Публичное представление собственного педагогического опыта работы воспитателя Волковой Л. А.
Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности»
Сведения об авторе: Волкова Лилия Анатольевна, воспитатель начальных классов.
Профессиональное образование: учитель начальных классов, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, АВС № 0556461, дата выдачи 23 июня 1997г., г. Саранск.
Профессиональная переподготовка: АНО ВО «Московский институт современного академического образования», «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС», диплом 772403640137, регистрационный номер ДЛ-162, дата выдачи 04.04.2016г., НОЧУ «УМЦ ВОГ» обучение «Основы русского жестового языка» регистрационный номер 162/19, 01 октября 2019г., г. Саранск.
Педагогический стаж работы – 23 года. Общий стаж работы в данной образовательной организации – 25 лет.
Актуальность
В настоящее время особое значение в образовательном процессе приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечён от труда. Приобщение детей к продуктивной трудовой деятельности и к созидательному творчеству является на сегодняшний день одной из главных задач воспитания подрастающего поколения, что отражено в ФГОС НОО, где внеурочная деятельность является необходимым дополнением развивающей образовательной среды. Решающим фактором реализации образовательно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач школы для детей с нарушениями слуха является специально организованная работа в условиях интерната.
Наблюдения за детьми из опыта работы показывают, что современные дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей пропадает интерес к работе. Необходимость в разностороннем развитии и раскрытии индивидуальных способностей каждого ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, в приобщении младших школьников к творческому труду, делает актуальной проблему, над которой я работаю. Считаю, что только активная заинтересованность детей каким-либо видом деятельности и умелая его организация, дадут желаемый результат, скрытый в обращении к бесценному опыту народного декоративно-прикладного искусства и творчества.
Для детей, имеющих недостатки слуха, особенно важно творчество, дающее им возможность самовыражения, приобщения к чему-то неизведанному и захватывающему, что дает простор воображению. А самое ценное, что обращение к творчеству создает мощнейшую мотивацию для самосовершенствования, успешной реабилитации и социализации.
Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создавать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с нарушениями слуха, необходимого для их социализации и интеграции в обществе. Данный опыт решает целый комплекс задач специальной школы:
- развитие познавательных интересов и творческих способностей школьников;
- совершенствование общетрудовых умений и навыков;
- воспитание психологической и практической готовности к труду;
- активизация мыслительной деятельности и речевого общения;
- совершенствование личностных качеств.
Основная идея опыта заключается в том, чтобы в доступной и увлекательной форме донести до неслышащих детей сведения о мире современной техники и искусства, о многообразии трудовой деятельности людей. Эти знания и представления составляют основу первоначальной профессиональной ориентации младших школьников и воспитание у них уважения к трудовой деятельности людей, создающих материальное благополучие народа.
Теоретическая база
Приступая к работе над данной темой, я изучила работы выдающихся педагогов и психологов З.А. Пономаревой, Е.Г. Речицкой, Л.В. Кораблёвой, О.А. Красильниковой, Г.Н. Пенина и многих других.
О.А.Красильникова отмечает, что работа с опорой на творчество помогает полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям слабослышащих и глухих учащихся; оно воспитывает веру в свои силы.
Г.Н. Пенин утверждает, что внеурочная творческая деятельность глухих и слабослышащих младших школьников – важный фактор решения воспитательно-образовательных и коррекционно-развивающих задач, стоящих перед специальной школой.
В трудах Е.Г. Речицкой и E.JI. Яковлевой подчеркивается, что для развития творческого потенциала ребёнка необходимо, прежде всего, обращаться к её эмоциональным реакциям и состояниям. Принятие и поддержка эмоциональных реакций ребенка способствует проявлению его индивидуальности, тем самым способствуя реализации его творческого потенциала.
Сказанное выше свидетельствует о том, что творческая деятельность, как и любая другая посильная, интересная деятельность, способствует личностному становлению ребёнка, развитию у него эмоционально положительного и волевого отношения к продуктивному, созидательному труду, готовит к реализации своих возможностей в современном обществе.
