Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 02.05.2024, 16:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Педагогический опыт [34]
В данном разделе размещена информация о педагогическом опыте аттестуемых работников

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Статьи » Педагогический опыт » Педагогический опыт

Публичное представление собственного педагогического опыта воспитателя дошкольного отделения Мотякиной С. А.

Публичное представление собственного педагогического опыта воспитателя дошкольного отделения ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Мотякиной С. А.

Тема: «Особенности социального воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»

Сведения об авторе: Мотякина Светлана Анатольевна, воспитатель дошкольной группы №4.

Профессинальное образование: высшее, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, диплом ЦВ №З45621, дата выдачи 23 июня 1993г. Специальность «Учитель математики». г.Саранск

Профессиональная переподготовка: АНО ВО «Московский институт современного академического образования», «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС», диплом 772403640469, регистрационный номер ДЛ-191, дата выдачи 04.04.2016г.

Педагогический стаж: 27 лет, из них в данной должности 25 лет.

Актуальность опыта. В условиях современной социально - экономической ситуации в стране всё большую актуальность приобретает вопрос о роли социального обучения и воспитания детей с проблемами слуха. Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения, существующих в обществе, приспособление к условиям пребывания, в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.  

Нарастающий характер интеграционных процессов в обществе делает вопросы воспитания взаимоотношений нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов весьма актуальными. С целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость.

Основная идея опыта. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с психофизическими недостатками, идёт поиск эффективных средств обеспечения усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.  Детские дошкольные учреждения готовят своих воспитанников к поступлению в школу, самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, и наши дети с нарушением слуха должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в школе, в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Для усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной культуры нужно создать все необходимые условия.

Данная проблема социальной адаптации детей с нарушениями слуха может быть решена в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия, через включение детей в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно-значимой деятельности, учитывая индивидуальные интересы и возможности детей.

Теоретическая база. Приступая к работе над данной темой, я изучила работы выдающихся педагогов и психологов О.М. Кодатенко, Л.В. Лекомцевой, Л.С. Яковлева, Л.И. Лисиной, Л.С. Выгодского и многих других.

 В исследованиях   авторов (О.М. Кодатенко, Е.Н. Лекомцева, Л.С. Яковлева и др.) разрабатываются технологии воспитания, коррекции нарушений социализации. Л.И. Лисина показала процесс развития общения слабослышащего ребёнка со взрослым в первые семь лет жизни. Л.С. Выготский в дошкольном этапе специального обучения видел «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей».  Он рассматривал общение детей с окружающими как фактор развития и коррекции их недостатков. Л.С. Выгодский назвал дефект - "социальным вывихом". Это основная причина детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, педагогически воспитать такого ребёнка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган».  

Новизна. Совместно с другими воспитателями на базе нашей школы в дошкольном отделении была создана и апробирована программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с нарушениями слуха «Наш край». Эта программа позволяет решать не только задачи духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, но и задачи социальной направленности:

  1. Ознакомение детей с историей родного края, с традициями и обычаями народов Республики Мордовии.
  2. Изучать природу края, заповедные места, животный мир Мордовии.
  3. Воспитывать человека-патриота своего края, своей республики, сделать каждого ребенка духовно богаче.
  4. Развивать и воспитывать любовь к литературе и народному творчеству мордвы.                                                                                                    
  5. 5.Воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории, культуре.
  6. Расширять кругозор воспитанников, стремление к познанию нового, неизвестного.            

Программа рассчитана на три года обучения для детей 4-7лет. Для каждой возрастной группы представлено примерное комплексно-тематическое планирование, подобран необходимый словарь. При составлении тематического планирования, учтены образовательные особенности детей с недостатками слуха. Реализация программы проходит через все образовательные области: социально-коммуникативную, речевую, художественно-эстетическую, познавательную и область физического развития.

Технология опыта. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании   условий, способствующих приобретению детьми с нарушением слуха социального опыта, организации целенаправленной деятельности, в процессе которой у них формируются нравственные ценности и нормы поведения, присущие обществу. При поступлении ребенка в образовательное учреждение, проводятся мероприятия, способствующие успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. Сюда входят: психолого-педагогическое обследование ребенка, наблюдение за поведением и адаптацией детей в группе, наблюдение за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье, а также ее социального статуса. В ходе психолого-педагогического обследования определяется уровень социального, физического, психического, познавательного развития, игровой деятельности, а также огромное внимание уделяется развитию слуха и речи, поскольку именно от них, в данном случае, будет зависеть насколько удачно ребенок разовьется в социальном плане.

 Безусловно, в своей работе я учитываю психологические и физиологические особенности каждого ребенка своей группы. Дети посещающие, мою дошкольную группу с различными степенями потери слуха: 3 ребенка имеют кохлеарные импланты и трое детей протезированы индивидуальными слуховыми аппаратами. С воспитанниками провожу как индивидуальные, так и подгрупповые и фронтальные занятия. Весь материал стараюсь преподносить в доступной, привлекательной и интересной форме.

 Каждое занятие   включает физкультминутки, игры на слуховое восприятие, игры на развитие мелкой моторики рук, пальчиковую гимнастику. Система всех моих занятий по всем видам деятельности построена с учётом учебного плана учителя-дефектолога (сурдопедагога) группы.

Материал, изученный на занятиях по ОЗОМ, закрепляем на занятиях по ИЗО и конструированию, на музыкальных занятиях, во время прогулок, в процессе режимных моментов, на экскурсиях и, конечно же, в играх. Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие дошкольников.

