров: 252
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024