Новизна опыта
Источником новизны является углубленная работа по развитию творческих способностей, учащихся через включение в систему творческих занятий в условиях школы-интерната:
- разработка планирования на основе деятельностного подхода, включающего художественно-творческую, познавательную, коммуникативную, игровые виды деятельности;
- использование методов, приёмов, форм организации внеурочной, досуговой деятельности, побуждающих детей к проявлению творческого мышления, воображения;
- создание психологически комфортной обстановки с опорой на принципы гуманизма (свобода творчества, ситуация успеха, доброжелательность);
- опора на природные способности, что является отражением принципа индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Технология опыта
Считаю, что содержание работы должно быть подвижным, гибким, соответствующим физической подготовке детей, их психолого-педагогическим особенностям. Это позволяет учитывать в процессе творческого труда возможности воспитанников, их интересы и способности. Одни учащиеся могут выполнять более сложные в технологическом и художественно-эстетическом отношении изделия, требующие известного физического и интеллектуального напряжения и выдержки, другие – более простые, малооперационные работы. Важно, чтобы любимым делом в равной мере занимались все воспитанники. Эффективность внеурочной педагогической работы по развитию творческих способностей, учащихся с нарушением слуха во многом определяется наличием вариативных программ.
Мною составлена и апробирована программа внеурочной деятельности «Умелые руки», где использовала материалы из массовых общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. При этом в их содержание были внесены существенные коррективы, которые основаны на важных для обучения неслышащих детей принципах: доступности заданий, повторяемости видов работ и практической значимости сделанного. Материал подбирался с учётом сезонных изменений в природе, событий и явлений, близких к окружающей жизни детей.
Практическая значимость программы состоит в том, что она позволяет проявить свой индивидуальный вкус и творческие наклонности, учесть индивидуальные возможности и физические особенности слабослышащих и позднооглохших детей младшего школьного возраста, создавать и предоставлять условия для социальной адаптации.
Осуществляя разработку программы, чётко определены направление работы, содержание, пожелания родителей, уровень подготовки, интересы и склонности неслышащих детей. Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных областей (технологии, математики, окружающего мира и др.) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, бисер, нитки, бросовый материал и т. д.). Учащиеся знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, оригами, квиллинг, бисероплетение, скрапбукинг и т. д.). Это способствует изменению отношения слабослышащего ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает учащимся познать и развить собственные способности и возможности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий. Овладение этими терминами, ровно, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе, который позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Результативность опыта
В нашей школе проводится много общешкольных мероприятий, проектов совместно с моими воспитанниками. Сами организовываем и участвуем в различных выставках (к общешкольным праздникам «Осень в гости к нам пришла», «День Матери», «8 Марта», «Пасхальный сувенир» к празднику Светлой Пасхи), ярмарках, конкурсах («Парад новогодних идей», «Профессии», «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения» и др.), где представляем изделия наших учеников. Поделки, созданные руками учащихся, становятся сувенирами, украшают зал при проведении праздничных мероприятий. То есть востребованность любого изделия – это востребованность личности ребёнка. Участие детей способствует развитию чувства своей социальной значимости. Ребёнку очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность нужна другим людям. А для меня, как для педагога наряду с решением образовательных и коррекционных задач особо ценно ещё то, что работы моих воспитанников оцениваются наравне с изделиями детей, не имеющих отклонения в здоровье.
Мои воспитанники постоянно принимают активное участие в различных конкурсах, выставках различного уровня по декоративно-прикладному искусству и техническому творчеству, занимая призовые места:
муниципальный:
- диплом I степени в выставке-конкурсе «Осенняя фантазия», 2018г.;
- диплом III степени в выставке-конкурсе «Волшебная зима», 2019г.;
- диплом за 1 место в номинации «Живопись» городской фестиваль детского творчества «Живи с мечтой», 2021г.;
республиканский:
- победитель в номинации «Эко -дом» в республиканском конкурсе «Птичий дом», посвященному всемирному дню птиц, 2020г.;
- победитель IV республиканского героико-патриотического фестиваля детско-юношеского творчества «Звезда Спасения» в рамках Года памяти и славы, 2020г.;
- 1 место в ХVII республиканском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», 2020г.;
международный:
- специальная номинация Депутата Государственной Думы А. П. Петрова Шорт-лист конкурса во Втором Всероссийском конкурсе рисунков для детей-инвалидов «Я могу! Я рисую», 2019г.
