Презентация воспитателя Акчуриной Н.Ш. на тему: «Экскурсия как эффективная форма социализации школьников с ограниченными возможностями»
16.11.2011, 15:33
Экскурсия как эффективная форма социализации
школьников с ограниченными возможностями
Саранская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа — интернат I и II.
Акчурина Н.Ш.
Одной из проблем современного
российского общества является проблема социализации школьников с ограниченными
возможностями. Эта проблема приобретает не только научную, но и социальную
значимость, где приходиться переосмысливать цели, задачи, содержание и
технологии обучения и воспитания детей. Необходимо создать условия для
постепенного усвоения учащимися социально значимого опыта поведения, норм
культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.
Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными
возможностями решаются в условиях целенаправленного социально — педагогического
воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной,
общественно значимой деятельности с учетом индивидуальных интересов и
возможностей учеников. Благодаря реализации идей гуманизации и демократизации в
системе образования детей с ограниченными возможностями появились инновационные
подходы к обучению.
Данная исследовательская работа,
посвященная определению роли экскурсии как эффективной формы социализации школьников с ограниченными
возможностями, проводилась со старшеклассниками Саранской специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы — интерната I и II.
Понятие «социализация» есть процесс усвоения определенной системы знаний,
норм, ценностей, установок, образцов поведения. Социализация личности — это
сложный процесс взаимодействия самой личности с социальной средой, в результате
чего формируются качества человека. Главной целью социализации является
адаптация личности к социальной реальности.
Это служит наиболее возможным
условием нормального функционирования общества. Адаптация в обществе школьников
с ограниченными возможностями в получении звуковой информации из окружающего мира
позволит им приспособиться к явлениям действительности и полноценного
функционирования в обществе. Данный процесс осуществляется
различными путями:
включение в
трудовые, игровые, бытовые, спортивные виды деятельности,
взаимодействие со
слышащими людьми,
при проведении
экскурсий, прогулок, бесед, сюжетно — ролевых игр,
развитие устной
речи.
Важное место в социализации детей с недостатками слуха
принадлежит экскурсии. Экскурсия — это организационная форма воспитательной
деятельности, способствующая расширению и углублению знаний учащихся, развитию
общей культуры и кругозора. В процессе экскурсии решаются
следующие задачи:
развитие
наблюдательности и творческих способностей,
расширение и
закрепление полученных знаний и словарного запаса,
адаптация
школьников в современном обществе.
Экскурсии бывают программные (
учебные) и развивающие (воспитательные), требующие кропотливой подготовительной работы:
определение темы, задач и временного промежутка; подготовка маршрутного листа,
беседа по итогам наблюдений, выполнение заданий, создание творческих работ .
Процесс социализации школьников с
недостатками слуха и речи осуществляется в их овладении диалогической речью,
которая имеет ярко выраженную социальную направленность и служит потребностям
непосредственного живого общения. Внимание к диалогу проявляется везде, где
есть интерес к человеческим отношениям, так как с диалогом мы связываем
представление о коммуникации, взаимодействии, контакте. Именно в диалогической
речи сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение членов человеческого
коллектива. Лев Семенович Выготский утверждал,
что нужно так организовать жизнь ребенка с ограниченными возможностями в школе,
чтобы у него была потребность вступать в диалог с людьми, чтобы речь ему была
нужна. «Если найден секрет создать потребность, то есть поставить цель, - будет
и сама речь». Развитие личности и познавательной
деятельности детей с нарушением слуха и речи отличается от развития слышащих
детей, имеет свои психологические особенности. Ребята с ограниченными
возможностями должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними
возможности. Часто у первых наблюдается отклонение в эмоционально —
волевой сфере, нарушение социального взаимодействия, неуверенности в себе. В
процессе социализации (экскурсии) ученики приобретают качества, необходимые для
жизни в социуме, усваивают определенные ценности и формы поведения, становясь
полноценными членами общества.
Итак,
экскурсия является эффективной формой социализации школьников с ограниченными
возможностями.
Литература
1. Зыкова, Т.С.
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях I-II вида : пособие для учителя /
Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. – М. : ВЛАДОС, 2003.- 200 с.
2. Подласый, И.П. Курс
лекций по коррекционной педагогике : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб.
заведений И.П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 352 с.
3. Сурдопедагогика : учеб.
пособие для студентов дефектол. ф-в пед. ин-тов / Л.В. Андреева,
К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др. / под ред. М.И. Никитиной. – М. :
Просвещение, 1989. – 384 с.