Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 03.05.2024, 07:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Методическая копилка [66]

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Файлы » Методическая копилка

Презентация воспитателя Акчуриной Н.Ш. на тему: «Экскурсия как эффективная форма социализации школьников с ограниченными возможностями»
16.11.2011, 15:33
Экскурсия как эффективная форма социализации школьников с ограниченными возможностями   
Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат I и II. Акчурина Н.Ш.              
Одной из проблем современного российского общества является проблема социализации школьников с ограниченными возможностями. Эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость, где приходиться переосмысливать цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей. Необходимо создать условия для постепенного усвоения учащимися социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально — педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной, общественно значимой деятельности с учетом индивидуальных интересов и возможностей учеников. Благодаря реализации идей гуманизации и демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями появились инновационные подходы к обучению.
          Данная исследовательская работа, посвященная определению роли экскурсии как эффективной  формы социализации школьников с ограниченными возможностями, проводилась со старшеклассниками Саранской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интерната I и II.
          Понятие «социализация» есть  процесс усвоения определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения. Социализация личности — это сложный процесс взаимодействия самой личности с социальной средой, в результате чего формируются качества человека. Главной целью социализации является адаптация личности к социальной реальности.
           Это служит наиболее возможным условием нормального функционирования общества. Адаптация в обществе школьников с ограниченными возможностями в получении звуковой информации из окружающего мира позволит им приспособиться к явлениям действительности и полноценного функционирования в обществе.
           Данный процесс осуществляется различными путями:
  • включение в трудовые, игровые, бытовые, спортивные виды деятельности,
  • взаимодействие со слышащими людьми,                
  • при проведении экскурсий, прогулок, бесед, сюжетно — ролевых игр,
  • развитие устной речи.            
Важное место в  социализации детей с недостатками слуха принадлежит экскурсии. Экскурсия — это организационная форма воспитательной деятельности, способствующая расширению и углублению знаний учащихся, развитию общей культуры и кругозора.
           В процессе экскурсии решаются следующие задачи:
  • развитие наблюдательности и творческих способностей,
  • расширение и закрепление полученных знаний и словарного запаса,
  • адаптация школьников в современном обществе.
           Экскурсии бывают программные ( учебные) и развивающие (воспитательные), требующие  кропотливой подготовительной работы: определение темы, задач и временного промежутка; подготовка маршрутного листа, беседа по итогам наблюдений, выполнение заданий, создание творческих работ .
          Процесс социализации школьников с недостатками слуха и речи осуществляется в их овладении диалогической речью, которая имеет ярко выраженную социальную направленность и служит потребностям непосредственного живого общения. Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, так как с диалогом мы связываем представление о коммуникации, взаимодействии, контакте. Именно в диалогической речи сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение членов человеческого коллектива.
           Лев Семенович Выготский утверждал, что нужно так организовать жизнь ребенка с ограниченными возможностями в школе, чтобы у него была потребность вступать в диалог с людьми, чтобы речь ему была нужна. «Если найден секрет создать потребность, то есть поставить цель, - будет и сама речь».
           Развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха и речи отличается от развития слышащих детей, имеет свои психологические особенности. Ребята с ограниченными возможностями должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Часто у  первых  наблюдается отклонение в эмоционально — волевой сфере, нарушение социального взаимодействия, неуверенности в себе. В процессе социализации (экскурсии) ученики приобретают качества, необходимые для жизни в социуме, усваивают определенные ценности и формы поведения, становясь полноценными членами общества.
          Итак, экскурсия является эффективной формой социализации школьников с ограниченными возможностями. 
Литература
1. Зыкова, Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида : пособие для учителя /      Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. – М. : ВЛАДОС, 2003.- 200 с.
2. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений И.П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 352 с.
3. Сурдопедагогика : учеб. пособие для студентов дефектол. ф-в пед. ин-тов /   Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др. / под ред. М.И. Никитиной. – М. : Просвещение, 1989. – 384 с.  
Категория: Методическая копилка | Добавил: Administrator | Теги: презентация, экскурсия
Просмотров: 1987 | Загрузок: 132
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 12
    Гостей: 12
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024