Подводя итоги работы, направленной на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе занятий, можно отметить, что в условиях мотивированного поведения на занятиях и различных массовых мероприятиях формируется интеллектуальная активность глухих и слабослышащих школьников, создаётся благоприятная атмосфера для обучения их к производственному конструированию речевых моделей высказываний (в том числе определяющих личностное отношение к процессу труда, выполняемым изделиям, работе товарищей), что повышает уровень речевого развития воспитанников.
Положительные результаты, достигнутые в ходе работы, убеждают в том, что начатая деятельность необходима и значима для творческого развития личности и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Поддержать и развить индивидуальность, не растерять, не затормозить рост его способностей – особо важная задача обучения таких детей.
Опыт моей работы представлен:
- на Международной научно-практическая конференция «57-е Евсевьевские чтения» дискуссионная площадка «Проблемное поле процесса обучения и воспитания лиц с ОВЗ» по теме «Содержание кружковой работы младших школьников с нарушением слуха», 2021г.
- на заседании педагогического совета на тему: «Технология моделирования во внеурочное время с детьми с нарушениями слуха, как инновационная форма образовательного процесса»;
- выступление на методическом объединении воспитателей «Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся»;
- неоднократно проводила занятия для слушателей курсов ПК педагогов РМ от ГБУ ДПО «МРИО» «Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях ведения ФГОС», «Инклюзивное образование для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», 2017г., 2018г.
- статья «Творческая деятельность младших школьников с нарушениями слуха во внеурочное время» напечатана в сборнике «Проектирование образовательного процесса в современной школе» (Часть 2), ГБОУ ДПО «МРИО» 2019г.
- проведены открытые занятия для воспитателей и учителей начальной школы: «Цветы из семян», «Цветы из салфеток».
Считаю, что данный педагогический опыт работы может быть использован не только воспитателями школы-интерната, но и учителями на уроках предметно-практического обучения.
Список литературы
- Международный конгресс практиков инклюзивного образования, приуроченный к 20-летию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Университетом управления «ТИСБИ»: Материалы / Под ред. Н. М. Прусс. – Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016.
- Организация внеклассной работы в школе слабослышащих: Развивать и воспитывать творчеством: кн. для педагога / Красильникова О. А.; сост.: Г. А. Киреева, Т. Н. Федосеева; под ред. О. А. Красильниковой. - СПб.: КАРО, 2008.
- Пенин Г.Н., Пономарёва З.А., Красильникова О.А., Кораблёва Л.В. воспитание учащихся с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: Учебное пособие /Под ред. Проф. Г.Н. Пенина и доц. З.А. Пономарёвой. – СПб.: КАРО, 2006.
- Пономарева З. А. Развитие учащихся с нарушениями слуха в условиях приобщения к творческой деятельности / Пономарева З. А., Красильникова О. А. // Ребенок с особыми образовательными потребностями в мире искусства [Текст]: материалы XV Междунар. конф. "Ребенок в современном мире. Искусство и дети", 16-18 апр. 2008 г. - СПб., 2008.
- Речицкая Е.Г. Технология развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в современном обзаровательном пространстве//Теория детства ребёнка с особыми образовательными потребностями 21 века. Международная конференция. СП-б,: Издательство РГПУ им. А.Н.Герцена, 2015.
- Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений / Людмила Витальевна Андреева; Под науч. ред. Н.М.Назаровой, Т.Г.Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности. – М., 2000.
Приложение:
- Презентация портфолио (просмотр)
|