В   моей группе воспитываются 6 детей второго года обучения. За первый год обучения ребята научились использовать сюжетные игрушки в соответствии с их функциональным назначением (машину катать, куклу укачивать).  Получили первые навыки совместных игр посредством проведения коллективных игр: «Автобус», «Прогулка», «Праздник», «Догони мяч». Во всех играх я не только руковожу игрой, а являюсь участником: вызываю интерес к игре, показываю игровые действия, оказываю необходимую помощь. Сначала в играх использую лепетные слова: «ляля», «биби», «туту».  Потом с полными словами: «кукла», «машина», «поезд». Далее составляются вопросы: «Кукла спит?», «Машина едет?», «Где поезд?».  Затем учу детей использовать знакомые слова и фразы во время самостоятельных игр в игровых уголках. Постепенно речь детей развивается и обогащается. Количество слов и фраз расширяется в процессе обыгрывания предметов и игрушек. Активно привлекаю своих воспитанников к участию в праздничных утренниках, развлечениях и кукольных спектаклях, драматизациях. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха - публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Усилия воспитателей, педагогов направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно - образовательного процесса, развить эмоциональную сферу, обучить основным приемам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширить представления детей с нарушением слуха об окружающем мире. Для обеспечения социализации неслышащих детей необходима тесная взаимосвязь педагогов с семьей. Родители активно вовлекаются в воспитательно - образовательный процесс, учатся соблюдать единые с педагогами требования к воспитанию ребенка в семье.

Когда дело касается ребенка с нарушением слуха, нельзя рассчитывать на моментальный и быстрый результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем. Как бы хороши ни были методы социализации, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

  • любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, и дошкольного, и школьного;
  • метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

Результативность опыта.  Я считаю, что главное в воспитании и обучении детей с недостатками слуха - наличие мотивации, заинтересованности, полное взаимопонимание с педагогом и уважение друг к другу. При проведении занятий, праздников, развлечений, режимных моментов я стараюсь воспитывать в детях положительные черты характера, нравственные качества: чувство совести, дружбы, различение добра и зла. Воспитываю навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, умение выполнять доступные трудовые поручения. Дети принимают участие в муниципальных, российских олимпиадах, творческих конкурсах. Например: Латифа Е. является призером 2 степени международной интернет – олимпиады «Солнечный свет» 2022г., Соня М. получила диплом 2 -й степени во всероссийском экологическом конкурсе «Мы кормушку смастерили и столовую накрыли» 2019 г., Арианна М.  получила диплом 3-й степени в городском фестивале детского творчества «Живи с мечтой» 2020 г., Дима К. занял 3 – е место в республиканском конкурсе «Неопалимая купина» 2020 г.  

Участие детей в конкурсах способствует развитию чувства своей социальной значимости. Ребёнку очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность нужна другим людям. А для меня, как для педагога наряду с решением образовательных и коррекционных задач, особо ценно ещё то, что работы моих воспитанников оцениваются наравне с работами детей, не имеющих отклонения в развитии.

Мои воспитанники приобретают социальный опыт, усваивают культуру поведения, нормы нравственно – духовного воспитания, у них формируется устная речь, положительное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Результатом своей работы считаю то, что многие мои воспитанники: Константин К., Михаил Е., Артем Л., Дарья М. после окончания нашего дошкольного отделения успешно учатся в общеобразовательных школах, таким образом, наши дети становятся полноценными членами общества.

Опыт моей работы представлен:

  • на Международной научно-практической конференции 57-е Евсевьевские чтения 15-16 мая 2021 года в работе дискуссионной площадки: «Проблемное поле процесса обучения и воспитания лиц с   ограниченными возможностями здоровья», где выступила с докладом «Роль трудового воспитания в социализации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»;
  • в работе образовательного форума в ГБОУ ДПО «МРИО» «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы» 29.03.2019 г., где выступила с докладом «Проблема социализации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»;                                                                    
  • публикация в сборнике научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции 55-е Евсевьевские чтения «Воспитание нравственности у детей с нарушением слуха в процессе трудовой деятельности» 14-15 марта 2019 г.;
  • в работе педагогического совета школы 31.05.2018г., выступила с докладом: «Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста на занятиях воспитателя и во время проведения режимных моментов»; 
  • в работе методического объединения школы-интерната: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности» 29.03.2018г.; «Повышение профессионального мастерства современного педагога через обобщение и распространение инновационного педагогического опыта»  23.12.2021г.; 
  • проведено открытое занятие для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром: Тема «Профессии» 11.04.2019г.

Список литературы

  1. Исенина Е.И. «Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни» М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. - 80 с
  2. Журнал «Дефектология», 2004г. №2 «Социальное развитие детей с нарушением слуха» Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева
  3. Козлова С.А. «Я — человек. Программа социального развития ребенка», Школьная пресса, 2005г.
  4. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.- М.: Правда, 1972.-387с.
  5. Леонгард Э.И. Воспитание глухих дошкольников в детском саду.- М.: Наука,1984.-294с
  6. Мудрик, А.В. «Социализация человека», М.: Академия, 2005. — 172.
  7. Смирнов С.Д.  «Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности»- М.: Логос,1995.-386с
  8. Солодянкина О.В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста», М.: Аркти, 2006г.
  9. Буре Р.С. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада» - М.: Просвещение, 2013.
  10. Яшаева Н.В. «Социально – психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями» - М.: Просвещение,2002 

Приложение:

1.Презентация портфолио (просмотр)

2. Фронтальное занятие (просмотр)

Категория: Педагогический опыт | Добавил: Administrator (03.02.2022)
Просмотров: 162
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024